Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3748/2018 ~ М-2581/2018 от 27.03.2018

Дело № 2-3748/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2018 года                                                                                      г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи                                                      Горбаконенко А.В.,

при секретаре                                                                                   Домниченко С.Д.,

с участием помощника прокурора г. Благовещенска                    Потаповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска в защиту интересов Соколова Анатолия Викторовича к администрации г.Благовещенска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

                                                          УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Благовещенска обратился в суд в интересах Соколова А.В. с исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой города Благовещенска проведена проверка по его обращению на действия администрации г. Благовещенска по непредоставлению жилого помещения в г. Благовещенске и защите жилищных прав.

Постановлением администрации города Благовещенска от 14 марта 2014 № 1195 он, как сирота, принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Просит обязать орган местного самоуправления в лице администрации г. Благовещенска предоставить Соколову А.В. жилое помещение в черте муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления (18 кв. метров) по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора настаивал на удовлетворении исковых требований, привел доводы, аналогичные изложенным в иске.

Истец, представитель ответчика администрации г. Благовещенска, представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь ч.ч. 3,5 ст. 167 ГПК РФ, определил: приступить к рассмотрению дела при данной явке.

Представитель ответчика администрации г. Благовещенска с заявленными требованиями не согласился, в обоснование своей позиции представил письменный отзыв, согласно которому Постановлением администрации города Благовещенска от 14 марта 2014 № 1195 «О принятии на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей», Соколов А.В. принят на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако на момент предъявления иска не подтверждена нуждаемость истца в жилом помещении, не представлены сведения изх ЕГРН.

На основании ст. 109.1 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок обеспечения жилым помещением указанных в законе категорий граждан устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок).

Согласно указанному Порядку, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-О3 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Из положений ст. 4.1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-О3 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года.

Согласно материалам дела, истец в настоящее время включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Поскольку в муниципальную собственность не переданы жилые помещения, построенные и приобретенные субъектом Амурской области, в связи с чем, предоставить жилое помещение истцу в настоящее время не представляется возможным.

По состоянию на 01.01.2018 года в список лиц, указанной категории, ожидающих предоставления жилья на территории г. Благовещенска включено 413 человек.

При этом у администрации г.Благовещенска в настоящее время имеются неисполненные обязательства перед иными детьми - сиротами по 243 судебным актам.

Потребность администрации г.Благовещенска в бюджетных ассигнованиях на 2018 год по исполнению переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот составляет 806, 080 млн. рублей. Однако из областного бюджета доведены лимиты финансовых средств на решение этого вопроса в размере 33 513,2 рубля.

Выслушав пояснения помощника прокурора г. Благовещенска, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Соколов А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации города Благовещенска от 14 марта 2014 № 1195 он принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты).

В рамках настоящего гражданского дела прокурором города Благовещенска ставится вопрос о предоставлении жилого помещения истцу по договору специализированного найма как лицу, поставленному на учет органом местного самоуправления по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку указанное жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).

Поскольку истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет, как нуждающийся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма, но принадлежащее право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма не реализовал, следовательно, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Данная позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 года, из которого следует, что основанием возникновения права на предоставление жилого помещения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются юридические факты, определенные жилищным законодательством, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования.

Истец является инвалидом детства второй группы. Из представленной копии аттестата об основном общем образовании от 10 июня 2013 года следует, что он окончил ГС(К)ОАУ школу-интернат № 8 в г. Благовещенске.

Также судом установлено, что после окончания школы избрал в качестве постоянного места жительства г. Благовещенск Амурской области, в котором проживает до настоящего времени без договора найма по ***.

Таким образом, с учетом того обстоятельства, что истец уже окончил обучение в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что у него, как нуждающегося в жилом помещении, после окончания образовательного учреждения и по достижении 18-летнего возраста возникло, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующее в настоящее время), право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а у ответчика возникла обязанность предоставить истцу жилое благоустроенное помещение на условиях специализированного найма.

Положениями п. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, определенном Правительством области.

Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок).

Согласно ст. 17 Порядка, жилые помещения (в том числе объекты долевого строительства), приобретаемые для предоставления детям-сиротам, должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, выбранного для постоянного проживания и расположенными на территории соответствующего муниципального образования.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора города Благовещенска об обязании органа местного самоуправления в лице администрации г. Благовещенска предоставить Соколову А.В. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления (18 кв. метров) по договору найма специализированного жилого помещения., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Благовещенска в защиту интересов Соколова Анатолия Викторовича к Администрации г. Благовещенска об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию города Благовещенска предоставить Соколову Анатолию Викторовичу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в черте муниципального образования г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца.

Председательствующий судья                                        А.В. Горбаконенко

2-3748/2018 ~ М-2581/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколов Анатолий Викторович
прокурор города Благовещенска
Ответчики
Администрация г. Благовещенска
Другие
Министерство образования Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Горбаконенко А.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
27.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2018Передача материалов судье
29.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2018Судебное заседание
29.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее