Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-10228/2018 ~ М-5829/2018 от 06.06.2018

Дело № 2-10228/2018

УИД № № 24RS0048-01-2018-007249-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2018 года                                 г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Севрюкова С.И.,

при секретаре Назаркиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Грибанова А.И. к Управлению социальной защиты населения администрации Советского района в г. Красноярске о признании незаконным прекращения мер социальной поддержки, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Красноярска в интересах Грибанова А.И. обратился в суд с иском к УСЗН администрации Советского района в г. Красноярске о признании незаконным прекращения мер социальной поддержки, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по обращению граждан установлено, что Грибанова А.И. является инвалидом второй группы, зарегистрирована по месту жительства: <адрес>. Имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст.17 Федерального закона 24.11.1995 г. № 181-ФЗ на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). Мерами социальной поддержки Грибанова А.И. пользовалась до 01.06.2017 г. В УСЗН администрации Советского района в г.Красноярске поступила информация об имеющейся у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. В связи с тем, что задолженность составила более двух месяцев, принято решение о приостановке мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.06.2017 г., впоследствии, принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки. Принятое решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки является незаконным, поскольку выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, не может быть прекращена на основании того, что имеется задолженность по их оплате.

Просит суд признать незаконным решение ответчика о прекращении предоставления мер социальной поддержки Грибанова А.И. с 01.06.2017 г., оформленное протоколом закрытия №1841 от 14.07.2017 г.; возложить на ответчика обязанность предоставить Грибанова А.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% платы за коммунальные услуги в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, путем их возобновления с 01.06.2017 г.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Красноярска - Лукке Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и письменном уточнении к нему, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика УСЗН администрации Советского района в г. Красноярске – Величко Е.Г. (по доверенности от 04.06.2018 г.) в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие нарушения закона вынесением оспариваемого решения, оформленного протоколом закрытия № 1841 от 14.07.2017 г.

Материальный истец Грибанова А.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщила.

Выслушав Лукке Т.В., Величко Е.Г., исследовав материалы дела и представленные по делу доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Исходя из п. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Статья 160 ЖК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и содержит указание на то, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон «О социальной защите инвалидов в РФ») определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 28.2 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

В соответствии с п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

При этом подпунктом "г" п. 8 Правил предусмотрено, что для предоставления субсидии, заявитель представляет документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В силу п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи, в том числе супругом (супругой).

В соответствии с пп. "А" п. 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.

Пунктами 58, 59 Правил предусмотрено, что при наличии уважительных причин (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

При отсутствии уважительных причин предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных п. 48 настоящих Правил.

На основании пп. "г" п. 60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца, с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования). В соответствии с ч. 13 ст. 17 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Согласно п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.

Исходя из п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в РФ».

Таким образом, законодатель исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в РФ».

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что Грибанова А.И. является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 № 1030795, зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова, д. 50, кв. 238.

Протоколом назначения «Субсидии отдельным категориям граждан» № 974 от 20.11.2015 г. на 01.10.2015 г. УСЗН администрации Советского района в г. Красноярске принято решение о назначении Грибанова А.И. социальной поддержки в виде оплаты услуг: жилищная услуга, взнос на капитальный ремонт – как ветерану труда (ст. 7 ФЗ «О ветеранах»); отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение – как инвалиду II группы.

Протоколом № 1711 от 14.06.2017 г. УСЗН администрации Советского района в г.Красноярске принято решение о приостановлении Грибанова А.И. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, ввиду наличия у Грибанова А.И. задолженности по оплате ЖКУ.

Протоколом закрытия № 1841 от 14.07.2017 г. УСЗН администрации Советского района в г.Красноярске принято решение о прекращении предоставления Грибанова А.И. мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% платы за коммунальные услуги за жилое помещение по адресу: <адрес>.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901) указано на то, что основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

Статьей 28.2 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрена передача полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ.

Со ссылкой на ст.20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 ответчиком приостановлено, а затем принято решение прекратить предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ввиду наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за 2 и более месяца и отсутствия соглашения по погашению задолженности.

Как указано Верховным Судом РФ в определении от 03.06.2015 г. № 53-АПГ15-24 ссылка на ст. 160 Жилищного кодекса РФ, предусматривающую компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не свидетельствует о наличии у законодателя Красноярского края полномочий по установлению для данной категории граждан дополнительных обязанностей, при исполнении которых у инвалида возникает право на получение предусмотренной федеральным законом льготы.

Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 03.06.2015 г. №53-АПГ15-24, следует, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.

Доводы ответчика о том, что применению подлежат положения п.п. 1, 2 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804, предусматривающие предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд во внимание принять не может, поскольку толкование норм законодательства, регулирующих вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности прекращения таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 г. № 10-4209, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в РФ».

Соответственно, наличие у материального истца задолженности оплате жилищно-коммунальных услуг не может служить основанием для отказа в прекращении мер социальной поддержки как инвалидам в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов по оплате электроэнергии, оплате коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах, требования прокурора в интересах Грибанова А.И. о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки незаконным, возложении обязанности возобновить предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в части отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения, - подлежат удовлетворению, поскольку наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, не может явиться основанием для прекращения в предоставлении инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате указанных коммунальных услуг.

Вместе с тем, разрешая требования истца в части признания незаконным решения ответчика № 1841 от 14.07.2017 г. о прекращении предоставления Грибанова А.И. мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% платы за жилищную услугу и взноса на капитальный ремонт, учитывая то обстоятельство, что указанные субсидии предоставлялись Грибанова А.И. в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», как ветерану труда, - суд не находит основания для их удовлетворения, поскольку исходя из требований п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 УСЗН администрации Советского района в г.Красноярске было вправе принять такое решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Грибанова А.И. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Советского района в г. Красноярске, оформленное протоколом закрытия № 1841 от 14 июля 2017 года, в части прекращения предоставления Грибанова А.И. с 01 июня 2017 года мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения (компонент за теплоноситель, компонент теплоэнергия), горячей воды (компонент тепловая энергия на СОИ), холодной воды на СОИ.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации Советского района в г.Красноярске предоставить Грибанова А.И. с 01 июня 2017 года меры социальной поддержки в виде возобновления компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% платы за отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение (компонент за теплоноситель, компонент теплоэнергия), горячую воду (компонент тепловая энергия на СОИ), холодную воду на СОИ.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                       С.И. Севрюков

2-10228/2018 ~ М-5829/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ПРОКУРОР СОВЕТСКОГО РАЙОНА В ИНТЕРЕСАХ ГРИБАНОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА
Ответчики
УСЗН СОВЕТСКОГО РАЙОНА
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Севрюков Сергей Игоревич
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
06.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2018Передача материалов судье
08.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2018Судебное заседание
31.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2019Дело оформлено
01.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее