Дело № 2а –98/2020
УИД №70RS-12-01-2020-000221-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бакчар Томской области 23 июня 2020 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Шатохина В.В.,
при секретаре Глухове А.Л., при помощнике судьи Потапове А.Н.,
с участием:
прокурора прокуратуры Бакчарского района Томской области Балашова И.М.,
представителя административного ответчика Леоненко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Бакчарского района Томской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Бакчарского сельского поселения Бакчарского района Томской области об оспаривании бездействия в области деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным иском к администрации Бакчарского сельского поселения Бакчарского района Томской области об оспаривании бездействия по непринятию мер к обеспечению безопасности дорожного движения и о возложении обязанности по приведению дорожного покрытия автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями национального стандарта.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Бакчарского района Томской области была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что дорожное покрытие находящихся в собственности администрации Бакчарского сельского поселения автомобильных дорог местного значения в селе Бакчар: по пер. Мелиораторов от пересечения с ул. Гвоздева до пересечения с ул. Лесной; по ул. Лесной от участка напротив дома № 7 до пересечения с пер. Лесным; по ул. Гвоздева от участка напротив дома № 35 до пересечения с пер. Колхозным – не соответствует требованиям пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», поскольку имеет просадки и колейность длиной свыше предельных размеров (длиной свыше 15 см, глубиной свыше 5 см, площадью свыше 1 м2). Несоответствие дорожного полотна стандартам, установленным законом, является не только нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, но и влечёт повышение аварийности на дорогах, создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц – жителей данных улиц, а также участников дорожного движения, нарушает их право на безопасное дорожное движение.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Бакчарского сельского поселения по непринятию мер к обеспечению безопасности дорожного движения; обязать администрацию Бакчарского сельского поселения в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дорожное покрытие автомобильных дорог местного значения в селе Бакчар Бакчарского района Томской области: по пер. Мелиораторов от пересечения с ул. Гвоздева до пересечения с ул. Лесной; по ул. Лесной от участка напротив дома № 7 до пересечения с пер. Лесным; по ул. Гвоздева от участка напротив дома № 35 до пересечения с пер. Колхозным.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Леоненко И.В. административный иск признал частично. Выразил несогласие с исковыми требованиями в части признания незаконным бездействия администрации Бакчарского сельского поселения по непринятию мер к обеспечению безопасности дорожного движения. Считает, что незаконного бездействия администрация Бакчарского сельского поселения не совершала. С административным иском в части требований о приведении дорожного покрытия указанных в иске автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 согласился. Пояснил, что по вопросу содержания автомобильных дорог и приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 администрацией Бакчарского сельского поселения заключены муниципальные контракты, дороги периодически грейдируют. Просил установить срок исполнения решения суда по приведению дорожного покрытия автомобильных дорог в надлежащее состояние до 31 августа 2020 года, как это предусмотрено муниципальными контрактами.
Рассмотрев дело по правилам Главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), заслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральный законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), а также другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (абзац первый статьи 1 и статья 4 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Согласно абзацам третьему и пятому статьи 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления») дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации – относится к вопросам местного значения городского поселения.
Вместе с тем, часть 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 этой же статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Закон Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ (статья 1) закрепляет за сельскими поселениями Томской области вопросы местного значения, в том числе, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 5 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования «Бакчарское сельское поселение Бакчарского района Томской области» (принят Решением Совета Бакчарского сельского поселения» от 17.07.2015) относит к вопросам местного значения Бакчарского сельского поселения дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, организацию дорожного движения.
Как установлено частью 1 статьи 2 Устава муниципального образования «Бакчарское сельское поселение Бакчарского района Томской области», исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Бакчарское сельское поселение Бакчарского района Томской области» является администрация Бакчарского сельского поселения. Глава муниципального образования «Бакчарское сельское поселение Бакчарского района Томской области» (Глава Бакчарского сельского поселения) одновременно является председателем Совета Бакчарского сельского поселения (представительного органа муниципального образования «Бакчарское сельское поселение Бакчарского района Томской области») и возглавляет администрацию Бакчарского сельского поселения.
Администрация Бакчарского сельского поселения обладает правами юридического лица. Администрация Бакчарского сельского поселения осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения поселения и по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области (статья 31 Устава муниципального образования «Бакчарское сельское поселение Бакчарского района Томской области»).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязанность муниципального образования «Бакчарское сельское поселение Бакчарского района Томской области» в лице его исполнительно-распорядительного органа – администрации Бакчарского сельского поселения по содержанию в надлежащем состоянии автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения.На основании статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности») автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (часть 1). К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 8).
В силу части 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно частям 1 и 2 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 принят «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог», подпункт «а» пункта 13.2 статьи 3 которого устанавливает, что на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц. Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартах государств – членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
В силу пункта 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утверждённого Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) (далее по тексту – ГОСТ Р 50597-2017) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В судебном заседании установлено, что в собственности муниципального образования «Бакчарское сельское поселение Бакчарского района Томской области» находятся автомобильные дороги, расположенные в селе Бакчар Бакчарского района Томской области: автомобильная дорога пер. Мелиораторов протяженностью 906 метров; автомобильная дорога ул. Гвоздева протяженностью 1499 метров; автомобильная дорога ул. Лесная протяженностью 228 метров
(л.д. 6, 7, 8).
27 мая 2020 года старшим помощником прокурора Бакчарского района Томской области Балашовым И.М., совместно с представителем ГИБДД и и.о. Главы Бакчарскрого сельского поселения была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания в нормативном состоянии автомобильных дорог местного значения в селе Бакчар Бакчарского района Томской области. В ходе проверки установлено, что дорожное покрытие автомобильных дорог общего пользования местного значения: по пер. Мелиораторов от пересечения с ул. Гвоздева до пересечения с ул. Лесной; по ул. Лесной от участка напротив дома № 7 до пересечения с пер. Лесным; по ул. Гвоздева от участка напротив дома № 35 до пересечения с пер. Колхозным – не соответствуют требованиям пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, поскольку имеют просадки и колейность длиной свыше предельных размеров (длиной свыше 15 см, глубиной свыше 5 см, площадью свыше 1 м2) (л.д. 12 – 17).
Изложенные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Возражая против требования о признании незаконным бездействия по непринятию мер к обеспечению безопасности дорожного движения, административным ответчиком представлены копии муниципального контракта № 038 по ремонту автомобильной дороги по пер. Мелиораторов в с. Бакчар от 19 мая 2020 года, муниципального контракта № 052 по ремонту автомобильной дороги по ул.Гвоздева в с. Бакчар от 4 июня 2020 года, а также договора № 6 от 22 января 2020 года оказания услуг спецтехники с экипажем.
Вместе с тем, указанные договоры не опровергают доводы прокурора о незаконном бездействии административного ответчика по непринятию мер к обеспечению безопасности дорожного движения в части содержания в надлежащем состоянии указанных в административном иске автомобильных дорог.
Так, срок действия договора № 6 от 22 января 2020 года истекает 30 июня 2020 года (пункт 7.2 договора). Предметом договора является оказание услуг спецтехники с экипажем (ремонтное профилирование, снегоочистка улиц и территории Бакчарского сельского поселения, указанных в заявке) (пункт 1.1 договора). При этом доказательств того, что исполнителю договора подавалась заявка на ремонтное профилирование тех автомобильных дорог в с. Бакчар, которые являлись предметом прокурорской проверки от 27 мая 2020 года и указаны в рассматриваемом административном иске, административный ответчик не представил.
Муниципальный контракт № 052, предметом которого являются работы по ремонту автомобильной дороги по улице Гвоздева в с. Бакчар, заключен 4 июня 2020 года, уже после проведения прокурорской проверки.
Предметом муниципального контракта от 19 мая 2020 года № 038 являются работы по ремонту автомобильной дороги по пер. Мелиораторов в с. Бакчар от ул. Целинная в сторону ул. Строителей. Однако предметом спора по настоящему делу является приведение в надлежащее состояние более протяжённого участка автомобильной дороги пер. Мелиораторов – от пересечения с ул. Гвоздева до пересечения с ул. Лесной, который не полностью охвачен муниципальным контрактом от 19 мая 2020 года № 038.
Кроме того, сам факт ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильных дорог на момент прокурорской проверки свидетельствует о бездействии административного ответчика по непринятию мер к обеспечению безопасности дорожного движения в части содержания указанных автомобильных дорог в надлежащем состоянии.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доказательства того, что принимаемые меры по содержанию указанных в административном иске автомобильных дорог соответствовали нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, администрация Бакчарского сельского поселения не представила.
При изложенных обстоятельствах суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в решении суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае удовлетворения административного иска и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок исполнения решения суда (статья 187, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ), суд исходит из определенных в таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 сроков устранения дефектов проезжей части автомобильных дорог, которые составляют при установленных настоящим решением суда дефектах для дорог
V категории – не более 12 суток со дня их обнаружения.
Таким образом, предложенный прокурором срок в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным для его исполнения.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 226 – 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░, ░░ ░░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░, ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № 35 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░ 50597-2017. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 26.09.2017 № 1245-░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░:
░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░;
░░ ░░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░;
░░ ░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № 35 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░ 2020 ░░░░.