Дело № 02-1296-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2012 года
Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Раджабова Н.М.
с участием прокурора Тудупдоржиевой Д.С.
при секретаре Апрелковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по иску Борзинского межрайонного прокурора в интересах Димова В.В. к Администрации муниципального района «Борзинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Димова В.В. к Администрации муниципального района «Борзинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, ссылаясь на следующее.
Димов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>. Его <данные изъяты> - ФИО6, <данные изъяты> - ФИО7 решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении сына.
Постановлением Управляющего Железнодорожным административным округом Администрации г. Читы от 31.08.2001 года № 295 Димов В.В. определен в детское государственное учреждение.
Постановлением главы Муниципального образования г. Борзи и Борзинского района от ДД.ММ.ГГГГ № за Димовым В.В. была закреплена жилая площадь в селе Южное Борзинского района Забайкальского края.
Постановлением Администрации муниципального района «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № закрепление жилой площади за Димовым В.В. отменено в связи с его утратой (Акт на списание жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ).
2
Согласно сведений, предоставленных Борзинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на Димова В.В. отсутствует.
Постановлением главы Администрации сельского поселения «Южное» от ДД.ММ.ГГГГ № Димов В.В. поставлен на учет как <данные изъяты>. Однако жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, чем нарушены его жилищные права.
Истец просит суд обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» предоставить Димову В.В. жилое помещение по договору социального найма, расположенное в Борзинском районе, размером не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия обязать Правительство Забайкальского края:
обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия;
осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств.
Обязать Министерство финансов Забайкальского края предоставить бюджету муниципального района «Борзинский район» субвенции на осуществление государственного полномочия из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
В судебном заседании представитель истца Тудупдоржиева Д.С. уточнила исковые требования и просила суд обязать Администрацию муниципального района «Борзинский район» предоставить Димову В.В. жилое помещение по договору социального найма, расположенное в Борзинском районе Забайкальского края, размером не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям и возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края за счет денежных средств, выделенных на эти цели расходов Администрации муниципального района «Борзинский район» на предоставление Димову В.В. жилого помещения.
Истец Димов В.В. надлежащим образом и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился и не сообщил суду об уважительной причине неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации муниципального района «Борзинский район» Сковородко Д.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Борзинского межрайонного прокурора признала.
Ответчики - Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края надлежащим образом и своевременно извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились.
От представителя ответчика - Правительства Забайкальского края Зотова Д.А., действующего на основании доверенности, в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и о несогласии с исковыми требованиями истца, поскольку Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края.
От представителя ответчика - Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и о несогласии с исковыми требованиями истца, поскольку Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем.
Заслушав представителя истца Тудупдоржиеву Д.С., представителя ответчика Сковородко Ж.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанных в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В силу части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оп окончании из пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании установлено, что Димов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>. Его <данные изъяты> - ФИО6 и <данные изъяты> - ФИО7 на основании решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ребенка лишены родительских прав.
Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
Постановлением Управляющего Железнодорожным административным округом Администрации г. Читы от 31.08.2001 года № 295 подтверждается, что Димов В.В. определен в детское государственное учреждение.
Постановлением главы Муниципального образования г. Борзи и Борзинского района от 29.11.2002 года № 710 за Димовым А.В. закреплена жилая площадь, расположенная в селе Южное Борзинского района Забайкальского края.
Постановлением Администрации муниципального района «Борзинский район» от 24.06.2009 года № 940 постановление главы Муниципального
6
образования г. Борзи и Борзинского района от 29.11.2002 года № 710 признано утратившим силу.
Постановлением Администрации сельского поселения «Южное» от 10.07.2009 года № 19 Димов А.В. поставлен на очередь как <данные изъяты>, которое, как установлено в судебном заседании, ему до настоящего времени не предоставлено.
Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
В судебном заседании установлено и подтверждается уведомлением, выданным 18.04.2012 года (№ 05/013/2012-150) Борзинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации прав на жилое помещения на Димова А.В.
Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В данном случае таким органом является администрация муниципального района «Борзинский район». При этом финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья относится к обязанности субъекта Российской Федерации - Забайкальского края.
В судебном заседании установлено и подтверждается отзывом Министерства финансов Забайкальского края на исковое заявление, что Администрации муниципального района «Борзинский район» предусмотрены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 2.000.000 рублей.
Суд находит, что несмотря на то, что недостаточность выделяемых средств является очевидной, данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения своей обязанности по предоставлению жилья указанной категории граждан, а возникающие между бюджетами споры подлежат рассмотрению в ином порядке и не могут повлечь нарушение прав лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7
В связи с изложенным, обязанность по предоставлению жилого помещения лежит на муниципальном образовании - администрации муниципального района «Борзинский район» и не может быть возложена на иной орган.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу статьи 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Право на обращение в суд имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители и прокурор.
Необходимость обращения прокурора с иском обусловлена тем, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства.
Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит иск Борзинского межрайонного прокурора законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
8
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Борзинского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 кадминистрации муниципального района «Борзинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма, расположенное в Борзинском районе Забайкальского края, размером не менее нормы предоставления, отвечающей санитарным и техническим требованиям.
Возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края за счет денежных средств, выделенных на эти цели расходов Администрации муниципального района «Борзинский район» на предоставление ФИО2 жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Раджабова Н.М.
Копия верна: судья Раджабова Н.М.