Решение
Именем Российской Федерации
02 марта 2015 года Дело № 2-71/2015
село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
федерального судьи З.Н. Раднаевой,
при секретаре О.А. Мишкиной,
с участием прокурора -
помощника прокурора Шебалинского района Д.М. Шадеева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" о возложении обязанности получить разрешение на содержание и разведение объектов животного мира,
установил:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с требованием к Федеральному государственному унитарному предприятию "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" о возложении обязанности получить разрешение на содержание и разведение объектов зубров в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Заявленные требования мотивированы тем, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ФГУП «Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" (далее – предприятие) законодательства в сфере охраны природы и природопользования.
В ходе проверки установлено, что указанное предприятие при производстве деятельности по разведению крупного рогатого скота осуществляет содержание и разведение зубров (лат. Bison bonasus), отнесенных к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
Согласно отчету о движении скота и птицы на ферме за ДД.ММ.ГГГГ года предприятие осуществляет содержание 57 зубров.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закон № 52-ФЗ) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
Приказом Госкомэкологии РФ от 19.12.1997 № 569 зубр (лат. Bison bonasus) занесен в Красную книгу Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Закона № 52-ФЗ содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований предприятие разрешения на содержание и разведение зубров в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в настоящее время не имеет.
Указывая, что в силу отсутствия разрешения на содержание и разведение зубров в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания повлекло нарушение прав и законных интересов Российской Федерации по охране и учету редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и других организмов, ссылаясь на положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Приказ Минприроды России от 30.01.2013 № 36 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания» истец просит удовлетворить заявленные требования.
Третье лицо - Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, также письменно заявило о том, что поддерживает исковые требования природоохранного прокурора.
Представитель ответчика – ФГУП "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" Шиховцов В.В. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 5 Закона № 52-ФЗ полномочия по предоставлению разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания отнесены к органам государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира.
В соответствии с п. 5.3.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Приказом Минприроды России от 30.01.2013 № 36 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания» (далее - Административный регламент) органом, осуществляющим выдачу разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Указанный Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росприроднадзора и должностными лицами Росприроднадзора с заявителями при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Положения Устава ФГУП «Алтайское экспериментальное сельское хозяйство» не дают права Предприятию на содержание и разведение зубров.
Так согласно п. 15 Устава право Предприятия осуществлять деятельность, на занятие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение (лицензия), возникает с момента ее получения или в указанный срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд считает исковые требования прокурора обоснованными.
Суд при разрешении возникшего спора по существу исходит из того, что обращение прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации на основании ст. 45 ГПК РФ в данном случае обосновано.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения. С учетом принципа разумности, объема и характера работы для получения разрешения на содержание и разведение животных, суд считает необходимым установить срок для устранения нарушений в виде трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ взысканию с Федерального государственного унитарного предприятия «Алтайское экспериментальное сельское хозяйство» подлежит государственная пошлина за рассмотрение судом искового заявления неимущественного характера в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" о возложении обязанности получить разрешение на содержание и разведение объектов животного мира удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" <данные изъяты> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу получить в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования разрешение на содержание и разведение зубров в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" <данные изъяты> государственную пошлину в размере 6000 (Шесть тысяч) рублей в доход местного бюджета муниципального образования «Шебалинский район».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2015 года.
Федеральный судья З.Н. Раднаева