Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-93/2020 ~ М-89/2020 от 17.08.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

4 сентября 2020 г.             г. Белогорск

Белогорский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Бордина С.Н.,

при секретаре судебного заседания Балдиной М.К.,

в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <иные данные> Сергачёва Алексея Владимировича об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанного с непринятием мер по учету на его именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих инвестиционного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода,

УСТАНОВИЛ:

Сергачёв обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, связанное с непринятием мер по учету на его именном накопительном счете (далее - ИНС) суммы дохода от инвестирования накоплений, который был бы начислен на его именном накопительном счете (далее - ИНС) при своевременном включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее - НИС), за период с <дата> по <дата> включительно;

обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФГКУ «Росвоенипотека») в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести ему расчет денежной суммы недополученного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода, за указанный период;

обязать Министерство обороны Российской Федерации в десятидневный срок со дня поступления из ФГКУ «Росвоенипотека» данного расчета перечислить на его именной накопительный счет (регистрационный номер участника - ) денежные средства в указанном размере.

В обоснование административного иска Сергачёв указал, что с <дата> у него возникло право на участие в НИС, однако в связи с несвоевременным направлением по вине должностных лиц войсковой части необходимых документов и, соответственно, несвоевременным включением в реестр участников НИС он включен в данный реестр с <дата> только <дата>, после чего ему производятся начисления накоплений для жилищного обеспечения, в том числе доход от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, для получения инвестиционного дохода. Однако, на его ИНС произведены накопительные взносы за период с <дата> только <дата> без учета доходов от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, для получения инвестиционного дохода, которые должны были бы ему начислены при своевременном включении в реестр участников НИС – с <дата>. По вопросу начисления инвестиционного дохода он обратился в ФГКУ «Росвоенипотека» и ему даны ответы от <дата> и от <дата> о том, что на его имя открыт ИНС не позднее 10 рабочих дней после поступления сведений, после чего перечислены накопительные взносы с <дата>, при этом в перечислении инвестиционного дохода за период с <дата> по <дата> отказано. Также письмом Министерства обороны Российской Федерации от <дата> в удовлетворении указанных требований отказано. Он полагает данные отказы незаконными, поскольку ФГКУ «Росвоенипотека» и Министерством обороны РФ нарушено его право на жилищное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте ФГКУ «Росвоенипотека», на ИНС участников, у которых возникло основание для включения в реестр в ноябре 2010 года, за период <дата> по <дата> учтено 756 090 рублей. Однако, точный размер инвестиционного дохода может определить ФГКУ «Росвоенипотека», поскольку обладает соответствующими сведениями.

Сергачёв, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, в связи с чем на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.

Руководитель ФГКУ «Росвоенипотека», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, а его представитель ФИО1 в своих письменных возражениях, не признавая требований административного истца, указал, что со стороны ФГКУ «Росвоенипотека» не допущено никаких нарушений прав Сергачёва, поскольку согласно ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» учет доходов от инвестирования на ИНС участников НИС осуществляется ФГКУ «Росвоенипотека» пропорционально суммам накоплений, учтенным на их именных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период. ИНС Сергачёва (регистрационный номер участника - ) открыт <дата> на основании сведений, поступивших из Департамента жилищного обеспечения МО РФ, о включении в реестр участника НИС с <дата>, накопительные взносы перечислены, переданы в доверительное управление с <дата> и ему производится начисление инвестиционного дохода с <дата>. При этом п. 7 постановления Правительства РФ от 7 ноября 2005 года №655 предусмотрены сроки ведения именных счетов участников НИС, размер инвестиционного дохода зависит от суммы накопительных взносов, сроков инвестирования, доходности от инвестирования, а дополнительный доход распределяется поквартально.

Положенные Сергачёву с <дата> накопления переданы в доверительное управление после открытия <дата> ИНС, поэтому доход от инвестирования начисляется и учитывается для определения размера накоплений на его именном счете с <дата> в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655. В связи с тем, что административный истец по вине должностных лиц воинской части не был своевременно включен в реестр участников НИС, его накопления не могли быть направлены для инвестирования в инвестиционные фонды, предполагаемые административным истцом доходы от инвестирования, фактически, получены не были.

По мнению представителя ФГКУ «Росвоенипотека», начисление участникам НИС инвестиционного дохода с даты возникновения оснований для включения в реестр безосновательно и противоречит действующему законодательству. Рассчитать предполагаемый доход участника НИС за период не представляется возможным, в связи с отсутствием утвержденной Правительством РФ методики расчета и предусмотренных законом процедур. Выделение средств инвестиционных накоплений из Бюджета РФ не предусмотрено законом, инвестиционный доход имеет внебюджетную природу.

По мнению ФИО1, поскольку Сергачёв несвоевременно включен в реестр участников НИС и недополучил инвестиционный доход за указанный период не по вине ФГКУ «Росвоенипотека», причиненный административному истцу недополучением инвестиционного дохода вред может быть возмещен за счет поступающего и распределяемого ФГКУ «Росвоенипотека» инвестиционного дохода.

Министр обороны РФ, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, а его представитель ФИО2 в своих письменных возражениях требования административного истца не признал, просил отказать в их удовлетворении, посчитав, что Министерство обороны РФ каких-либо его прав и законных интересов не нарушало, применив последствия пропуска административным истцом срока обращения в суд, так как Сергачёву о предполагаемом нарушении его прав было известно с даты ознакомления с уведомлением о включении в реестр участников НИС, то есть с <дата>.

Исследовав материалы дела, военный суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что административный истец, заключивший новый контракт о прохождении военной службы <дата>, <дата> Департаментом жилищного обеспечения МО РФ включен в реестр участников НИС (регистрационный номер участника - ) с <дата> – с момента возникновения права на участие в НИС, <дата> ему открыт ИНС участника НИС и произведено начисление накоплений для жилищного обеспечения за период с <дата> по <дата> без учета доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. Положенные Сергачёву взносы учтены ФГКУ «Росвоенипотека» на ИНС, переданы в доверительное управление, доход от инвестирования денежных средств ему начисляется и учитывается с <дата>.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Как видно из послужного списка Сергачёв <дата> года в войсковой части заключил новый контракт о прохождении военной службы и с указанной даты по настоящее время проходит военную службу по контракту.

Согласно сообщению врио командира войсковой части от <дата> по вине должностных лиц войсковой части Сергачёв не был своевременно включен в реестр участников НИС.

В соответствии с уведомлением о включении военнослужащего в реестр участников НИС от <дата> Департаментом жилищного обеспечения МО РФ Сергачёв включен в реестр участников НИС с <дата> (регистрационный номер участника - ).

Из ответа Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от <дата> следует, что дата, когда произведена запись о включении Сергачёва в реестр участников НИС, – <дата>, оснований для пересмотра накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его ИНС, не имеется.

Согласно ответам ФГКУ «Росвоенипотека» от <дата> и от <дата> следует, что Сергачёву на основании поступивших из Департамента жилищного обеспечения сведений о включении его в реестр участников НИС в течение десяти рабочих дней был открыт ИНС, на котором установленным порядком учитываются накопления для жилищного обеспечения. Накопленные взносы из федерального бюджета учитываются на ИНС с даты возникновения основания для включения Сергачёва в реестр участников НИС. После учета накопительных взносов они в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» ФГКУ «Росвоенипотека» передаются в доверительное управление управляющим компаниям в целях получения инвестиционного дохода. Также сообщается, что ФГКУ «Росвоенипотека» не обладает полномочиями по определению размера инвестиционного дохода участников НИС за периоды, в которых их накопительные взносы не инвестировались, для истребования данного инвестиционного дохода от Министерства обороны РФ и разнесения его на ИНС законных оснований не имеется, поэтому в просьбе Сергачёва об определении инвестиционного дохода за такой период отказано.

Как следует из справки главного специалиста Владивостокского филиала ФГКУ «Росвоенипотека» от <дата> ИНС участника НИС Сергачёва с регистрационным открыт <дата> с датой возникновения основания для включения в реестр <дата> на основании сведений о включении его в НИС, поступивших от регистрирующего органа федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором участник НИС проходит военную службу, - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Учет накоплений на ИНС Сергачёва и передача их в доверительное управление производятся с <дата>, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с <дата>.

По состоянию на <дата> на ИНС Сергачёва учтены накопления в размере 2 312 741 рубль 84 копейки, в том числе доход от инвестирования накоплений в размере 137 388 рублей 84 копеек.

Согласно сообщению 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от <дата> по данным, поступившим из Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Сергачёв включен в реестр участников НИС <дата> по «<иные данные>» категории с датой возникновения основания - <дата>. <дата> ФГКУ «Востокрегионжилье» документы для включения в данный реестр направлены в Департамент жилищного обеспечения МО РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ, за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 15 указанной статьи предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:

1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;

2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;

3) иные не запрещенные законодательством РФ поступления.

Согласно ч. 4 данной статьи закона учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, необходимые для ведения их ИНС.

Пунктами 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655, предусмотрено открытие такого счета уполномоченным федеральным органом в отношении каждого участника.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017г. № 245, которым утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, подобным уполномоченным органом является ФГКУ «Росвоенипотека».

При этом п. 8, 11 и 12 названного Порядка установлено, что при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр участников НИС ответственное должностное лицо воинской части оформляет личную карточку участника НИС (далее – личная карточка) в двух экземплярах, ознакамливает участника НИС с личной карточкой под подпись, представляет ее на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу воинской части, отвечающему за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части и приобщает первый экземпляр личной карточки к личному делу военнослужащего.

Указанные в п. 8 Порядка личная карточка и документы не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем возникновения основания для включения военнослужащего в реестр, направляются воинской частью в региональное управление жилищного обеспечения или его территориальный отдел (отделение) в соответствии с территориальной принадлежностью.

Подразделение жилищного обеспечения в течение 10 рабочих дней после получения документов, указанных в п. 11 названного Порядка, осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения в реестр.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Сергачёва не был своевременно включен в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих по вине командования войсковой части , в которой он проходил военную службу.

В соответствии с п. 7 указанных Правил уполномоченный федеральный орган (ФГКУ «Росвоенипотека») на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющими компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.

Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период.

Таким образом, ИНС Сергачёва, на который зачислены и учтены накопительные взносы с <дата>, открыт в ФГКУ «Росвоенипотека» <дата>, и начисляемые на его ИНС накопительные взносы переданы в доверительное управление только <дата>, в связи с чем, инвестиционный доход участника НИС ему начисляется и учитывается с <дата>.

Поскольку административный истец не был своевременно включен в реестр участников НИС со дня возникновения к тому оснований по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц государственного органа, он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с административным истцом время стать участниками НИС и имевшими возможность реализовать это право фактически, права административного истца были нарушены и подлежат восстановлению.

По указанным основаниям доводы представителя ФГКУ «Росвоенипотека» ФИО1 и представителя Министерства обороны РФ ФИО2 об отсутствии правовых оснований для восстановления нарушенных прав административного истца военный суд признает несостоятельными. При этом отсутствие методики расчета величины инвестиционного дохода, который был бы учтен на ИНС Сергачёва, а также источника финансирования не должно умалять право последнего на учет на его ИНС доходов от инвестирования с даты возникновения основания для включения в реестр. Кроме того, вопреки доводам представителя Министерства обороны РФ ФИО2, оснований для привлечения в качестве ответчиков ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и войсковой части не имеется.

Как следует из письменных возражений Сергачёва от <дата>, о нарушении своих прав он узнал после получения им <дата> ответа из ФГКУ «Росвоенипотека» от <дата> на свое обращение. Это обстоятельство подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором

Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, вопреки доводам представителя Министерства обороны РФ ФИО2, Сергачёвым срок на обращение в суд не пропущен.

На основании изложенного, военный суд считает, что восстановление нарушенных прав административного истца возможно путем возложения на ФГКУ «Росвоенипотека» обязанности произвести расчет инвестиционного дохода, который подлежал начислению административному истцу с даты включения его в реестр участников НИС <дата> по <дата> при своевременном включении в реестр участников, а не <дата>, как полагает административный истец, поскольку накопительные взносы переданы в доверительное управление <дата>, с последующим перечислением Министерством обороны РФ на ИНС Сергачёва рассчитанной ФГКУ «Росвоенипотека» суммы инвестиционного дохода за указанный период, что в полной мере соответствует положениям ч. 4 и 6 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Доводы представителя ФГКУ «Росвоенипотека» ФИО1 о фактической невозможности производства расчета недополученного Сергачёвым дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода, военный суд считает несостоятельными, поскольку как следует из ответа ФГКУ «Росвоенипотека» от <дата> информация о средствах, учтенных на ИНС участников НИС, в том числе о размерах инвестиционного дохода, размещается на официальном сайте ФГКУ «Росвоенипотека», при этом в указанной информации отражена усредненная сумма накоплений с учетом дохода от инвестирования накоплений.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая удовлетворение заявленных административным истцом требований, судебные расходы, связанные с уплатой административным истцом государственной пошлины в размере 300 рублей, подлежат возмещению.

Руководствуясь ст. 175 – 180 и 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сергачёва Алексея Владимировича – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации по непринятию мер по учету на именном накопительном счете Сергачёва А.В. инвестиционного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, для получения инвестиционного дохода за период с <дата> по <дата>.

Обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в месячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести расчет Сергачёву А.В. денежной суммы инвестиционного дохода на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (регистрационный ) от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода, которая подлежала начислению Сергачёву А.В. за период с <дата> по <дата>, и истребовать от Министерства обороны Российской Федерации установленным порядком денежные средства на указанные цели.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в десятидневный срок со дня поступления из ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» данного расчета перечислить на именной накопительный счет Сергачёва А.В. (регистрационный денежные средства в размере, рассчитанном ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода, за период с <дата> по <дата> включительно.

Об исполнении судебного решения необходимо сообщить в Белогорский гарнизонный военный суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Сергачёва Алексея Владимировича судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 14 сентября 2020 года.

Председательствующий                                                                              С.Н. Бордин

2а-93/2020 ~ М-89/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сергачёв Алексей Владимирович
Ответчики
ФГКУ "Федеральное управление НИС жилищного обеспечения военнослужащих
Министерство Обороны РФ
Другие
Лебедев Сергей Георгиевич
Молокова Анастасия Валентиновна
Бабкин Виталий Александрович
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Егорова Ксения Александровна
Суд
Белогорский гарнизонный военный суд (Амурская область)
Судья
Бордин С.Н.
Дело на странице суда
belgvs--amr.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
20.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020Подготовка дела (собеседование)
28.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2020Судебное заседание
04.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее