Дело №2-49/2022
25RS0035-01-2021-001239-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Большой Камень 14 марта 2022 года
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Рогачевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковленко Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Варюшиной Марии Борисовны к администрации Романовского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Варюшина М.Б. обратилась в суд с иском к администрации Романовского сельского поселения, указав, что с 2002 года в ее владении и пользовании находится жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. В данном жилом доме с 2002 года по 2019 год она проживала совместно со своим гражданским супругом ФИО8, которому указанный жилой дом был предоставлен администрацией Романовского сельского поселения для проживания. В 2019 году отношений между ней и ФИО8 разладились, он уехал из <адрес>, его место проживания не известно. С декабря 2002 года, в течение 17 лет, она открыто владела спорными жилым домом и земельным участком вместе с ФИО8, а после его убытия и до настоящего времени – одна, имущество из ее владения никогда не выбывало, она ухаживает за данным имуществом, ремонтирует дом, оплачивает электроэнергию, обрабатывает земельный участок. За все время ее владения данным жилым домом и земельным участок, никто на данное имущество не претендовал, прежний собственник жилого дома – ФИО4 умерла в 2002 году.
На основании ст. 234 Гражданского кодекса РФ просит признать за ней право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
В судебном заседании истец Варюшина М.Б. и ее представитель Варюшин В.Н. на удовлетворении иска настаивали по изложенным в нем основаниям. Указали, что прежний собственник жилого дома и земельного участка ФИО4 умерла в 2002 года, родственников у нее не было, похоронена была за счет администрации сельского поселения. Так как дом был бесхозяйный, поврежден в результате пожара, в данном жилом доме с разрешения администрации проживали ФИО8 и Варюшина М.Б., восстанавливали дом после пожара. В 2019 году Устимович уехал из <адрес>, а Варюшина М.Б. продолжала и до настоящего времени продолжает открыто владеть и пользоваться домом, поддерживает его в надлежащем состоянии, за свой счет ремонтирует, засаживает огород.
Представитель ответчика администрации Романовского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражений по существу иска не представил.
Выслушав пояснения истца и его представителя, показания свидетеля ФИО6, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статья 223 ГК РФ предусматривает, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Из ст. 273 ГК РФ и ст. 35 Земельного кодекса РФ следует, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
В соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Как разъяснено в абз. 3 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу пункта 4 статьи 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. В этой связи течение срока приобретательной давности в отношении государственного имущества может начаться не ранее 01.07.1990 г.
В соответствии ст. ст. 195, 196 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
С учетом срока исковой давности, установленного п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ, срок приобретательной давности составляет 18 лет.
В Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах имеются записи о регистрации права собственности ФИО4 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем Отделом ЗАГС администрации муниципального образования <адрес> составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений истца Варюшиной М.Б. в зале суда следует, что фактически она с декабря 2002 года постоянно пользуется указанными жилым домом и земельным участком, использует их в соответствии с целевым назначением, несет расходы по содержанию.
Факт постоянного пользования Варюшиной М.Б. спорным земельным участком с 2002 года по настоящее время подтвержден также показаниями свидетеля ФИО6
Свидетель ФИО6 в суде показал, что длительное время проживает в <адрес>. Более 20 лет в соседнем <адрес> систематически проживает Варюшина М.Б., топит печь в зимнее время, кормит собаку, обрабатывает огород. Данный жилой дом ранее принадлежал женщине, после смерти которой дом пустовал, в нем собирались люди маргинального типа, дом горел. Затем в данном доме, более 20 лет назад, стала проживать Варюшина М.Б., вместе со своим гражданским мужем они отремонтировали дом после пожара. За все время проживания Варюшиной М.Б. в данном доме, на дом и земельный участок никто не претендовал, она своими силами ремонтирует дом, поддерживает порядок во дворе, засаживает огород.
Отсутствие наследственных дел к имуществу ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено справками нотариусов нотариального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Варюшина М.Б. владеет и пользуется спорными жилым домом и земельным участком как своими собственными с декабря 2002 года по настоящее время, что составляет более 19 лет.
Из приведенных выше доказательств следует, что Варюшина М.Б., владея указанным недвижимым имуществом, как своим собственным на протяжении более 19 лет, использовала его по назначению, поддерживала в надлежащем состоянии, принимала возможные меры к тому, чтобы владение вещью не причиняло вреда правам и охраняемым законом интересам других лиц, заботясь о ней таким образом, как это делал бы на его месте любой добросовестный хозяин вещи, несла сопутствующее обладанию вещью бремя его содержания, эффективно используя ее в соответствии с целевым назначением.
Осуществляя указанные действия, Варюшина М.Б. открыто владела указанным недвижимым имуществом, так как не скрывала своего обладания им перед третьими лицами и в социальном окружении её владение воспринималось как обычное в соответствующей обстановке осуществление права собственности в отношении данного имущества, поскольку имелась возможность установить, кто именно осуществляет владение имуществом, беспрепятственно наблюдать указанное владение.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Варюшина М.Б. на протяжении 19 лет добросовестно, открыто и непрерывно владела как своим собственным недвижимым имуществом, имеются основания для признания за Варюшиной М.Б. права собственности на спорные жилой дом и земельный участок, в силу приобретательной давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Варюшиной Марии Борисовны к администрации Романовского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности удовлетворить.
Признать за Варюшиной Марией Борисовной право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Признать за Варюшиной Марией Борисовной право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, то есть с 18.03.2022, путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд. Апелляционная жалоба подается по количеству сторон, участвующих в деле.
Судья А.В. Рогачева