РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2010года
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего федерального судьи Шендеровой И.П.
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлениям К., Ш., А., Ч., М., Ф., М., Х. о признании незаконными заключений Главы Администрации сельского поселения ... о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, обязании изменить вид разрешенного использования земельных участков,-
установил:
К. обратился в суд заявлением о признании заключений Администрации сельского поселения ... Раменского муниципального района Номер обезличен от 16.03.20..г. незаконными, признании бездействия Главы Администрации сельского поселения ..., выразившегося в непринятии решения по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков незаконным, обязании главу Администрации сельского поселения ... в целях устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов принять решение об изменении вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков – «для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства» на – « дачное строительство» (л.д. 4-9) В последующем, ссылаясь на допущенную техническую ошибку в первоначальном заявлении представил уточненное заявление (л.д. 255-259), в котором просит признать заключения Главы Администрации сельского поселения ... Раменского муниципального района Номер обезличен от 16.03.20..г. незаконными, обязать Главу сельского поселения ... в целях устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов принять решение об изменении вида разрешенного использования– «для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства» на «дачное строительство» принадлежащих ему земельных участков: земельного участка площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером: …, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок №…, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ..., …; земельного участка площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером: …, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок №…, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ..., …; земельного участка площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : …, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок №…, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ..., …; земельного участка площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером: …, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок №…, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ..., …; земельного участка площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером: …, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок №…, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ..., …; земельного участка площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : …, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок №…, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ..., … (л.д. 255-259). В обоснование заявленных требований К. в заявлении ссылается на то, что 10.03.20..г. в сельском поселении Никоновское были проведены публичные слушания по вопросу изменения условно разрешенного вида использования с « крестьянского (фермерского) хозяйства» на «дачное строительство» земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности. Слушание проводилось по заявлению К. от 5.02.20..г. №... Жители территориальной зоны, в границах которой находится земельный участок заявителя, были надлежащим образом уведомлены, объявление о публичных слушаниях было опубликовано в газете Раменского муниципального района ... от 3.03.20..г. По результатам публичных слушаний получил отказы в изменении вида разрешенного использования земельных участков, выразившиеся в заключениях Главы Администрации сельского поселения ... от 16.03.20..г. Номер обезличен по каждому из участков. Считает заключения незаконными и нарушающими его права, поскольку в силу ч.2 ст. 36 Конституции РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Указывает, что ст. 43 ЗК РФ предоставляет гражданам и юридическим лица осуществлять принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами. Любой вид разрешенного использования, из предусмотренных зонированием территорий видов, выбирается в силу ст. 7 ЗК РФ самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В соответствии с п.3 ст. 4 ФЗ « О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ», до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. В силу ч.6 ст. 37 ГрК РФ, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке ст. 39 ГрК РФ. Отказ в предоставлении такого разрешения должен быть мотивирован с учетом публичных слушаний. Указывает, что администрацией не представлены доказательства невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, его ограничения в обороте или иные доказательства невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, установленные федеральными законами. Ни протокол публичных слушаний от 10.03.2010г., ни заключения Администрации не содержат возражений граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен участок, правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельными участками заявителя, правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на участках, имеющих общие границы с участками заявителя. Полагает, ч то из решения комиссии по проведению публичных слушаний, отраженному в протоколе, неясно на основании каких актов и документально подтвержденных фактах, оно основано. Полагает, что не один из приведенных комиссией в решении доводов не является законным основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования земельных участков. (л.д. 255-258). В судебном заседании К. доводы заявления поддержал в полном объеме.
С аналогичными заявлениями в суд обратились Ш., А., Ч., М. Определением суда от 22.04.2010г. гражданские дела по указанным заявлениям граждан Номер обезличен были объединены в одно производство, гражданскому делу присвоен номер Номер обезличен (л.д.46).
Заявитель –Ш. обратился в суд заявлением, в котором просит признать заключение Главы Администрации сельского поселения ... Раменского муниципального района Номер обезличен от 16.03.20..г. незаконным, обязать Главу Администрации сельского поселения ... в целях устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов принять решение об изменении вида разрешенного использования– для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства на дачное строительство принадлежащего ему земельного участка площадью 49 000кв.м. с кадастровым номером : …, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок №…, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ..., … (л.д. 51-55). В числе основания заявленных требований привел те же доводы, что и К., ссылаясь на свое несогласие с заявлением Главы Администрации сельского поселения, принятым по итогам публичных слушаний, проводившихся 10.03.20..г. В судебном заявлении представитель Ш. по доверенности л.д. 56) К. доводы заявления поддержал.
Заявители- А., Ч. обратились с заявлением, в котором просят признать заключение Главы Администрации сельского поселения ... Раменского муниципального района Номер обезличен от 16.03.20..г. незаконным, обязать Главу Администрации сельского поселения ... в целях устранения допущенных нарушений их прав и законных интересов принять решение об изменении вида разрешенного использования– для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства на дачное строительство принадлежащего им земельного участка площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : …, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок №…, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ..., … (л.д.71-75). В числе основания заявленных требований ссылались на свое несогласие с заявлением Главы Администрации сельского поселения, принятым по итогам публичных слушаний, проводившихся 10.03.20..г. В судебном заявлении представитель А., Ч. по доверенности л.д. 77) К. доводы заявления поддержал.
Заявитель –М. обратился с заявлением, в котором просила признать заключение Главы Администрации сельского поселения ... Раменского муниципального района Номер обезличен от 16.03.20..г. незаконным, обязать Главу Администрации сельского поселения ... в целях устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов принять решение об изменении вида разрешенного использования– для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства на дачное строительство принадлежащего ему земельного участка площадью 49 000кв.м. с кадастровым номером : …, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, ..., … (л.д. 99-103). В последующем представитель М. по доверенности (л.д.104 ) К. представил уточненное заявление, в котором заявитель просит о признании незаконным заключения Номер обезличен от 16.03.2010г (л.д. 260-264). В судебном заявлении представитель М. по доверенности л.д.104) К. доводы заявления поддержал.
С заявлениями об оспаривании заключений главы администрации сельского поселения ... от 21.04.20..г. о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, принятых после публичных слушаний, проводившихся 7.04.20..г., обязании Главу сельского поселения ... принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков – «для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства» на «дачное строительство» в суд обратились Ф., М., Х. Определением суда от 6.05.2010г. гражданские дела по указанным заявлениям граждан (,Номер обезличен) были объединены в одно производство с настоящим гражданским делом Номер обезличен (л.д.208).
Заявитель –Ф. просит признать заключение Главы Администрации сельского поселения ... Раменского муниципального района Номер обезличен 21.04.20..г. незаконным, обязать Главу Администрации сельского поселения ... в целях устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов принять решение об изменении вида разрешенного использования– для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства на дачное строительство принадлежащего ему земельного участка площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : …, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, ..., … (л.д.187-191). В числе основания заявленных требований привел те же доводы, что и К., ссылаясь на свое несогласие с заявлением Главы Администрации сельского поселения, принятым по итогам публичных слушаний, проводившихся 7.04.20..г. В судебном заявлении представитель Ф. по доверенности л.д. 194) К. доводы заявления поддержал.
Заявитель – М. просит признать заключение Главы Администрации сельского поселения ... Раменского муниципального района Номер обезличен 21.04.20..г. незаконным, обязать Главу Администрации сельского поселения ... в целях устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов принять решение об изменении вида разрешенного использования– для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства на дачное строительство принадлежащих ему земельных участков : участка площадью 49 000кв.м. с кадастровым номером : …, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, ..., … и участка площадью 24 500 кв.м. с кадастровым номером … по адресу : Московская область, Раменский район, ..., … (л.д.214-218). В числе основания заявленных требований привел те же доводы, что и К., ссылаясь на свое несогласие с заявлением Главы Администрации сельского поселения, принятым по итогам публичных слушаний, проводившихся 7.04.20..г. В судебном заявлении представитель М. по доверенности л.д. 221) К. доводы заявления поддержал.
Заявитель – Х. просит признать заключение Главы Администрации сельского поселения ... Раменского муниципального района Номер обезличен 21.04.20..г. незаконным, обязать Главу Администрации сельского поселения ... в целях устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов принять решение об изменении вида разрешенного использования– для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства на дачное строительство принадлежащего ему земельного участка площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : …, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, ..., … (л.д.237-240). В числе основания заявленных требований привел те же доводы, что и К., ссылаясь на свое несогласие с заявлением Главы Администрации сельского поселения, принятым по итогам публичных слушаний, проводившихся 7.04.20..г. В судебном заявлении представитель Х. по доверенности л.д. 244) К. доводы заявления поддержал.
Заинтересованные лицо- Глава администрации сельского поселения ..., Администрация сельского поселения ... в лице представителя по доверенностям (л.д. 43, 44) ФИО о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д.285 ), представитель в судебное заседание не явился. В представленных письменных возражениях по заявленным требованиям (л.д. 118-123) ссылаются на то, что 5.02.2010г. в Администрацию сельского поселения поступило заявление от ФИО с просьбой о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования участка с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «дачное строительство». Публичные слушания были проведены 10.03.2010г. в соответствии с законодательством РФ, поступившие замечания и предложения внесены в протокол публичных слушаний и заключения о невозможности изменения вида разрешенного использования. Относительно обоснованности указанных заключений, указывают, что виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ, кроме проведенного компетентным органом зонирования территории, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения. В силу п.1 ст. 78 ЗК РФ, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации могут использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания, защиты лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей. В отличие от прав названных субъектов, земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство, садоводство, животноводство, огородничество. Полагают, что нормы ЗК РФ, ФЗ « О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков, из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан (л.д. 118-123). Ранее в ходе рассмотрения дела представитель Главы администрации сельского поселения ..., Администрация сельского поселения ... по доверенности (л.д. 43, 44) ФИО ссылалась на обоснованность заключений главы администрации сельского поселения, поскольку в настоящее время отсутствует ( находится в стадии разработки) генплан и документация по зонированию территории сельского поселения ..., на землях сельскохозяйственного назначения и прилагающей к ней территории нет развитой инфраструктуры. Одновременно представить обращал внимание на то обстоятельство, что бюджет сельского поселения формируется исходя из количества граждан, зарегистрированных на территории сельского поселения, таковых около 3 тысяч, а количество дачников уже составляет около 25 тысяч, что приводит к огромной нагрузке на службу медицинской помощи, электрические сети, на всю инфраструктуру сельского поселения (л.д. 182.)
Определением суда, занесенным в протокол судебного заедания, в силу ст. 257 ГПК РФ, постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.
Суд, выслушав доводы заявителя ФИО, действующего в своих интересах и интересах других заявителей по доверенности, исследовав материала дела, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что заявители являются собственниками земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. ФИО принадлежат земельные участки: участок площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером: Номер обезличен, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок Номер обезличен, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ...; земельный участок площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок Номер обезличен, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ...; земельный участок площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок Номер обезличен, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ...; земельный участок площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, ...; земельный участок площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок Номер обезличен, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ...; земельный участок площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок Номер обезличен, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ..., что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 10-15). ФИО принадлежит участок площадью 49 000кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, ... (л.д. 62). ФИО, ФИО являются собственниками, в 1\2 доле каждый, земельного участка площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок Номер обезличен, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, .... (л.д.116, 117 ).ФИО принадлежит земельный участок площадью 49 000кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, ... (л.д.105). ФИО принадлежит земельный участок площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, ... (л.д. 198 ). ФИО принадлежит участок площадью 49 000кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира: участок Номер обезличен, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, ...; участок площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, ... (л.д. 222, 223 ).ФИО является собственником участка площадью 24 500кв.м. с кадастровым номером : Номер обезличен, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, ... (л.д. 246 ).
По заявлениям ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО 10.03.2010г. в сельском поселении ... были проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков заявителей – для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства на – дачное строительство, результатом которых стало неодобрение изменения вида разрешенного использования земельных участков. (л.д.78-80). После проведения публичных слушаний, 16.03.2010г. Главой Администрацией ... сельского поселен были даны заключения о невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков заявителей с крестьянского ( фермерского ) хозяйства на дачное строительство (л.д.60-61, 81-82, 178-179, 269-280).
По заявлениям ФИО, ФИО, ФИО 7.04.2010г. также были проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков заявителей – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на – дачное строительство, результатом которых стало неодобрение изменения вида разрешенного использования земельных участков (л.д.293-295). После проведения публичных слушаний, 21.04.2010г. Главой Администрацией ... сельского поселен были даны заключения о невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков заявителей с крестьянского ( фермерского ) хозяйства на дачное строительство (л.д. 201, 215, 249). Как усматривается из представленных заключений, основанием невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, послужило неодобрение в ходе проведенных публичных слушаний изменения вида разрешенного использования участков, а также то обстоятельство, что в силу ст. 7 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которых устанавливается Федеральными законами, однако в настоящее время генеральный план сельского поселения ..., схемы территориального зонирования находятся в стадии разработки. В виду отсутствия утвержденной документации территориального планирования сельского поселения ..., отсутствия информации и материалов по предполагаемому размещению объектов строительства, с развитием инфраструктуры и объектов социального назначения, администрация пришла к выводу о невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков (л.д.81, 201 и д.р. ).
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.4 ФЗ « О введении в действие ГрК РФ» до принятия в установленном Градостроительном кодексом правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования принимается главой местной администрацией с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч.ч.3-10 ст.39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
Как следует из ч.9 ст.39 Градостроительного кодекса РФ на основании рекомендаций по результатам публичных слушаний глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение об изменении вида разрешенного использования или об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Из выше изложенного следует, что на переходный период до утверждения правил землепользования и застройки действующим законодательством решение вопроса об изменении вида разрешенного использования земельных участков отнесено к исключительной компетенции главы местной администрации; также установлена обязательность проведения публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельных участков. При этом публичные слушания предшествуют принятию решения об изменении или об отказе в изменении вида разрешенного использования. Таким образом, проведение публичных слушаний является неотъемлемой составной частью процедуры принятия решения.
Заявители ссылаются на незаконность, необоснованность оспариваемых заключений главы администрации о невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков. Однако из материалов дела усматривается, что предусмотренный законом порядок принятия решения был соблюден- по указанному вопросу были проведены публичные слушания, а затем на основании рекомендаций по результатам публичных слушаний главой администрации было дано заключение по каждому участку заявителей. По смыслу ст. 4 ФЗ РФ «О введении в действие ГрК РФ», орган местного самоуправления дает заключение о возможности и целесообразности либо о невозможности или нецелесообразности изменения вида разрешенного использования земельного участка. Такие заключения были подготовлены Администрацией ... сельского поселения.
При разрешении завяленных требований суд учитывает, что в соответствии с пп. 8 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в частности, на земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно ст.81 ЗК РФ использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям – для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Федеральный закон от 15.04.1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее- Закон) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (ст.2 Закона).
Названный Закон предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Следующим этапом является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве (ст.ст.12,14 Закона).
В соответствии со ст. 16 Закона N 66-ФЗ дачное некоммерческое объединение создается, в частности, на основании решения граждан в результате учреждения. При этом численность членов дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека.
По смыслу положений п. 1 ст. 16 во взаимосвязи с п. 4 ст. 14 Закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для размещения дачного некоммерческого объединения граждан осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.
Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Из представленных свидетельств о государственной регистрации права собственности усматривается, что заявителям принадлежат участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, которые были приобретены ими в результате сделок- договоров дарения, купли-продажи, то есть изначально данные земельные участки не предоставлялись для дачного строительства. ФИО указывает, что рядом заявителей созданы ДНП, однако как усматривается из материалов дела, указанные юридические лица зарегистрированы в г. Москве (л.д. 174-177); ДНП ..., зарегистрированное в Московской области (л.д. 287), участником которого является ФИО (л.д. 289), также находится ни в сельском поселении Никоновское, где расположены спорные участки, а в с. ... сельского поселения. Кроме того, из объяснений ФИО следует, что указанным ДНП какие-либо земельные участки не передавались.
В соответствии с Законом Московской области от 17 июня 2003 года № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения дачного строительства – 0,25 га. Площади земельных участков, принадлежащих заявителям, значительно превышает указанную норму.
В силу п.3 ч.1 ст.4 ФЗ РФ «О введении в действие ГрК РФ», при отсутствии документов о зонировании территории (до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой администрации с учетом результатов публичных слушаний. Вместе с тем, результаты публичных слушаний, заключение не могут нарушать требований Земельного кодекса РФ и федеральных законов об изменении одного вида использования земельных участков на другой вид такого использования. Поскольку в данном случае предусмотренных законом оснований для изменения разрешенного использования участка -на дачное строительство не имелось, следовательно, основания для отмены обжалуемых решений, принятых в форме заключения, не имеется.
Юридически значимыми по делу являются установленные судом факты, а именно: нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан; указанные участки СНТ, ДНП не отводились и не передавались; земельные участки сельскохозяйственного назначения, предназначенные для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства приобретены заявителями на основании сделок; площади земельных участков превышают предельную норму для ведения дачного строительства, установленную Законом Московской области от 17 июня 2003 года № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области». При таких обстоятельствах оспариваемые заключения главы местной администрации о невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков с крестьянского ( фермерского) хозяйства на дачное строительство правомерны, поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст.12 ГК РФ, ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан", ЗК РФ, ст.ст.194-199,254-256 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявлений ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО о признании незаконными заключений Главы Администрации сельского поселения ... о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, обязании Главу сельского поселения ... принять решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков – для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства на дачное строительство - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд в 10-дневный срок.
Федеральный судья