Дело <номер>а-783/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 21 ноября 2017 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Слепичева К.А.,
при секретаре Кабаковой Т.В.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Благовещенского района Амурской области Бабий Е.А., представителя административного ответчика – Береговой О.Г., представителя заинтересованного лица Беспаловой Т.А. – Шакун С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Благовещенского района Амурской области к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании действия незаконным, возложении обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Благовещенского района Амурской области обратился в суд с административным иском к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании действий в части принятия решения об увольнении Беспаловой Т.А. по собственному желанию в соответствии с п. 3 ст. 77 ТК РФ на основании личного заявления незаконным, возложении обязанности на администрацию Гродековского сельсовета Благовещенского района изменить формулировку увольнения Беспаловой ТА. с увольнения по собственному желанию на увольнение по инициативе работодателя, на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с утратой доверия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Гродековского сельсовета требований норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции». На основании распоряжения главы Гродековского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ 10-р Беспалова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность ведущего инспектора администрации. Проведенной прокуратурой района в июне 2017 года проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства в сфере противодействия коррупции муниципальный служащий Беспалова Т.А. не представила сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего супруга ФИО11 и несовершеннолетнего ребенка ФИО6 за 2016 год. По факту выявленного нарушения прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе Гродековского сельсовета внесено представление, по результатам рассмотрения которого Беспалова Т.А. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего супруга не представила. ДД.ММ.ГГГГ Беспалова Т.А. уволена с должности ведущего инспектора администрации по собственному желанию в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Неисполнение требований антикоррупционного законодательства рассматривается законодателем как основание для невозможности дальнейшего исполнения должностных обязанностей. Данная позиция согласуется с государственной политикой в сфере противодействия коррупции. Неисполнение норм федеральных законов или несвоевременное исполнение этих норм влечет за собой увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия. Таким образом, администрацией Гродековского сельсовета при наличии факта нарушения Беспаловой Т.А. требований законодательства о противодействии коррупции и, как следствие, оснований для увольнения в связи с утратой доверия, Беспалова Т.А. уволена по собственному желанию.
На основании изложенного, просит суд признать действия администрации Гродековского сельсовета в части принятия решения об увольнении Беспаловой Т.А. по собственному желанию в соответствии с п. 3 ст. 77 ТК РФ на основании личного заявления незаконным, возложить обязанность на администрацию Гродековского сельсовета <адрес> изменить формулировку увольнения Беспаловой ТА. с увольнения по собственному желанию на увольнение по инициативе работодателя, на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с утратой доверия.
Представитель административного истца – старший помощник прокурора Благовещенского района Амурской области Бабий Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Берегова О.Г., в судебном заседании суду пояснила, что Беспалова Т.А. не представила сведения о доходах на своего супруга и несовершеннолетнего ребенка, хотя они ее об этом просили. Она при них звонила своему супругу – военнослужащему и просила представить ей необходимые документы, но в результате обязанность по представлению сведений так и не исполнила, притом, что в представлении сведений на несовершеннолетнего ребенка ей вообще ничего не препятствовало. 26 июня 2017 года администрацией Гродековского сельсовета по данному факту было получено представление, однако 28 июня муниципальный служащий была уволена по собственному желанию, так как они не успели рассмотреть данное представление. С заявлением в комиссии по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов Беспалова Т.А. по факту невозможности представления сведений о доходах на своего супруга не обращалась, объяснительной не представила, проверок и разбирательств по данному факту не проводилось. Ответственным за прием сведений о доходах в администрации является ФИО8
Представитель заинтересованного лица Беспаловой Т.А. – Шакун С.В., в судебном заседании возражал против заявленных требований в полном объеме, суду пояснил, что увольнение муниципального служащего Беспаловой Т.А. осуществлено по собственному желанию, на основании ее заявления, в котором в качестве причины указан перевод ее супруга - военнослужащего к другому месту службы. Также пояснил, что бухгалтерскую справку о начислении денежного довольствия супругу - военнослужащему выдать не могут в связи с тем, что эта информация является конфиденциальной, кроме того, начисление производится централизованной бухгалтерией, находящейся не по месту его службы. В доказательство данных доводов ходатайствовал о приобщения к материалам дела заявления Беспаловой Т.А. на имя командования части, справки о похождении службы ФИО14 а также справки в/ч 2068 о средней начисленной Беспалову Д.В. заработной плате.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22).
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений требований законодательства заявлены прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с предусмотренными законом способами защиты гражданских прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском.
Как установлено судом, прокуратурой Благовещенского района проведена проверка исполнения администрацией Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области требований норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе которой выявлено, что в нарушение требований законодательства муниципальный служащий Беспалова Т.А. не представила сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего супруга ФИО11 и несовершеннолетнего ребенка ФИО6 за 2016 год. По факту выявленного нарушения прокурором района главе Гродековского сельсовета внесено представление за исх. <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, которое, согласно отметки на документе, получено должностным лицом администрации в первой декаде июля 2017 года.
Согласно ответу администрации Гродековского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> на представление прокурора <адрес>, по результатам рассмотрения представления внесены изменения в декларацию ФИО4, ФИО9, а также декларация генерального директора МУП «Гродблагсервис» ФИО10 и его супруги размещена на сайте администрации <адрес> в разделе «сельсоветы» Гродековский. В нарушение вышеуказанных требований законодательства ведущий инспектор Беспалова Т.А. сведений о доходе своего мужа и несовершеннолетнего ребёнка не подала и уволилась с работы.
Из распоряжения администрации Гродековского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-р, следует, что Беспалова Т.А. принята в администрацию поселения на должность ведущего специалиста.
Согласно заявлению Беспаловой Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении по собственному желанию, распоряжения администрации Гродековского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-р, Беспалова Т.А. уволена по собственному желанию в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Согласно справке администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, Беспалова Т.А. временно зарегистрирована по адресу: <адрес>, совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы: супруг – ФИО11, сын – ФИО12
Из справки администрации Гродековского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Беспалова Т.А. в комиссию по урегулированию конфликта интересов с заявлением о невозможности предоставления сведений о доходах на супруга и несовершеннолетнего ребенка не обращалась.
Согласно заявлению Беспаловой Т.А. начальнику службы в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, она просит направить ей справку о доходах ФИО11 за 2016 год.
Из справки выданной в/ч 2068/2 от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что ФИО11 проходит военную службу по контракту в в/ч 2068/2 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам личного дела <номер> муниципального служащего Беспаловой Т.А., сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, на своего супруга ФИО11 и несовершеннолетнего ребенка ФИО6 за 2013-2015 годы, Беспаловой Т.А. представлены в полном объеме, за 2016 год ею ДД.ММ.ГГГГ представлены сведения только на себя и на своего супруга. При этом справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на муниципального служащего Беспалову Т.А. была принята лично главой Гродековского сельсовета ФИО4, что подтверждается ее подписью и печатью администрации, но одновременно с ней представленная справка от ДД.ММ.ГГГГ на ее супруга ФИО11 принята не была, так как отметка о приеме на ней отсутствует.
Из пояснений по данному факту главы Гродековского сельсовета Береговой О.Г. следует, что «декларация о доходах» на супруга Беспаловой Т.А. – ФИО15 не была ей принята в связи с отсутствием его «справки о доходах», под которой должностным лицом подразумевается справка по форме 2-НДФЛ, которая нужна ей для проверки достоверности представленных муниципальным служащим сведений. Исходя из этого, судом установлено, что в действиях главы Гродековского сельсовета Береговой О.Г. при приеме сведений о доходах муниципальных служащих допущена подмена понятий и нарушение действующего антикоррупционного законодательства в части порядка принятия сведений о доходах, что послужило причиной подачи прокурором настоящего административного иска, основанного на недостоверной информации администрации Гродековского сельсовета.
Так частью 1.1 ст. 15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закреплено, что муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ «О государственной гражданской службе <адрес>» (далее – Закон <номер>-ОЗ) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы области, включенную в перечень, установленный губернатором области, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
В силу ч. 2 ст. 11 Закона <номер>-ОЗ, положение о представлении сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, утверждается губернатором области с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы области, и государственными гражданскими служащими области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки гражданскими служащими области, замещающими должности гражданской службы области, предусмотренные перечнем должностей, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 5 указанного Положения о представлении сведений о доходах, гражданский служащий области представляет ежегодно: а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
Таким образом, у муниципального служащего существует обязанность представлять не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, при этом представление «декларации о доходах», справки по форме 2-НДФЛ и каких-либо иных финансовых документов вместе со справкой о доходах, подтверждающих размер указанных в ней доходов, действующим законодательством не предусмотрено.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
В соответствие с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно п. 2 ст. 27.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Аналогичная норма изложена в ч. 4 ст. 12.1 и в ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с п. 2 Примерного перечня ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия, являющимся приложением к Методическим рекомендациями, по 7 привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ <номер>/П-7073 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения») одной из таких ситуаций указана ситуация, когда муниципальный служащий не представил сведения: о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам.
Вместе с тем, в силу ст. 27.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов (ч. 3). При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей (ч. 4). Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами (ч. 6).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, факты, изложенные в административном иске, не соответствуют действительности в части непредставления муниципальным служащим Беспаловой Т.А. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга, так как указанные сведения были представлены Беспаловой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ, но безосновательно не приняты главой Гродековского сельсовета Береговой О.Г.без бухгалтерской справки, что противоречит нормам законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.
Кроме того, судом установлено, что Беспалова Т.А. была уволена ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), в связи с переводом супруга - военнослужащего к другому месту службы, что подтверждается справкой войсковой части 2068 <адрес>, между тем представление прокурора <адрес> поступило в администрацию муниципального образования в первой декаде июля 2017 года, уже после увольнения Беспаловой Т.А., то есть данные события не связаны между собой. Помимо этого, изменение оснований увольнения на увольнение по инициативе работодателя (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) без соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 27.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», невозможно, правовые основания для применения к муниципальному служащему взыскания, предусмотренного статьей 15 настоящего Федерального закона, отсутствуют в связи с его увольнением с муниципальной службы.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска прокурора Благовещенского района Амурской области к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании действия незаконным, возложении обязанности по совершению действий, в связи с тем, что оснований для увольнения муниципального служащего Беспаловой Т.А. в связи с утратой доверия в судебном заседании не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Благовещенского района Амурской области к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании действия незаконным, возложении обязанности по совершению действий – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.