Решение в окончательной форме
принято 12 мая 2015г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 7 мая 2015года
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Чубарь Н.С., с участием прокурора Суетиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-888/2015 по иску прокурора г. Полевского в интересах Торопова П.С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому» о возложении обязанности по обеспечению подписания договора найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Полевского в интересах Торопова П.С. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому» о возложении обязанности по обеспечению подписания договора найма жилого помещения, мотивируя это тем, что по обращению Торопова П.С. проведена прокурорская проверка, в ходе которой установлено, что Торопов П.С., . . . года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать К.В.П. лишена родительских прав решением Полевского городского суда от . . .г., отец Т.С.Л. умер . . .г.
На основании решения исполнительного комитета Полевского городского Совета народных депутатов РСФСР от . . .г. № Торопов П.С. определен в <данные изъяты> на полное государственное обеспечение, за ним закреплено жилое помещение по адресу: <. . .>.
В период с 1989г. по 1992 г. Торопов П.С. воспитывался в <данные изъяты>, с 1992г. по 1993г. – в <данные изъяты>, с января 1993г. по сентябрь 1993г. – в <данные изъяты> <. . .>, с 1993г. по 2002г. – в <данные изъяты> № <. . .> (в настоящее время <данные изъяты> № <. . .>».
В период с . . .г. по . . .г. Торопов П.С. проживал в <данные изъяты> <. . .>» и находился на полном государственном обеспечении. На основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии от . . .г. № Торопову П.С. предоставлена комната в общежитии по адресу: <. . .>, <. . .>, в связи с работой на заводе точных сплавов экспедитором.
Приговором Полевского городского суда от . . .г. Торопов П.С. осужден к лишению свободы на срок 2 года, освобожден . . .г. по отбытию наказания. Приговором Полевского городского суда от . . .г. Торопову П.С. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев, он освобожден из мест лишения свободы . . .г. В период с . . .г. по . . .г. он отбывал наказание по приговору Полевского городского суда, освобожден по отбытию наказания. Еще находясь в местах лишения свободы, он обращался к начальнику ФКУ ИК-47 с ходатайством о направлении в его интересах запроса в Среднеуральскую школу-интернат по предоставлению жилой площади. На это обращение был получен ответ о закреплении за ним жилого помещения, однако, адрес его нахождения не указан.
О закреплении жилого помещения Торопову П.С. ранее не было известно, в противном случае он оспорил бы такое решение, поскольку дом был впоследствии снесен в 1993г. На тот момент Торопову П.С. было 7 лет. Органами опеки попечительства г. Полевского (по месту закрепления жилья), учреждениями государственного воспитания, администрацией г. Полевского защита жилищных прав несовершеннолетнего не осуществлялось, решение о закреплении за ним жилья не отменялось, в связи с чем он не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. На протяжении длительного времени (с 2003г. по 2013г.) Торопов П.С. находился в местах лишения свободы, что лишало его возможности в полной мере защищать свои права.
После освобождения из мест лишения свободы Торопов П.С. обратился в Управление социальной политики по г. Полевскому на прием, где ему разъяснили, что он не может быть поставлен на учет в связи с достижением 23-летнего возраста.
В собственности Торопов П.С. жилья не имеет, а предоставленная ему на условиях социального найма жилого помещения комната в общежитии менее учетной нормы жилого помещения, установленной на территории Полевского городского округа (менее 15 кв.м). Возраста 23 года он достиг в августе 2003г., однако, по мнению истца, этот факт не умаляет его право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
О том, что постановка на учет для предоставления жилого помещения возможна только до достижения возраста 23 лет, Торопов П.С. не знал, представители органов опеки и попечительства и Администрации Полевского городского округа своевременно мер к постановке его на учет не предприняли. При этом Торопов П.С. обучался в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, социально не адаптирован, юридически безграмотен, в силу тяжелой жизненной ситуации не может самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Такие обстоятельства, по мнению истца, являются уважительными причинами пропуска им срока постановки на учет.
До настоящего времени жилье Торопову П.С. не представлено. Несмотря на то, что на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, он не состоял и имеет возраст более 23 лет, Торопов П.С. имеет право на такое жилье.
Прокурор просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения, установленной в Полевском городском округе, распределить жилое помещение Торопову П.С.
Также истец просит обязать ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» предоставить переданное ему жилое помещение Торопову П.С. по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Управление социальной политики по г. Полевскому обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Тороповым П.С., которому распределено жилое помещение, в течение 5 рабочих дней с даты подписания Тороповым П.С. договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры возвратить в ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления.
Истец Торопов П.С. поддержал иск, заявленный в его интересах прокурором, и пояснил, что обучался в <. . .> до 2002г., затем его перевезли в <. . .> где он проживал до достижения 18-летнего возраста. В 2002г. ему предоставлена комната в общежитии, но там он не проживал. На учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения он не встал самостоятельно, поскольку в Центре его заверили, что на таком учете он будет состоять до предоставления жилья. В 2004г. он был осужден к лишению свободы, а после освобождения из мест лишения свободы он узнал, что в его комнате проживают другие люди. Он никуда по вопросу обеспечения его жильем не обращался, полагая, что состоит в очереди. В 2013г., вновь находясь в местах лишения свободы, он пытался выяснить вопрос о наличии у него жилья, однако, ему сообщили только, что за ним закреплено жилье, однако, закрепленное жилье было снесено, когда он был в детском доме. В 2013г. он обратился в органы опеки и попечительства за постановкой на учет, но в этом ему было отказано в связи с достижением возраста 23 лет.
Представитель ответчика ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной политики по г. Полевскому в судебное заседание не явился, представив отзыв по иску, в котором указал, что на орган опеки и попечительства действующим законодательством возложена функция учета лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Торопов П.С. с заявлением о постановке на учет не обращался. По достижении возраста 23 года он утратил одно из условий для обеспечения его жильем. К компетенции Управления социальной политики по г. Полевскому не относится предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан. Поскольку договор найма специализированного жилого помещения для подписания Тороповым П.С. не поступал в Управление, а сам Торопов П.С. на учете не состоял, Управление никаких прав истца не нарушило.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и представитель ответчика ГКУ «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, будучи извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Кулаков Д.С., действующий по доверенности от 10 марта 2015г., представил отзыв по иску, в котором указал, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа должны встать на учет. По достижении возраста 23 лет они уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ, так как они утрачивают одно из установленных законодателей условий получения такой социальной поддержки. Истец достиг возраста 23 года . . .г., более пяти лет назад. Для постановки на соответствующий учет до 2014г. не обращался, в этом ему никто не отказывал. Факты обращения истца за постановкой на учет до достижения 23-летнего возраста ничем не подтверждены. Утверждение о том, что администрация г. Полевского в 2003г. обещала его поставить на соответствующий учет, не является фактом его обращения за постановкой на учет и отказа в этом и не может рассматриваться как уважительная причина, в силу которой истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Обстоятельства, объективно препятствовавшие истцу до достижения возраста 23 год встать на учет, также отсутствуют. Отбывание наказания в местах лишения свободы само по себе не является препятствием для обращения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. С . . .г. по . . .г. имелись периоды, когда Торопов П.С, не отбывал наказание в виде лишения свободы в 2006, 2008гг. С . . .г. после достижения 18-летнего возраста, будучи полностью дееспособным лицом, истец имел возможность предпринять меры к постановке на учет, а в случае отказа в этом, защитить свое право в судебном порядке, однако им это не было сделано до настоящего времени.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения прокурора, истца, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ (Федерального закона от 29 февраля 2012г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, … однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст.1 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ), дети, оставшиеся без попечения родителей – это:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, …, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родите-лей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст.4 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
Согласно п. п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В силу п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (пункт 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (пункт 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (пункт 9).
. . .г. Торопов П.С. обратился в прокуратуру г. Полевского с заявлением, в котором указал, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец Т.С.Л. умер . . .г., а мать К.В.П. лишена родительских прав, а затем умерла. Он проживал с матерью и тремя братьями в бараке по <. . .> в <. . .>, этот барак сгорел или его снесли. После лишения матери родительских прав его с братьями поместили в Полевской детский дом, а затем направили в <данные изъяты> в <. . .>, затем в <. . .> С 1993г. по 2002г. он жил и учился в <данные изъяты> <. . .>, где закончил 9 классов. О том, закреплялось ли за ним жилое помещение, он не знает, с 2002г. по 2003г. он находился в <данные изъяты> <. . .> до совершеннолетия. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении он не состоял, жилья на праве собственности на имел. В 2002г. он работал на заводе точных сплавов, в связи с этим ему временно предоставили комнату в общежитии по адресу: <. . .>, общей площадью 12,3 кв.м. Сотрудники Центра социальной помощи семье и детям г. Полевского заверили его после этого, что он поставлен на учет для предоставления жилья как ребенок-сирота. Сам он никуда для постановки на учет не обращался. Затем он неоднократно отбывал наказание в виде лишения свободы, последний раз освобожден . . .г., после чего в июне 2014г. он обратился с заявлением в администрацию г. Полевского, где ему разъяснили, что сведения о нем отсутствуют, а в постановке на учет Управление социальной политики г. Полевского ему отказало, поскольку он достиг возраста 23 года.
Согласно копии паспорта, копии свидетельства о рождении, Торопов П.С. родился . . .г. (л.д. 12, 35 оборот). Его родителями являются Т.С.Л. и К.В.П.
Из копий свидетельств о смерти следует, что Т.С.Л. умер . . .г., а К.В.П. – . . .г. (л.д. 15, 15 оборот).
Решением Полевского городского народного суда от . . .г. К.В.П. лишена родительских прав в отношении Торопова П.С., . . . года рождения, что подтверждается копией этого решения (л.д. 13-14).
Решением Исполнительного комитета Полевского городского Совета народных депутатов от 12 января 1989г. № 7 Торопов П.С., . . . года рождения, определен в <данные изъяты> на полное государственное обеспечения. Жилая площадь по адресу: <. . .>, закреплена за несовершеннолетним до несовершеннолетия, что подтверждается копией этого решения (л.д. 16).
. . .г. Торопов П.С. направлен в <данные изъяты> <. . .>, . . .г. – в <данные изъяты> <. . .>, а затем по путевке от . . .г. – в <данные изъяты> № <. . .>. Эти обстоятельства подтверждаются копиями путевок от этих дат (л.д. 17, 18, 19, 20).
Согласно справке Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для <данные изъяты>» от . . .г. (л.д. 16 оборот), Торопов П.С. принят в это учебное заведение в 1993г. и обучался в нем по 2002г. Жилая площадь была за ним закреплена до совершеннолетия.
Согласно свидетельству об образовании от . . .г. (л.д. 21), Торопов П.С. окончил специальную <данные изъяты> № <. . .>. Это учебное заведение направило документы выпускника Торопова П.С. в отдел опеки и попечительства Администрации г. Полевской . . .г. по месту закрепления жилой площади.
<данные изъяты>» реорганизовано путем присоединения к нему <данные изъяты>», что подтверждается копией приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от . . .г. № (л.д. 27).
Как видно из справки <данные изъяты> <. . .>» от . . .г. (л.д. 32), Торопов П.С. проживал в этом учреждении в период с . . .г. по . . .г., выбыв из Центра в связи с совершеннолетием, на постоянное место жительства по адресу: <. . .>, <. . .>. В личном деле имеется ордер от . . .г. № на право занятия жилой площади по данному адресу.
Из справки ТСЖ «Володарское» от . . .г. (л.д. 21 оборот) следует, что Торопов П.С, зарегистрирован с . . .г. по <. . .>
Согласно копии ордера на право занятия жилой площади в общежитии, выданного администрацией МО «Город Полевской» . . .г. № (л.д. 34), Торопову П.С. предоставлена жилая площадь на период работы экспедитором на заводе точных сплавов. Общежитие находится в доме МП ЖКХ № по <. . .>
Копией справки об освобождении (л.д. 36) подтверждается, что Торопов П.С. отбывал наказание в местах лишения свободы с . . .г. по . . .г. кроме того, в этой справке указано, что ранее он был неоднократно осужден к наказанию в виде лишения свободы и отбывал его по приговору от . . .г. до . . .г. (2 года) и по приговору от . . .г. по . . .г. (1г. 6 мес.).
По обращению Торопова П.С. руководителем ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области . . .г. направлялся запрос в <данные изъяты> № по поводу обеспечения осужденного жильем после окончания обучения в школе, что подтверждается копией заявления Торопова П.С. и копией названного письма (л.д. 38, 39). На это обращение получен ответ из учебного заведения от . . .г., подтверждающий факт обучения Торопова П.С. в этом учебном заведении и закрепления за ним жилья, без указания адреса.
Из копии постановления главы администрации г. Полевского от . . .г. № (л.д. 42) видно, что жилой дом по адресу: <. . .>, запланирован к сносу ветхого жилья предприятий в период до 1995г.
Согласно справке СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости Свердловской области» филиал «Полевское БТИ» от . . .г. № (л.д. 43), <. . .> жилом <. . .> в <. . .> на техническом учете не состоит.
Справкой Управления социальной политики по г. Среднеуральску от . . .г. № (л.д. 44) подтверждается, что Торопов П.С. на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит, ввиду того, что с 1993г. на первичном учете не значится и как ребенок, оставшийся без попечения родителей не выявлялся.
Из протокола медико-педагогической комиссии от декабря 1992г., справки психоневрологического диспансера от . . .г. (л.д. 28-30, 31) следует, что Торопов П.С. имел <данные изъяты>, ему рекомендовано обучение по программе вспомогательной школы.
Согласно справкам Полевского БТИ от . . .г. №, Управления Росреестра по Свердловской области от . . . и . . .г., Торопов П.С. не имеет в собственности объектов недвижимости.
Из справки Администрации Полевского городского округа от . . .г. (л.д. 36 оборот) видно, что по обращению Торопова П.С. дан ответ об отсутствии сведений о принятии на учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Торопов П.С. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ним жилье снесено в связи с ветхостью по решению органов власти 1993г., на техническом учете оно не состоит. В связи с этим жилья у него не имелось и не имеется. Обязательства по обеспечению истца жилым помещением не исполнены. Он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по причинам, признанным судом уважительными: Торопов П.С. учился в <данные изъяты>, органы опеки и попечительства, не предприняли мер к постановке его на учет в целях предоставления жилья, несмотря на то, что жилое помещение, закрепленное за ним, было снесено в связи с ветхостью. После окончания учебного заведения Торопов П.С. также проживал в <данные изъяты>, откуда был отчислен в связи с достижением совершеннолетия . . .г., а в сентябре 2002г. ему предоставлено жилое помещение, площадью менее установленной учетной нормы на территории Полевского городского округа, то есть 15 кв.м (утв. постановлением Главы Полевского городского округа от 10 января 2007г. № 4), что не свидетельствует об исполнении обязательств от имени государства по обеспечению его жильем. С марта 2004г. он находился в местах лишения свободы до . . .г., а затем с . . .г. по . . .г. В период нахождения на свободе он не обращался за постановкой на учет, полагая, что на таком учете состоит, как его заверили в Центре социальной помощи семье и детям города Полевского, где он проживал до совершеннолетия, являвшемся его законным представителем на тот момент.
В связи с этим следует признать уважительными причины пропуска истцом срока подачи заявления о постановке на учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и удовлетворить иск к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и обязать его приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Полевском Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Торопова П.С.
Также подлежат удовлетворению исковые требования к ГКУ «Фонд жилищного строительства» и обязать его предоставить Торопову П.С. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, приобретенное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и распределенное ему.
Жилищные правоотношения носят длящийся характер. В связи с достижением возраста 23 года Торопов П.С. не утрачивает право на предоставление ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следует удовлетворить исковые требования и к Управлению социальной политики по г. Полевскому, поскольку Управление участвует в процессе подписания договора найма специализированного жилого фонда, так как именно указанному лицу Фонд жилищного строительства направляет для подписания детьми-сиротами указанные договоры найма. При этом Управление социальной политики обязано вернуть в Фонд жилищного строительства подписанные экземпляры договоров найма в течение 5 рабочих дней от даты их подписания детьми-сиротами, в соответствии с пунктом 9 указанного выше Порядка.
Данная обязанность Управления социальной политики является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Совершение таких действий данным ответчиком является необходимой и обязательной стадией порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Даже, несмотря на то, что органом, непосредственно уполномоченным на приобретение и принятие решений о предоставлении жилья, ответчик не является, он участвует в разработанной процедуре обеспечения жильем сирот, обеспечивая подписание договоров и своевременный их возврат в Фонд. На Управление социальной политики по г. Полевскому возложена только та обязанность, которая предусмотрена для данного органа государственной власти действующим нормативно-правовым регулированием. Без возложения на ответчика такой обязанности исполнение судебного решения об обеспечении истца жильем будет затруднено. При таких обстоятельствах возражения Управления относительно иска не могут быть приняты во внимание судом.
От уплаты государственной пошлины ответчики освобождены на основании в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░., . . . ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░