Дело № 12–1/2022
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 3А
12 января 2022 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Исаева Д.А., с участием представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, Колесниковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский» на постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами по Курганской области Верьяловой Е.В. от 30 ноября 2021 года, которым общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица от 30.11.2021 Общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правонарушение выразилось в осуществлении ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» эксплуатации зданий и сооружений, расположенных на объектах 1 категории: площадка №1 (Племферма), код объекта 65-0166-001574-П; площадка №2 (Комплекс) код объекта 65-0166-001535-П в отсутствии по каждому объекту Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением п. 2 ч. 2 ст. 11, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В жалобе директор ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» ставит вопрос об отмене указанного постановления по делу об административном правонарушении, указывая на то, что должностным лицом при его вынесении не принято во внимание, что предприятие проводит работу по устранению допущенного нарушения путем разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по каждому объекту, с целью утверждения которых обратилось в Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора с соответствующим заявлением, ведения работы по включению агрохимиката в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, а также по получению лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. 19.08.2021 подписан договор на выполнение работ по санитарно-эпидемиологической экспертизе зданий, строений, сооружений для осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления Обществом, срок выполнения работ по которому до 30 января 2022 года. В жалобе также указано, что правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершено Обществом впервые, а совершение правонарушения не повлекло причинение вреда жизни и здоровью людей и не причинило имущественного ущерба. Заявитель жалобы указал, что ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» находится в тяжелом материальном положении, в условиях жесткой конкуренции, с дефицитом бюджета, несмотря на который предприятие проводит взвешенную социально-ответственную политику. Учитывая степень вины, характер и обстоятельства совершения правонарушения, его последствия, отсутствие отягчающих обстоятельств, заявитель жалобы полагает размер штрафа значительным для Общества, не соответствующий принципу справедливости и соразмерности назначения наказания.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, Колесникова Н.И. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам. Пояснила, что работа по недопущению и устранению нарушения ведется давно, а не только после проверки. Ориентировочно в марте 2022 года предприятие должно получить лицензию.
Должностное лицо в письменных пояснениях (возражениях на жалобу) указало, что полагает доводы жалобы несостоятельными, сославшись на нормативно-правовые акты, смысл которых сводится к обязанности разработки и утверждения нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение с целью безопасной хозяйственной деятельности предприятия. Основным видом деятельности ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» является разведение свиней, дополнительными – производство мяса, пищевых субпродуктов в охлажденном и замороженном виде, строительство жилых и нежилых зданий, прочие строительные специализированные работы. В ходе плановой выездной проверки установлено, что Обществом разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, но не утверждены. Предприятием не предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства. Полагает доводы, изложенные заявителем, не обладают свойством исключительности, назначение минимального размера административного наказания в виде штрафа соответствует принципам законности.
Заслушав представителя юридического лица, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и письменные пояснения должностного лица, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно постановлению о назначении административного наказания №08-01-12-333/2021 от 30.11.2021, вынесенного государственным инспектором Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами по Курганской области Верьяловой Е.В., ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Совершение правонарушения установлено в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения Обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды (акт проверки №795 от 21.10.2021) (л.д. 9-23).
Из договора №136-ЭИ на проведение научно-исследовательских работ от 01.10.2021, заключенного между ФГБНУ «ВНИИ агрохимии» (исполнитель) и ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» (заказчик) следует, что предметом договора является проведение научно-исследовательской работы: «Научно-исследовательская комплексная оценка ОМУ (марки Ж – на основе жидкой фракции бесподстилочного свиного навоза и марки Т – на основе твердой фракции бесподстилочного свиного навоза)» (л.д. 35-43).
В соответствии с договором №1048 от 04.03.2021 между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» и ООО «Агрокомплекс «Горноуральский», исполнитель обязался провести экспертизу на соответствие действующим санитарным правилам и нормам зданий, строений, сооружений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления заявленного вида деятельности по обращению с отходами производства и потребления (л.д. 44-46, 47).
В соответствии с экспертным заключением №66-20-009/15-2962-2021 от 14.05.2021 было получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 02.06.2021 о несоответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 48-60, 61-62).
19.08.2021 между ООО «Уральский центр медицины труда, экологической эпидемиологии и сертификации» и ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» заключен договор на выполнение санитарно-эпидемиологической экспертизы зданий, строений, сооружений для осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления ООО «Агрокомплекс «Горноуральский». Срок исполнения согласно дополнительному соглашению продлен до 30 января 2022 года (л.д. 63-69).
Представителем Общества представлено суду полученное в соответствии с вышеуказанным договором экспертное заключение №05/007/1246/3727/251 от 20.12.2021, а также санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.12.2021 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и сведения о подаче документов на получение лицензии.
Обстоятельств, исключающих вину ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Выводы должностного лица о наличии состава административного правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, обоснованность привлечения ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» к административной ответственности сомнений не вызывает.
Доказательств, опровергающих выводы должностного лица, не представлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Обжалуемое постановление отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процедуры привлечения ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» к административной ответственности, влекущих отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Рассматривая доводы жалобы и возражений на нее относительно подсудности настоящей жалобы, суд учитывает положения, изложенные в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела. При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
В связи с чем, суд приходит к выводу о подсудности данной жалобы Пригородному районному суду Свердловской области, ввиду того, что правонарушение выявлено в ходе выездной плановой проверки, проведенной на территории ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» по адресу: Свердловская область, Пригородный район, пос. Горноуральский.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами жалобы о том, что должностным лицом назначено несправедливое наказание.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Согласно ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно представленных заявителем жалобы сведений о состоянии счетов, кредитного договора, ведомости по расчету с поставщиками следует, что ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» испытывает финансовые затруднения, имеет кредитные обязательства (л.д. 70-108).
Принимая во внимание, что ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» длительное время предпринимает активные действия для получения лицензии, материальное положение предприятия, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности применения при назначении наказания положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снизить размер назначенного наказания. Поскольку назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. является чрезмерно суровым, по своему размеру не отвечает целям административного наказания, предусмотренным ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 3.2, 3.5, 4.1 и 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение ООО «Агрокомплекс «Горноуральский», суд полагает возможным изменить и снизить назначенное административное наказание, определив его в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский» на постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами по Курганской области Верьяловой Е.В. от 30 ноября 2021 года, которым общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами по Курганской области Верьяловой Е.В. от 30 ноября 2021 года, которым общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить и снизить размер наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья Д.А. Исаев
Секретарь суда Л. В. Винокурова
Подлинник документа хранится в Пригородном районном суде Свердловской области в деле № 12-1/2022 том № 1 л.д. 159-163
Постановление вступило в законную силу 22.02.2022 года
Судья Д.А. Исаев