Дело № 2-262/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2014 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Палатовой Т.В.,
при секретаре Фомичевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гребенщикова А.Д., Гребеншиковой Г.И. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района об обжаловании действий (бездействия) муниципального органа, возложении обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Гребенщиков А.Д., Гребенщикова Г.И. обратились в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании незаконным решения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 51; включении Гребенщикова А.Д, и Гребенщиковой Г.И. в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года; возложении обязанности выплатить истцам денежную сумму в размере <сумма>, являющуюся социальной выплатой на капитальный ремонт жилого помещения.
В обоснование иска указали, что согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации – наводнения. В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур, на территории Усть-Ивановского сельского совета Благовещенского района Амурской области дом, в котором истцы проживали на момент ЧС, и проживают в настоящее время, в связи с неимением другого жилья для проживания, расположенный по адресу: <адрес>, подтоплен. В результате подтопления испорчено принадлежащее им имущество, пострадал дом, в которым проживают истцы. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования помещения № 290 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому: «выявленные в результате обследования повреждения свидетельствуют о необходимости проведения капитального ремонта первого этажа площадью 127,4 м.кв.». Принимая во внимание факт постоянного проживания в указанном доме, факт порчи принадлежащего имущества, истцы обратились в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением № 26 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта, предусмотренных Законом Амурской области № 257-ОЗ от 28 октября 2013 года «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», Указом Президента Российской Федерации № 693 от 31 августа 2013 года «О мерах по ликвидации крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» и включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт. Однако решением № 51 от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Благовещенского района Амурской области в данном праве на социальную выплату на капитальный ремонт истцам отказала, мотивируя свой отказ тем, что якобы истцы имеют другое жилье, пригодное для проживания. Однако указания какое же жилье по какому адресу имеют истцы в данном Решении не имеется. Поскольку истцы не имеют другого жилья для проживания, это единственно пригодное жилое помещение, в котором они проживают и проживали на момент ЧС, считаем настоящее решение об отказе во включение истцов в списки граждан имеющих право на социальную выплату на капитальный ремонт – незаконным, нарушающим законное право на получение денежных средств на ремонт имущества поврежденного в результате ЧС гарантированного: Конституцией РФ, Федеральным Конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указом Президента РФ от 10 января 2000 года № 24 «О концепции национальной безопасности РФ», Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Конституцией, Уставами субъектов РФ, Законом Амурской области № 257-ОЗ от 28 октября 2013 года «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области мер поддержки на цели капитального ремонта», Указом Президента Российской Федерации № 693 от 31 августа 2013 года «О мерах по ликвидации крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Истцы Гребенщиков А.Д., Гребенщикова Г.И. в судебное заседание не явились, обеспечили явку своего представителя в судебное заседание.
Представитель истцов Гребенщикова А.Д. и Гребенщиковой Г.И. – ФИО11 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, дополнительно пояснила суду, что отказ администрации Благовещенского района в предоставлении социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения является незаконным, поскольку Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 не указывает на невозможность получения компенсации вследствие наличия иного пригодного для проживания жилого помещения. Более того, жилое помещение, расположенное в <адрес>, истец приобрел в порядке наследования, а поврежденное жилое помещение было создано им за счет собственных сил и средств, то есть требовало определенных вложений. Таким образом, действия администрации нарушают права истцов, гарантированные им Конституцией РФ и действующим законодательством.
Представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области ФИО12 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что в соответствии с Законом Амурской области от 28 октября 2013 года № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», истцу Гребенщикову А.Д. было отказано в предоставлении таких мер ввиду наличия у него в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения, поскольку по сведениям Управления Росреестра по Амурской области у него в собственности помимо поврежденного в результате ЧС жилого помещения имеется так же 1/9 доля в праве собственности на жилое помещение в <адрес>; 3/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Гребенщикова Г.И. в администрацию с заявлением на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт не обращалась, более того, ввиду наличия у нее в собственности 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, она так же не имеет права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Представитель ответчика – администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области – в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был уведомлен должным образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство финансов Амурской области и министерства строительства и архитектуры Амурской области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел исковое заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика администрации Благовещенского района Амурской области, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гребенщиков А.Д. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
По результатам рассмотрения данного заявления администрацией Благовещенского района Гребенщикову А.Д. был дан отказ № 51 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, мотивированный тем, что у него имеется иное пригодное для проживания жилое помещение, в силу чего он не относится к числу лиц, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт.
Не согласившись с данным ответом, Гребенщиков А.Д. и Гребенщикова Г.И. обратились в Благовещенский районный суд с настоящим исковым заявлением о его оспаривании.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Учитывая существо заявленных требований, суд рассматривает настоящее заявление в соответствии с положениями главы 25 ГПК РФ, несмотря на то, что Гребенщиков А.Д. и Гребенщикова Г.И. обратились в суд в порядке искового производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
Рассматривая доводы истцов, изложенные в заявлении, а также основываясь на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее - поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Члены семьи, совместно проживавшие с собственником поврежденного жилого помещения, определяются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае, если собственник жилого помещения не проживал на день объявления режима чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона Амурской области социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления. К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении;
2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);
4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.
Статьей 6 названного Закона государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления).
Согласно ст. 7 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право:
1) получать в исполнительном органе государственной власти области в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) консультативную и методическую помощь;
2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны:
1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;
2) в целях реализации государственных полномочий, в том числе для установления факта отсутствия у граждан иных жилых помещений, пригодных для проживания, направлять межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией;
3) обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий;
4) представлять уполномоченному органу отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели, документы и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
5) исполнять предписания по устранению нарушений, допущенных должностными лицами органов местного самоуправления в ходе осуществления государственных полномочий;
6) в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить а областной бюджет неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Благовещенского района, мер поддержки на цели капитального ремонта, утвержденных Постановлением Администрации Благовещенского района от 15 ноября 2013 года № 2256.Согласно пунктам 1-7 раздела V Правил для получения социальной выплаты гражданин - собственник поврежденного жилого помещения либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 1 раздела III настоящих Правил (далее - заявитель), подает в администрацию Благовещенского района письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения по форме, указанной в приложении к настоящим Правилам.
Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
Дополнительно, в зависимости от волеизъявления лица, претендующего на получение социальной выплаты, к документам, прилагаемым к заявлению, указанному в п. 1 раздела V Правил, могут быть приложены документы, подтверждающие открытие лицом, обратившимся с соответствующим заявлением, банковского счета в кредитном учреждении.
Сотрудник администрации Благовещенского района, в обязанности которого входит принятие заявления и документов от граждан, претендующих на получение социальной выплаты, в случае представления гражданами подлинных документов снимает с них копии и удостоверяет подлинность копий представленных гражданином документов.
Принятые заявления и документы регистрируются в журнале регистрации обращений граждан в день их поступления.
Администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов запрашивает в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у администрации Благовещенского района доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных необходимую информацию от соответствующих государственных, муниципальных и иных учреждений (в том числе направляет запрос о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).
В случае обнаружения в документах разночтений (фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса), недостоверных сведений или недостающих сведений администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней информирует граждан о выявленных недостатках и необходимости их устранения.
Администрация Благовещенского района в течение 10 рабочих дней со дня получения информации, необходимой для рассмотрения заявления граждан о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, организует заседание комиссии по включению граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
По итогам заседания комиссия принимает решение о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (отказе о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения).
Решение комиссии об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения должно содержать причину отказа.
В случае принятия комиссией решения об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения гражданину в течение 3 рабочих дней со дня принятия комиссией решения об отказе направляется мотивированный ответ.
Из анализа приведенных норм следует, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения носит именно социальный характер, имеет своей целью оказание помощи наименее незащищенным социальным слоям населения, в частности, лицам, чьи жилые помещения пострадали, однако, в силу отсутствия иного пригодного для проживания жилого помещения у собственника и членов его семьи, данные лица вынуждены проживать в данных жилых помещениях, требующих капитального ремонта.
Как было установлено судом, Гребенщиков А.Д. обратился ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением на предоставление ему и постоянно проживающей с ним Гребенщиковой Г.И. социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (вход. № 26).
Причиной отказа в предоставлении социальной выплаты и включении в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт по указанному заявлению Гребенщикова А.Д., поданного им в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № 51, явилось наличие у Гребенщикова А.Д. иного жилого помещения, пригодного для проживания, в силу чего Гребенщиков А.Д. не был отнесен администрацией Благовещенского района Амурской области к числу лиц, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
В качестве доводов о несогласии с обжалуемым ответом администрации, Гребенщиков А.Д. и Гребенщикова Г.И. в исковом заявлении указывали на то, что их жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, был причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации. Считали, что имеют право на предоставление социальной выплаты на проведение капитального ремонта данного жилого помещения, поскольку доли в праве собственности на иные жилые помещения, принадлежащие им, не соответствуют социальной норме жилого помещения, которая должна приходиться на одного человека. Кроме того, в судебном заседании представитель истцов указывала на основания возникновения права на поврежденное жилое помещение – непосредственное создание недвижимости истцами, и на иные жилые помещения – в порядке наследования.
Судом при рассмотрении дела было установлено следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <номер>, а так же выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № 01/010/2014-292, Гребенщиков А.Д. является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было затоплено в результате чрезвычайной ситуации – крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, в силу чего возникла необходимость в проведении капитального ремонта данного жилого помещения, о чем свидетельствуют акт обследования помещения № 290 от ДД.ММ.ГГГГ; заключение межведомственной комиссии № 290 от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Как следует из копии паспортов Гребенщикова А.Д. и Гребенщиковой Г.И., они зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно справке администрации Усть-Ивановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гребенщиков А.Д. и Гребенщикова Г.И. проживают по адресу: <адрес>, с июля 1998 года.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № 01/010/2014-292, в собственности Гребенщикова А.Д. помимо вышеуказанного жилого дома в <адрес> имеется так же ? доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. (что соответствует <данные изъяты> кв.м.), расположенную в <адрес>; 1/9 долю в праве собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. (что соответствует <данные изъяты> кв.м.), расположенное по адресу: <адрес>. Гребенщиковой Г.И. принадлежит 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (что соответствует <данные изъяты> кв.м.).
Таким образом, на момент возникновения чрезвычайной ситуации – 05 августа 2013 года, равно как и на сегодняшний день, истцы имеют в собственности помимо поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, иные пригодные для постоянного проживания жилые помещения.
Доводы истца о том, что он в соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона № 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеет право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, ввиду того, что приходящаяся на его долю площадь принадлежащей ему квартиры не соответствует стандарту социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м., не могут быть приняты во внимание судом, поскольку условия предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в полной мере установлены Законом Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» и Правилами по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Благовещенского района, мер поддержки на цели капитального ремонта, утвержденными постановлением Администрации Благовещенского района от 15 ноября 2013 года № 2256, в соответствии с которыми право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее - поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
При этом вышеуказанными нормативно-правовыми актами предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения не ставится в зависимость от соответствия площади иного пригодного для проживания жилого помещения социальной норме площади на одного гражданина.
Разделом III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, среди которых отсутствует такое основание, как несоответствие площади жилого помещения учетной норме, установленной в регионе.
Суд так же учитывает, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а не определяется пригодность жилого помещения для постоянного проживания.
Кроме того, суд так же учитывает, что доля каждого из истцов в принадлежащих им жилых помещениях превышает учетную норму площади. Так же суд учитывает, что доли истцов в жилых помещениях в натуре не выделены, а следовательно в соответствии со ст. 253 ГК РФ они имеют право пользования всем жилым помещением, долей в праве собственности на которое они обладают.
Суд так же не принимает во внимание доводы истцов относительно того, что основаниями приобретения права собственности на иные имеющиеся у них в собственности жилые помещения является наследование, в то время как пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение истцы возводили за счет собственных сил и средств. Так вышеприведенные правовые нормы не ставят право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений в зависимость от оснований приобретения прав на иные жилые помещения, будь то наследование, наем, либо иные предусмотренные законом основания.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для признания права Гребенщикова А.Д. и Гребенщиковой Г.И. на получение единовременной социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения и включения их в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт отсутствуют ввиду наличия у них на момент возникновения чрезвычайной ситуации иных жилых помещений, в силу чего отказ администрации Благовещенского района № 51 от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным и соответствующим нормам действующего законодательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При этом суд так же принимает во внимание, что с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения Гребенщикова Г.И. в администрацию Благовещенского района не обращалась, оспариваемый истцами отказ администрации Благовещенского района № 51 от ДД.ММ.ГГГГ адресован исключительно Гребенщикову, в силу чего суд приходит к выводу, что права Гребенщиковой Г.И. оспариваемым отказом не нарушены, что так же является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Гребенщикова А.Д. и Гребенщиковой Г.И., поскольку в действиях администрации Благовещенского района при решении вопроса о праве Гребенщикова А.Д. на предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт, включении его в списки на получение данной социальной выплаты, нарушений действующего законодательства выявлено не было, так как данный орган местного самоуправления действовал в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями законодательства, в силу чего, права, свободы Гребенщикова А.Д., равно как и права и свободы Гребенщиковой Г.И., действиями администрации Благовещенского района нарушены не были.
Учитывая, что суд пришел к выводу о законности отказа администрации № 51 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Гребенщикову А.Д. социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, а так же об отсутствии нарушения прав Гребенщиковой Г.И., не подлежат так же удовлетворению требования истцов о включении Гребенщикова А.Д., Гребенщиковой Г.И. в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года; возложении обязанности выплатить истцам денежную сумму в размере <сумма>, являющуюся социальной выплатой на капитальный ремонт.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Гребенщикова А.Д., Гребеншиковой Г.И. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района об обжаловании действий (бездействия) муниципального органа, возложении обязанности по совершению действий – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: