Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2013 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе
председательствующего Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1602/13 по иску Ермаковой Татьяны Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Ермакова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с 1987 года по настоящее время она работает педагогическим работником в различных образовательных учреждениях для детей. Полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 04.02.2013 года она обратилась с заявлением о назначении ей указанной пенсии в УПФ РФ в г.Тулы. Однако решением УПФ РФ в г.Туле от 30.04.2013 г. №1299 ей было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно выписке из протокола об отказе в установлении пенсии в зачет специального стажа не включен период ее работы с 15.08.1987 г. по 10.01.1989 г. в должности старшей пионервожатой в Желыбинской вспомогательной школе-интернате, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.
С данным отказом она не согласна, поскольку факт ее работы в спорный период подтвержден документально, в частности, записями в трудовой книжке. Кроме того, в спорный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1359 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (в редакции от 12.04.1984 г.), где в пункте 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения указано, что в стаж работы учителей и других работником просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Просила суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать УПФ РФ в г.Туле включить в специальный стаж период работы с 15.08.1987 г. по 10.01.1989 г. в должности старшей пионервожатой в Желыбинской вспомогательной школе-интернате, обязать УПФ РФ в г.Туле назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения за ней, то есть с 04.02.2013 года.
Истец Ермакова Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена в надлежащем порядке, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть иск без ее участия.
Представитель истца по доверенности Суменкова О.Г. в судебном заседании заявленные истцом исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Управление Пенсионного фонда (государственного учреждения) РФ в г.Туле Морозова А.А. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, указала на то, что отказ в назначении Ермаковой Т.В. досрочной трудовой пенсии по старости является обоснованным, поскольку Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 в разделе «Наименование должностей» должность «старшая пионерская вожатая» не предусмотрена.
Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.02.2013 года Ермакова Т.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с наличием у нее специального 25-летнего стажа педагогической деятельности.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле от 30.04.2013 г. №1299 в специальный стаж Ермаковой Т.В. не был включен период ее работы с 15.08.1987 г. по 10.01.1989 г. в должности старшей пионервожатой в Желыбинской вспомогательной школе-интернате, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях №781 от 29.10.2002 г. наименование должности «старшая пионерская вожатая» не предусмотрено.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ (ГУ) в г. Туле, согласиться нельзя по следующим мотивам.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст. 80 Закона РСФСР от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он вводится в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (пункт 2).
Как следует из ранее действовавшего законодательства (статьи 2, 77, 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность пионерской вожатой не предусмотрена.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» должность «старшая пионерская вожатая» также не предусмотрена.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении, принятом от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
В связи с этим в названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации содержится указание на то, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Так, из трудовой книжки истца усматривается, что с 1987 года и по дату обращения в УПФ РФ в г.Туле-04.02.2013 года за назначением пенсии, она работала в должности учителя начальных классов в различных учреждениях для детей.
В спорный период времени с 15.08.1987 г. по 10.01.1989 г. истец работала в должности старшей пионервожатой в Желыбинской вспомогательной школе-интернате.
В настоящее время истец продолжает работать в должности воспитателя в ГОУ Тульской области «Тульская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
Таким образом, судом установлено, что истец осуществляла педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В спорный период работы истца в должности старшей пионервожатой действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, где в пункте 2 указано, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве пионервожатых.
В соответствии с названным нормативным актом время работы истца в должности старшей пионервожатой в МКОУ средняя общеобразовательная школа №69 г.Тулы засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Согласно Уставу средней общеобразовательной школы, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 08.09.1970 года, старший пионерский вожатый проводит работу в школе на основании Положения о старшем пионерском вожатом.
Из приложения к приказу Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 г. «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений» следует, что в должностные обязанности пионерского вожатого входит организация работы пионерской дружины школы в контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми. Квалификационными требованиями к должности пионервожатого являются высшее или среднее специальное образование.
Согласно Положению о старшем и отрядном пионерском вожатом, утвержденном Бюро ЦК ВЛКСМ от 17.03.1967 г., пионерский вожатый - организатор деятельности пионеров в школе, по месту жительства, в лагерях. Старшим пионерским вожатым дружины может быть комсомолец или коммунист не моложе 18 лет, имеющий среднее, средне-специальное или высшее образование и специальную подготовку по пионерской работе. Подбирают и утверждают старших пионерских вожатых районные, городские комитеты комсомола совместно с советами пионерской организации и органами народного образования.
Изложенные обстоятельства позволяют суду признать осуществление истцом в спорный период в должности старшей пионервожатой работы с детьми- педагогической деятельностью.
То обстоятельство, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в должности старшей пионервожатой не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.28 п.1 п.п.10 Федерального закона от 17.12.01 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истицы.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 – П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Ни Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», ни подзаконный акт в форме Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не содержат никакой информации о том, в каком порядке включаются либо не включаются при назначении трудовой пенсии досрочно периоды работы в должности старшего пионервожатого.
Ни один из указанных нормативных актов не обладает обратной силой, поэтому данные акты могут применяться только к правоотношениям, возникшим после 22 июля 2002 года, когда вступило в силу указанное Постановление Правительства РФ.
В противном случае, если следовать решению ответчика, данная норма по исключению спорных периодов из педагогического стажа применяется к тем лицам, которые обратились за пенсией после указанной даты, что является недопустимым и противоречит Конституции РФ. Эти противоречия и установил Конституционный Суд РФ в указанных Постановлениях.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом искового требования о включении в специальный стаж периода работы истца с 15.08.1987 г. по 10.01.1989 г. в должности старшей пионервожатой в Желыбинской вспомогательной школе-интернате.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ в г. Туле-04.02.2013 года Ермакова Т.В. имела требуемый 25-летний стаж педагогической деятельности, досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с указанной даты обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Ермаковой Татьяны Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать за Ермаковой Татьяной Владимировной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный трудовой стаж Ермаковой Татьяны Владимировны период ее работы с 15.08.1987 г. по 10.01.1989 г. в должности старшей пионервожатой в Желыбинской вспомогательной школе-интернате.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле назначить Ермаковой Татьяне Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения за ней - 04.02.2013 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий