Дело № 2-519/2021
УИД: 66RS0049-01-2021-000983-64
Мотивированное решение изготовлено 09.07.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Реж 07.07.2021
Режевской городской суд Свердловской области в составе судьи Хамиевой Ю.Р., при секретаре Костылевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 46», Управлению образования Администрации Режевского городского округа, Администрации Режевского городского округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Режевской городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском о возложении обязанности на МБОУ «СОШ № 46» в срок до 01.08.2022 оборудовать контрольно-пропускной пункт (пост охраны), обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, принять меры к освещению всей прилегающей территории, приобрести стационарные и ручные металлоискатели, отремонтировать ограждение, возложении обязанности на Управление образования Администрации Режевского городского округа обеспечить в срок до 01.02.2022 финансирование за счет средств местного бюджета выполнение МБОУ «СОШ № 46» мероприятий по оборудованию контрольно-пропускного пункта (поста охраны), обеспечению непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивированию и хранению данных в течение одного месяца, принятию мер к освещению всей прилегающей территории, приобретению стационарных и ручных металлоискателей, ремонту ограждения, возложении обязанности на Администрацию Режевского городского округа в срок до 01.02.2022 выделить денежные средства для Управления образования Администрации Режевского городского округа в целях финансирования выполнения МБОУ «СОШ № 46» мероприятий по оборудованию контрольно-пропускного пункта (поста охраны), обеспечению непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивированию и хранению данных в течение одного месяца, принятию мер к освещению всей прилегающей территории, приобретению стационарных и ручных металлоискателей, ремонту ограждения, указав, что Режевской городской прокуратурой в рамках надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в МБОУ «СОШ № 46», об антитеррористической защищенности установлено следующее. Режевской городской прокуратурой 31.08.2020 директору МБОУ «СОШ № 46» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму не оборудования входов в здание контрольно – пропускными пунктами (постами охраны), ненадлежащего оснащения системы видеонаблюдения (не обеспечивает хранение в течение одного месяца) ремонта ограждения, усиления оконных и дверных конструкций от взлома и проникновения, недостаточной освещенности прилегающей территории. По результатам рассмотрения представления мер по устранению выявленных нарушений не принято. Администрацией МБОУ «СОШ № 46» необходимых мер для создания безопасных условий пребывания не создано. Согласно справке ОВО по Режевскому району – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Свердловской области» от 13.05.2021, образовательное учреждение МБОУ «СОШ № 46» на момент обследования основной вход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны), недостаточная оснащенность системы видеонаблюдения, объект (территория) не оснащен охранной сигнализацией, оконные и дверные конструкции не усилены от взлома и проникновения, недостаточное освещение прилегающей территории, отсутствуют стационарные и ручные металлоискатели, ограждение требует ремонта. Из письма начальника Управления образования Администрации РГО от 28.05.2021 установлено, что до настоящего времени реальных мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму не принято и в течение 2021 года не планируется. К компетенции МБОУ «СОШ № 46» относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников учреждения. Учредителем и собственником МБОУ «СОШ № 46» является Администрация РГО. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования Администрация РГО. Управление образования Администрации РГО, являясь главным распорядителем бюджетных средств, отвечает по обязательствам МБОУ «СОШ № 46».
В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Тимофеев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просила иск удовлетворить по основаниям указанным в нем.
Представитель ответчика - Администрации Режевского городского округа, Усольцева Е.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Режевского городского прокурора по основаниям указанным в отзыве на иск.
Представитель ответчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 46» – Манькова Д.Е., действующая на основании доверенности, направила в суд заявление, в котором просила гражданское дело рассмотреть в свое отсутствие, а также отзыв на иск, в котором указала, что выполнение требований Режевской городской прокуратуры возможно в 2022-2023г.г.
Представитель ответчика Управления образования Администрации Режевского городского округа Кузьмина И.А. направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором указала, что с исковыми требованиями Режевского городского прокурора они согласны частично, а также заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления образования Администрации Режевского городского округа.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.п.4, 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности, а также взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций.
В соответствии с п. а, п. 4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ч. 3 ст. 5 указанного закона, Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Статьей 5.2 частью 4, 6 данного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
На основании п. 7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Из пунктов 1, 5, 6 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица. Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.
В пункте 20 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ указано, что к организации, осуществляющей образовательную деятельность относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
Согласно п.5 ч. 1 ст. 9 данного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
На основании п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, в частности пункт 7 предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Подпунктами 5.1, 5.2 пункта 5 Приказа Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и Управления образования, а также органа местного самоуправления, как субъектов антитеррористической деятельности, обеспечивающих финансирование образовательных учреждений.
Согласно п.п. 1.7 Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 46», утвержденного Приказом Управления образования Администрации Режевского городского округа от 20.07.2016, учредителем и собственником учреждения является Администрация Режевского городского округа. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования Администрации Режевского городского округа.
Согласно Положению об Управлении образования Администрации Режевского городского округа, Утвержденного решением Думы от 18.05.2016 № 37. Управление образования Администрации РГО является отраслевым органом Администрации Режевского городского округа в сфере образования в пределах установленных полномочий.
Согласно п.1.6. Положения главным распорядителем бюджетных средств для образовательных учреждений, осуществляющих деятельность на территории Режевского района является Управление образования Администрации Режевского городского округа, которое распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств, отвечает по обязательствам Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 46».
К полномочиям Управления образования Администрации Режевского городского округа, согласно пп. 5 п. 3.1. Раздела 3 Положения относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных и подведомственных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пп. 4, 25 п.3.2. Положения, Управление образования осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета Режевского городского округа, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, участвует в формировании бюджета Режевского городского округа в части расходов на образование, организует работу по проведению мероприятий, предотвращающих чрезвычайные ситуации (антитеррористических, противопожарных и других).
Режевской городской прокуратурой 31.08.2020 директору МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму из которого следует, что в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя образовательная школа № 46» основной вход в здание не оборудован контрольно – пропускным пунктом (постом охраны), отсутствует система речевого оповещения и управления эвакуацией с функцией ручного управления, недостаточная оснащенность системы видеонаблюдения, объект (территория) не оснащен охранной сигнализацией, оконные и дверные конструкции не усилены от взлома и проникновения, недостаточное освещение прилегающей территории, отсутствуют стационарные или ручные металлоискатели, ограждение требует ремонта, отсутствует лицензированная физическая охрана (л.д.№).
Согласно информации ОВО по Режевскому району – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Свердловской области» от 13.05.2021, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» на момент обследования: основной вход в здание не оборудован контрольно – пропускным пунктом (постом охраны), отсутствует система речевого оповещения и управления эвакуацией с функцией ручного управления, недостаточная оснащенность системы видеонаблюдения, объект (территория) не оснащен охранной сигнализацией, оконные и дверные конструкции не усилены от взлома и проникновения, недостаточное освещение прилегающей территории, отсутствуют стационарные или ручные металлоискатели, ограждение требует ремонта (л.д.12-16).
Согласно письму начальника Управления образования Администрации Режевского ГО от 28.05.2021 до настоящего времени реальных мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму не принято и в течение 2021 года не планируется.
В соответствии с п.п. 1.7 Устава образовательного учреждения учредителем и собственником учреждения является Администрация Режевского городского округа. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования Администрации Режевского городского округа.
Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории) МБОУ «СОШ № 46» от 11.11.2019 инженерно-техническая укрепленность объекта – МБОУ «СОШ № 46» не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006. По результатам проведенного обследования комиссией даны рекомендации по проведению на объекте (территории) мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела Режевской городской прокуратурой в рамках надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся выявлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» не создано необходимых мер для создания безопасных условий пребывания в нем. По состоянию на дату рассмотрения дела в суде основной вход в здание не оборудован контрольно – пропускным пунктом (постом охраны), отсутствует система речевого оповещения и управления эвакуацией с функцией ручного управления, недостаточная оснащенность системы видеонаблюдения, объект (территория) не оснащен охранной сигнализацией, оконные и дверные конструкции не усилены от взлома и проникновения, недостаточное освещение прилегающей территории, отсутствуют стационарные или ручные металлоискатели, ограждение требует ремонта.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований к ответчикам.
При этом, ответчики в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Режевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46» в срок до 01.08.2022 оборудовать контрольно-пропускной пункт (пост охраны), обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, принять меры к освещению всей прилегающей территории, приобрести стационарные и ручные металлоискатели, отремонтировать ограждение.
Обязать Управление образования Администрации Режевского городского округа в срок до 01.02.2022 обеспечить финансирование за счет средств местного бюджета выполнение Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 46» мероприятий по оборудованию контрольно-пропускного пункта (поста охраны), обеспечению непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивированию и хранению данных в течение одного месяца, принятию мер к освещению всей прилегающей территории, приобретению стационарных и ручных металлоискателей, ремонту ограждения.
Обязать Администрацию Режевского городского округа в срок до 01.02.2022 выделить денежные средства для Управления образования Администрации Режевского городского округа в целях финансирования выполнения Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 46» мероприятий по оборудованию контрольно-пропускного пункта (поста охраны), обеспечению непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивированию и хранению данных в течение одного месяца, принятию мер к освещению всей прилегающей территории, приобретению стационарных и ручных металлоискателей, ремонту ограждения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Режевской городской суд Свердловской области.
Судья Ю.Р.Хамиева