Дело № 2-7334/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск 18 сентября 2018 года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Першина А.В.,
при секретаре Кравченко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шикунова Андрея Ивановича, Шикуновой Ирины Валерьевны к администрации г. Благовещенска о признании решения администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения незаконным, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к администрации г. Благовещенска о признании решения администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения незаконным, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии. В обоснование указав, что истцы являются собственниками жилого помещения по адресу: ***. Без наличия на то соответствующего разрешения, была произведена самовольная перепланировка и переустройство данного жилого помещения путём демонтажа кирпичной перегородки между санузлом и ванной; возведения новой перегородки из ГВЛ, зашит дверной проем листами ГВЛ, пробит дверной проем в перегородке. На заявление в Администрацию г. Благовещенска с просьбой о согласовании произведённой перепланировки и переустройства указанного жилого помещения был получен отказ от 15 августа 2018 года №215 в таком согласовании. Между тем, перепланировка и переустройство упомянутого жилого помещения произведена в соответствии с проектом, выполненным проектной организацией, имеющей лицензию на осуществление указанного вида деятельности; перепланировка не нарушает надёжности конструкций квартиры, прав и интересов, проживающих в ней граждан, а также каких-либо норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, что подтверждается соответствующими заключениями и согласованиями проекта надзорными и контролирующими органами. В силу ст. 29 п. 4 ЖК РФ перепланированное и переустроенное самовольно помещение может быть сохранено в перепланированном и переустроенном состоянии исключительно на основании решения суда. Именно в связи с этим Администрацией г. Благовещенска принято оспариваемое решение об отказе истцам в перепланировке жилого помещения от 15 августа 2018 года №215 со ссылкой на часть 1 ст. 26 ЖК РФ, поскольку согласование органом местного самоуправления самовольной перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. В то же время, в ст. 26 ЖК РФ указан только один орган, осуществляющий согласование переустройства и перепланировки, каким является орган местного самоуправления. Просят признать решение администрации г. Благовещенска № 215 от 15 августа 2018 года об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: *** неправомерным, сохранить квартиру *** по адресу: *** перепланированном и переустроенном состоянии.
Истцы, представитель администрации г. Благовещенска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Представитель ответчика в письменном отзыве считает решение администрации г.Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения № 215 от 5 августа 2018 года законным и обоснованным. Указывает, что из представленного технического паспорта установлено, что в указанном жилом помещении произведены самовольные переустройство и перепланировка. Однако, в силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ согласование органом местного самоуправления самовольной перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено.
Исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права *** и *** от 24 марта 2008 года Шикунов А.И. и Шикунова И.В. являются собственниками жилого помещения – квартиры ***, расположенной по адресу ***.
Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, в целях рационального использования жилого помещения была произведена перепланировка и переустройство данного жилого помещения путём демонтажа кирпичной перегородки между санузлом и ванной; возведения новой перегородки из ГВЛ, зашит дверной проем листами ГВЛ, пробит дверной проем в перегородке.
Данная перепланировка и переустройство, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенная без согласования с органом местного самоуправления, являются в силу ст. 29 ч. 1 ЖК РФ самовольной.
Истцы обратились в администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства квартиры *** по адресу ***.
Решением администрации г. Благовещенска № 215 от 15 августа 2018 года в согласовании переустройства и перепланировки квартиры *** по адресу *** собственникам указанного жилого помещения было отказано, в связи с тем, что согласование органом местного самоуправления самовольной перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. При этом было разъяснено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В этих целях в соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ истцам был установлен срок – 9 месяцев со дня получения данного уведомления, в течение которого они обязан привести жилое помещение, расположенное по адресу: *** в состояние, отраженное в проекте перепланировки «до перепланировки», о чем информировать администрацию г. Благовещенска и представить подтверждающие документы (технический паспорт).
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
По смыслу с ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Между тем согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г., положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном переустроенном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст. 27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией г. Благовещенска неправомерно отказано истцам в согласовании перепланировки и переустройства в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация г. Благовещенска является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства.
В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истцов от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Постановлением мэра г. Благовещенска № 644 от 04.09.2009 года, в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу п. 1.2. указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцами представлен суду проект перепланировки ***, выполненный ООО«Амурская проектная мастерская» и технический паспорт на переустроенное и перепланированное жилое помещение.
Согласно п. 1.3 постановления мэра г. Благовещенска от 04 сентября 2009 г. № 644 «Об утверждении положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома (п. 2.1 постановления Мэра №644 от 04.09.2009 г.).
Согласно техническому заключению ООО «Амурская проектная мастерская», произведенная перепланировка и переустройство квартиры *** по адресу *** выполнена в соответствии с разработанным проектом, не снижает несущей способности строительных конструкций существующего здания и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Объективных причин препятствующих дальнейшей эксплуатации квартиры в жилом доме по назначению не установлено.
Согласно проекту перепланировки и переустройства *** в г. Благовещенске, произведенная истцами перепланировка и переустройство согласована с ООО «Стройкомсервис» о чем имеется отметка управляющей компании, содержащая сведения о таком согласовании.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральным законом от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ и вступившими в силу с 1 января 2007 года, в настоящее время наличие санитарно-эпидемиологического заключения на переустроенный и перепланированный объект не требуется, в связи с чем, по мнению суда, согласование проектной документации с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области также не требуется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцами были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения перепланировки и переустройства указанного жилого помещения.
Учитывая отсутствие в связи с осуществлением переустройства и перепланировки нарушения, прав и законных интересов граждан, равно как и создания, этой перепланировкой и переустройством угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что решением администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки и переустройства нарушаются права и законные интересы истцов на получение в установленном законом порядке согласования перепланировки и переустройства жилого помещения и создаются препятствия для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, суд полагает, что исковые требования истцов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шикунова Андрея Ивановича, Шикуновой Ирины Валерьевны к администрации г. Благовещенска о признании решения администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения незаконным, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии - удовлетворить.
Признать решение № 215 от 15 августа 2018 года администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры *** по адресу: ***, неправомерным.
Сохранить квартиру *** в доме *** по адресу *** в перепланированном и переустроенном состоянии.
Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца.
Судья А.В. Першин