Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2396/2015 ~ М-1532/2015 от 12.02.2015

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2015 года

Подольский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Тимохиной С.В.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, прекращении права собственности и права оперативного управления на квартиру и по встречному иску ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, ФИО1, ФИО4 ФИО5, ФИО3 о признании решения, договора социального найма жилого помещения недействительными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании за ней права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, прекращении права собственности Российской Федерации на данную квартиру и прекращении права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру, мотивируя свои требования тем, что указанная квартира была предоставлена на основании договора социального найма и согласно Закона «О приватизации жилищного фонда РФ» она имеют право на приватизацию занимаемого жилого помещения, однако, в связи с тем, что отсутствует процедура передачи жилья в собственность, в приватизации квартиры было отказано.

ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обратились в суд со встречным иском к ответчикам ФИО2, ФИО1, ФИО4 ФИО5, ФИО3 о признании решения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения недействительным, признании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, ссылаясь на то, что между ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФИО2 на состав семьи 4 человека заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение общей площадью 82,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Однако данный договор социального найма является ничтожным. При предоставлении жилого помещения ФИО2 указал, что занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежавших) на праве собственности жилых помещений за ним и членами его семьи не имеется. Ответчик дал добровольное согласие на проведение проверки представленных сведений в федеральных органах исполнительной власти, включая Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и был предупрежден о возможности привлечения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в случае недостоверности представленных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения. На основании представленных ответчиком сведений ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении спорного жилого помещения и заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, согласно поступившему ответу из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним было установлено, что ФИО1 имела на праве собственности жилые помещения общей площадью 32,8 кв.м, в том числе: 0,50 доли в праве на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 44,8 кв.м. (22,4 кв.м.); 0,33 доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 31,5 кв.м. (10,4 кв.м.). Отчуждение указанного имущества в пользу третьих лиц произведено ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. На дату вынесения решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , с момента совершения сделок по отчуждению имущества не истекло 5 лет, следовательно, все сделки по отчуждению имущества необходимо было учитывать при предоставлении спорного жилого помещения. Вопрос обеспечения ответчика постоянным жильем от Министерства обороны Российской Федерации должен решаться исходя из норм предоставления на состав семьи 4 человека с учетом совершенных сделок, но не более 48,2 кв.м. Фактически ответчикам было предоставлено жилое помещение общей площадью 82,6 кв.м., превышающее норму предоставления на 34,4 кв.м. Принятие решения от ДД.ММ.ГГГГ и заключение договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ на спорное жилое помещение общей площадью 82,6 кв.м произведено с нарушением норм жилищного законодательства по причине предоставления ответчиками недостоверных сведений. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчикам разъяснены указанные нормы права и предложено в добровольном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ расторгнуть договор социального найма на спорное жилое помещение, как заключенный с нарушением норм жилищного законодательства. Данные требования ответчиками оставлены без исполнения. ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомило ответчика о возможности осуществления доплаты с учетом выявленной собственности за превышение нормы предоставленного жилого помещения и направило пакет документов для осуществления оплаты затрат федерального бюджета. Однако до настоящего времени требования ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ответчиками оставлены без удовлетворения.

          ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась.

Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Ответчик - представитель ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.

Ответчик - представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.

Ответчик - представитель ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.

Третье лицо - представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.

Ответчик по встречному иску - ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.

Ответчик по встречному иску - ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась.

Ответчик по встречному иску - ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, считает, что основные требования подлежат отклонению, встречные исковые требования удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и членам его семьи - ФИО1, ФИО4, ФИО3 предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 3 комнат в отдельной квартире общей площадью 82,6 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 7).

Спорная квартира находится на праве оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРП.

В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 15.1вышеуказанного Федерального закона определено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Из анализа положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что необходимым условием для распределения жилого помещения военнослужащему по договору социального найма является нуждаемость в жилье.

В силу ч. 8 ст. 57ЖК РФ при предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 23Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Жилищный Кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. В связи с этим, судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного Кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Согласно п. 4Приказа Министра обороны РФ N 1280 от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" и изданной в развитие данного Приказа соответствующей Инструкции, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке - родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;

имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что имели место нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, военнослужащие среди прочих документов предоставляют «Сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи».

В представленном документе ФИО2 указал, что занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежащих) на праве собственности жилых помещений за ним и членами его семьи не имеется.

В судебном заседании установлено, что после вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении спорного жилого помещения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации была получена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании которой установлено, что ФИО1 имела на праве собственности жилые помещения общей площадью 32,8 кв.м, в том числе: 0,50 доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 44,8 кв.м. (22,4 кв.м.); 0,33 доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 31,5 кв.м. (10,4 кв.м.).

Отчуждение указанного имущества в пользу третьих лиц произведено ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Соответственно на дату вынесения решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , с момента совершения сделок по отчуждению имущества не истекло 5 лет.

Вопрос обеспечения ФИО2 и членов его семьи постоянным жилым помещением от Министерства обороны РФ должен решаться исходя из норм предоставления на состав семьи 4 человека с учетом совершенных сделок, но не более 48,2 кв.

Фактически ответчикам было предоставлено жилое помещение общей площадью 82,6 кв.м, превышающее норму предоставления на 34,4 кв.м.

Следовательно, принятие решения от ДД.ММ.ГГГГ и заключение договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. на спорное жилое помещение произведено с нарушением норм жилищного законодательства по причинен предоставления ответчиками недостоверных сведений.

Согласно п.1-2 ст. 167 ГК РФ «Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения».

Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

На основании приведенных норм закона, суд признает недействительными решение от ДД.ММ.ГГГГ и договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. на спорное жилое помещение.

В судебном заседании установлено, что ранее ФИО2 оплатил компенсацию за дополнительную жилую площадь, превышающую норму предоставления на 1,6 кв.м в сумме 70800 рублей. Поскольку суд признает сделку недействительной, в пользу ФИО2 подлежит взысканию компенсация в сумме 70800 руб. с ФГКУ «Востокрегионжилье».

Требования ФИО1 о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежат, т.к. решение и договор социального найма, на основании которых была предоставлено спорное жилое помещение, суд признает недействительными.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           В удовлетворении исковых требованиях ФИО1 о признании право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, прекращение права собственности Российской Федерации на данную квартиру и прекращении права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру - отказать

          Признать недействительным решение Федерального Государственного Казенного Учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца.

        

Председательствующий судья                                   С.В. Тимохина

2-2396/2015 ~ М-1532/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мишина Светлана Викторовна
Ответчики
ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Министерство обороны РФ
Другие
Путинцева Юлия Александровича
Мишин Сергей Михайлович
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Путинцева Марина Александровна
Суд
Подольский городской суд Московской области
Судья
Тимохина Светлана Викторовна
Дело на странице суда
podolsky--mo.sudrf.ru
12.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2015Передача материалов судье
13.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2015Подготовка дела (собеседование)
10.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2015Судебное заседание
13.04.2015Судебное заседание
27.04.2015Судебное заседание
28.05.2015Судебное заседание
17.06.2015Судебное заседание
17.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2015Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее