Дело 12-27/2019
РЕШЕНИЕ
18 декабря 2019 года село Шебалино
Судья Шебалинского районного суда Республики Алтай Унутов Э.Д., рассмотрев жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Улус-Чергинская основная общеобразовательная школа» Тохоновой О.В. на постановление начальника Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в Шебалинском и Чемальских районах Иванова А.С. от 25.10.2019 в отношении МБОУ «Улус-Чергинская ООШ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Обжалуемым постановлением МБОУ «Улус-Чергинская ООШ» (далее также - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (далее также - Постановление).
В жалобе директор Учреждения Тохонова О.В. просит отменить Постановление в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения, поскольку здание Учреждения введено в эксплуатацию в 2009 г. Требования СанПиН 2.4.1.3049-13, 2.4.2.2821-10 предъявляются непосредственно к зданию, а не к размещенному в помещениях здания оборудованию. Согласно абз.2 п.6.16 СанПиН 2.4.1.3049-13 в ранее построенных зданиях допускается использовать помещения в соответствии с проектом. Проект школы должностным лицом не исследовался.
В возражениях на жалобу начальник ТОУ Роспотребнадзора по Республике Алтай в Шебалинском и Чемальских районах Иванов А.С. просит оставить жалобу без удовлетворения, поскольку при проведении проверки, при составлении протокола и рассмотрении административного материала представителем Учреждения проект, по которому построено и введено в эксплуатацию здание школы, представлен не был. Оценить эксплуатируется помещение прачечной в соответствии с планом, не представилось возможным.
Заслушав директора Учреждения Тохонову О.В., поддержавшую доводы жалобы, начальника ТОУ Роспотребнадзора по Республике Алтай в Шебалинском и Чемальском районах Иванова А.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Согласно статье 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектами данного правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся жилые и общественные помещения, здания, сооружения, а также объекты железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, магистрального трубопроводного, автомобильного транспорта, включая автобусы междугородного и международного сообщений.
В Федеральном законе от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (статья 24).
Из Постановления № 97-5 следует, что 07 октября 2019 г. с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, 15 октября 2019 г. с 11 часов 30 минут до 13 часов 30 минут, 25 октября 2019 г. с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут по <адрес> в ходе плановой проверки выявлено, что Учреждение не обеспечило выполнение обязательных санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, а именно в нарушение требований СанПиН 2.4.2.2821-10 в кабинетах русского языка, технологии, истории, математики, первого класса, биологии/химии расстояние от первых парт до ученических досок менее 240 см. (п.5.6), в кабинете первого класса нет раковины для мытья рук (п.4.27), в гардеробной отсутствуют ячейки для обуви (п.4.5); пунктов 5.1, 5.2 СанПиН 2.4.5.2409-08, п.5.5, 5.6 СанПиН 2.3.6.1079-01 в пищеблоке в моечном помещении на стенах плитка имеет множественные трещины, что затрудняет проведение их качественной уборки и дезобработки; п.4.35 СанПиН 2.4.1.3049-13 постирочная детского сада для приема грязного и выдачи чистого белья имеет один вход.
Помимо приведенной выше нормы (статья 6.4 КоАП РФ) положения статьи 6.7 КоАП РФ предусматривают ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Норма применяется в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Ст. 6.7. КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ст. 6.4. КоАП РФ, так как, несмотря на то, что помещения школы и детского сада являются видами общественных помещений, однако, нарушение санитарных правил, регламентирующих гигиенические требования к условиям воспитания в дошкольном и школьном учреждении, в том числе применительно к зданию (помещению), соответственно влечет ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, предусмотренную ст. 6.7 КоАП РФ, а не ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, предусмотренную статьей 6.4 КоАП.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 17.12.2019 основным видом деятельности Учреждения является образование основное общее, одними из дополнительных видов деятельности образование дошкольное, начальное общее.
Вместе с тем, квалификация деяния образовательного Учреждения по статье 6.4 КоАП РФ в Постановлении применительно к вышеприведенному правовому регулированию не мотивирована, соответственно, выводы о том, что деяние Учреждения образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, в нарушение требований статьей 24.1 и 26.1 названного Кодекса являются необоснованными.
Таким образом, вмененные в вину Учреждения нарушения санитарно-эпидемиологических требований не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
При этом, из материалов дела следует, что по результатам этой же проверки постановлением <Номер изъят> от 25.10.2019 директор Учреждения Тохонова О.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку санкция, установленная за административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.7 КоАП РФ, содержит более строгую меру ответственности в части административного штрафа по сравнению с административным наказанием, предусмотренным статьей 6.4 КоАП РФ, переквалификация действий (бездействия) лица невозможна по основаниям, изложенным выше.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В связи с этим Постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
Жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Улус-Чергинская основная общеобразовательная школа» Тохоновой О.В. удовлетворить.
Постановление начальника Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в Шебалинском и Чемальских районах Иванова А.С. от 25.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении МБОУ «Улус-Чергинская ООШ» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии МБОУ «Улус-Чергинская ООШ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
Судья Э.Д. Унутов