Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2018 года гп. Северо-Енисейский
Красноярский край
Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Пиджакова Е.А.,
при секретаре Григорьевой Н.В.,
с участием: и.о. прокурора Северо-Енисейкого района Кокорина М.В. по поручению прокурора Советского района г.Красноярска,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского районного суда г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Казимировой Валентине Николаевне о возложении обязанности по техническому обслуживанию газового оборудования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского районного суда г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Казимировой Валентине Николаевне о возложении обязанности на ответчика по техническому обслуживанию газового оборудования, а именно обязании Казимировой В.Н., как собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>9 предоставить доступ в данное жилое помещение, специализированной организации. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Советского района проведена проверка по поручению прокуратуры края о соблюдении законодательства при использовании газового оборудования в многоквартирных домах, исполнении собственниками жилых помещений обязанностей по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования. Установлено, что на территории Советского района г. Красноярска расположено 5 газифицированных многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО УК «Жилищные системы Красноярска» (ранее ООО ГУК «Жилищный фонд»). Между управляющей компанией ООО УК «Жилищные системы Красноярска» (ранее ООО ГУК «Жилищный фонд») и специализированной организацией АО «Красноярсккрайгаз» заключен договор от 15.04.2016 г. № 581-4-124/16-Кр на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, в соответствии с п. 1.1 которого АО «Красноярсккрайгаз» обязуется осуществлять техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, в многоквартирных домах по Советскому району г. Красноярска, а ООО УК «Жилищные системы Красноярска» (ранее ООО ГУК «Жилищный фонд») обязуется оплачивать указанные услуги.Кроме того, между вышеназванными организациями заключен договор от 15.04.2016 № 573-4-118/16-Кр на текущий ремонт внутридомового газового оборудования, предполагающего оказание работ по ремонту ВДГО в соответствии с перечнем работ, установленным п. 1.2 данного договора.Работы по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту ВКГО вышеперечисленными договорами не предусмотрены.Предусмотренным законодательством возможность АО «Красноярсккрайгаз» приостановить газоснабжение жилого помещения требует доступа в данное помещение, что даже при наличии вступивших в законную силу судебных решений практически невозможно.Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что АО «Красноярсккрайгаз» как газораспределительная организация, у которой отсутствуют исключительные права на осуществление деятельности по техническому обслуживанию ВКГО, не может понудить собственника к заключению договора на ТО ВКГО.Установленная постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 №143-п компетенция Службы строительного надзора ижилищного контроля Красноярского края также исключает возможность Службы осуществлять эффективный контроль в рассматриваемой сфере и принимать меры в отношении собственников помещений, не исполняющих обязанности в соответствии с действующими правилами и нормами.При указанных обстоятельствах возложить на собственника жилого помещения обязанности провести ТО ВКГО в настоящее время возможно исключительно в судебном порядке.Таким образом, ответственность за безопасную эксплуатацию работающих бытовых газовых приборовв жилых помещенияхмногоквартирных домов возложена на лиц, использующих данное газовое оборудование в бытовых целях.Согласно представленной информации АО «Красноярсккрайгаз» и ООО УК «Жилищные системы Красноярска» (ранее ООО ГУК «Жилищный фонд») (письмо от 11.09.2017 № 2152-2-1/с-ГУК) на основании положений заключенных договоров и требований Правил № 549, № 410, № 491 в соответствии с графиком выполнения работ в мае 2016-2017 года АО «Красноярсккрайгаз» осуществляло работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме по адресу: <адрес>.Из предоставленных управляющейи специализированнойорганизациями ведомости учета выполнения работ по ТО ВДГО следует, что по результатам проведенного 18.09.2016 и 10.08.2017 года специалистами АО «Красноярсккрайгаз» и ООО УК «Жилищные системы Красноярска» (ранее ООО ГУК «Жилищный фонд») поквартирного обхода с целью обследования технического состояния ВКГО И ВДГО собственник помещения - <адрес>, Казимирова В.Н. в нарушение п.п. «и» п. 21 Правил № 549 отказалась предоставлять доступ в свое жилое помещение для осмотра, находящегося в нем ВКГО и ВДГО.Таким образом, произвести осмотр и техническое обслуживание находящегося в жилом помещении по вышеуказанному адресу газового оборудования в установленные Правилами № 549 сроки по вине собственника данного помещения не представилось возможным.Как показала проверка, собственником квартиры по <адрес>, является Казимирова Валентина Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.01.2018 г.Неисполнение собственниками обязанностей, предусмотренных п.п. «к», «и» Правил № 549, прямо посягает на безопасную эксплуатацию газового оборудования в многоквартирном доме, создает риск возникновения аварийных ситуаций, связанных с возможными утечками и взрывом газа в многоквартирном доме.Газифицированные жилые здания являются потенциально опасными объектами, создающими реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Из представленной ГУ МЧС России по Красноярскому краю информации следует, что в период 2016-2017 г.г. на территории г. Красноярска регулярно случаются чрезвычайные ситуации техногенного характера, связанные с неисполнением Казимировой В.Н. газового оборудования предусмотренных законом обязанностей по его техническому обслуживанию и ремонту.Необходимость предъявления указанного заявления в интересах неопределенного круга лиц: жильцов многоквартирного дома (нанимателей, собственников, членов их семей), иных лиц, в связи с различными жизненными и бытовыми ситуациями находящихся в доме или рядом с ним, обусловлена тем, что риск возникновения аварийной ситуации по причине неисполнения Казимировой В.Н. обязанностей по техническому обслуживанию ВКГО напрямую затрагивает их интересы, при этом численность жителей дома, а также иных граждан, находящихся в доме, в связи с их постоянной ротацией определить невозможно. Кроме того, неисполнение собственниками обязанностей, предусмотренных п.п. «и», «к» Правил № 549, может повлечь повреждение газового оборудования, что прямо угрожает здоровью и имуществу граждан, затрагивает права неопределенного круга лиц на безопасную среду проживания.
В судебном заседании истец прокуратур Советского района г. Красноярска в лице и.о. прокурора Северо-Енисейского района Кокорина М.В. поддержал исковые требования по основаниям указанным в иске, просит их удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представители третьих лиц: АО «Красноярскрайгаз», ООО УК «Жилищные системы Красноярска» не явились, о времени, месте и дате судебного заседания извещены надлежащим образом, путем направления заказных писем (л.д. 44), судебные извещения получены лично, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 20.08.2018г. (л.д. 48) и 22.08.2018г. (л.д. 45) соответственно. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Ответчик Казимирова В.Н. в судебное заседание не явилась, о времени, месте и дате судебного заседания извещена надлежащим образом, путем направления заказного письма по адресу указанному в определение суда от 11.07.2018 года (л.д. 38, 44). Ответчик на почту за судебным извещением не явилась, что подтверждается возвращённым в адрес суда почтовым конвертом по истечении срока хранения судебного извещения на почте (л.д. 47), причину неявки суду не сообщила, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
При указанных обстоятельствах, с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, представителей третьих лиц, в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1, 3,4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации ( п.1.1).
Пункт 4.4 Национального стандарта Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 22.1.12 - 2005)» от 28 марта 2005 года №65-ст, указывает, что жилые здания, включая системы газоснабжения, являются потенциально опасными объектами, создающими реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 (далее по тексту Правил) предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного наответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 № 549, и п. 2 Правил № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» под внутридомовым газовым оборудованием в многоквартирном доме понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (прииспользовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в томчисле регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Внутриквартирным газовым оборудованием являются газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
В соответствии с п.п. «к, и» п. 21 Правил абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; обязан обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки.
Зона ответственности по обслуживанию и содержанию газового оборудования в многоквартирных жилых домах определена Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».
В силу п. 16 Правил техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Согласно пп. «в» п. 17 Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутриквартирного газового оборудования собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
Пункт 10 Правил обязывает осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей; обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования.
Согласно п. п. 13, 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Действующим законодательством установлено, что граждане обязаны использовать жилые, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных и иных прав и свобод других граждан, выполнять предусмотренные законодательством санитарно - гигиенические, экологические и эксплуатационные, требования.
Согласно ч. 2 ст. 3 ЖК РФ, проникновение в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается на основании судебного решения.
Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес> организацией обслуживающей данный дом является ООО УК «Жилищные системы Красноярска» (л.д. 12).
Между ООО «ГУК «Жилищный фонд» и АО «Красноярсккрайгаз» 15.04.2016г. заключен договор № 581-4-124/16-Кр ГУК-СОВ-16/13 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, в соответствии с п. 1.1 которого АО «Красноярсккрайгаз» обязуется осуществлять техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, в многоквартирных домах по Советскому району г. Красноярска. (л.д. 13).
Кроме того, между ООО «ГУК «Жилищный фонд» и АО «Красноярсккрайгаз» 15.04.2016г. был заключен договор № 573-4-118/16-Кр на текущий ремонт внутридомового газового оборудования МКД по Советскому району г. Красноярска, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах (л.д. 16-17).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 29.01.2018г. собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является Казимирова Валентина Николаевна (л.д. 10-11).
Из имеющихся в материалах дела ведомостей учета выполнения работ по техническому обслуживанию ВДГО следует, что по результатам проведенных 10.08.2017г. и 18.08.2017г. специалистами АО «Красноярсккрайгаз» поквартирных обходов с целью обследования технического состояния ВДГО, собственник <адрес> на момент проверки дома не находился (л.д. 20, 22).
В связи с отсутствием на момент проверок технического состояния ВДГО от 10.08.2017г. и 18.08.2017г. были составлены акты об отказе в доступе сотрудникам АО «Красноярсккрайгаз» от 10.08.2017г. и 18.08.2017г. соответственно (л.д. 19, 21).
Данный факт также подтверждается актом ООО «ГУК «Жилищный фонд» от 11.09.2017г. №2152-2-1/с-ГУК, согласно которому, за период действия договора с 15.04.2016г. по 31.08.2017г. отказано в доступе в квартиры в 2016г. и 2017г., в том числе по адресу: <адрес> (л.д. 18).
Учитывая, что газифицированные жилые здания являются потенциально опасными объектами, создающими реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации (п. 4.4 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений ГОСТ Р 22.1.12-2005), принимая во внимание, что стороной ответчика, в силу ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, опровергающих исковые требования прокурора, суд считает установленным, что ответчик не исполняет обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки, что создает риск возникновения аварийных ситуаций, связанных с возможными утечками и взрывом газа в многоквартирном доме.
Таким образом, исковые требования о возложении обязанности на ответчика с привлечением специализированной организации выполнить техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования путем предоставления доступа в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> 20-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и с учетом положений ч. 1 ст. 333.36 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина на сумму 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Советского районного суда г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Казимировой Валентине Николаевне о возложении обязанности по техническому обслуживанию газового оборудования – удовлетворить.
Обязать Казимирову Валентину Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как собственника, предоставить доступ в жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации выполнить техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, в 20-дневнй срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Казимировой Валентины Николаевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
В течение 7 дней с момента получения заочного решения ответчик может обратиться в Северо-Енисейский районный суд Красноярского края с заявлением об его отмене.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 30 дней с момента составления мотивированного решения суда 07 сентября 2018 года, по истечению срока на подачу заявления об отмене заочного решения, через Северо-Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Е.А. Пиджаков