Дело № 2-1171/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 30 августа 2019 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.А.,
при секретаре Зайнуллиной Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области, действующего в интересах Петрова Владимира Александровича, к администрации Боровичского муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что проведенной проверкой установлено, Петров В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако, до настоящего времени Петров В.А. не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением. Петров В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, виду того, что его родители ФИО3 и ФИО4на основании решения Боровичского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. Согласно договору от 01 марта 2008 года №73 Петров В.А. был передан по опеку ФИО5. На основании приказа комитета образования, науки и молодёжной политики Новгородской области от 29 апреля 2013 года №385 Петров В.А.включён в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. До настоящего времени Петров В.А. администрацией Боровичского муниципального района жилой площадью не ниже установленных социальных норм не обеспечен. Петров В.А. не обладает специальными юридическими знаниями, в связи с чем обратился к Боровичскому межрайонному прокурору с целью защиты законных жилищных и социальных прав и интересов, в том числе и в судебном порядке.
В порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на положения Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областного закона Новгородской области от 05.09.2014 г. № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», прокурор просит суд обязать администрацию Боровичского муниципального района предоставить благоустроенное жилое помещение Петрову Владимиру Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Винник Ю.К. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Истец Петров В.А. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика - администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве представитель ответчика ссылается, что требования Боровичского межрайонного прокурора могут быть удовлетворены частично, денежные средства ежегодно предусматриваются в областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций и выделяются бюджетам муниципальных районов. В настоящее время в собственности муниципального района отсутствуют свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда, предназначенные для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые возможно предоставить. В 2019 году право на обеспечение жилой площадью на территории Боровичского муниципального района имеют 135 граждан из категории детей-сирот, в том числе и Петров Владимир Александрович. На 2019 год между Министерством образования и молодёжной политики Новгородской области и администрацией Боровичского муниципального района заключено Соглашение о предоставлении субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Думы Боровичского муниципального района от 27.06.2019 года №257 «О внесении изменений в решение Думы муниципального района от 20.12.2018 года №229 на 2019 год бюджету Боровичского муниципального района выделены средства в сумме 42 608,49 рублей. Обеспечение лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями в 2019 году будет осуществляться в рамках выделенной на указанные цели субвенции после проведения соответствующей процедуры по приобретению жилых помещений в собственность Боровичского муниципального района. В настоящее время администрацией Боровичского муниципального района заключаются муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность Боровичского муниципального района благоустроенных жилых помещений для предоставления их гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация Боровичского муниципального района планирует обеспечить жилым помещением Петрова В.А. до конца 2019 года.
Представитель третьего лица - Министерства образования Новгородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Боровичского муниципального района Хвойнова И.А. полагала заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Частью 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, вступившей в силу с 01 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 11 Областного закона от 05 сентября 2014 года № 618-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
Согласно ст. 1 Областного закона Новгородской области от 24.12.2013 г. № 431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области.
Как усматривается из материалов дела, Петров В.А. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
На основании приказа комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 29 апреля 2013 № 385, Петров В.А. включен в список лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и подлежал обеспечению жилым помещением в Боровичском муниципальном районе в 2017 году, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требование прокурора об обязании администрации Боровичского муниципального района обеспечить Петрова В.А. отдельным жилым помещением специализированного жилищного фонда, заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, поскольку и прокурор, и органы местного самоуправления в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, то она взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области, действующего в интересах Петрова Владимира Александровича к администрации Боровичского муниципального района удовлетворить.
Обязать администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области предоставить Петрову Владимиру Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 03 сентября 2019 года.
Судья С.А. Иванова