Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3363/2020 ~ М-2404/2020 от 17.04.2020

УИД № 28RS0004-01-2020-003310-88

производство № 2-3363/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

2 июня 2020 года                                     г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области,

в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.

при секретаре Антоновой О.А.

с участием представителя прокуратуры г. Благовещенска Пнева А.А., представителя ответчика Чернова С.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры г. Благовещенска, действующей в интересах Орлова О. О.ча к Государственному учреждению Амурское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно,

            установил:

    Прокурор г. Благовещенска в интересах Орлова О.О. обратился в суд с данным иском, указав, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка по обращению Орлова О.О. по вопросу нарушения социальных прав инвалида в части необеспечения проездными документами к месту проведения лечения и обратно к месту постоянного проживания, отказа в компенсации стоимости проездных билетов к месту проведения лечения и обратно к месту постоянного проживания. В ходе проверки установлено, что Орлов О.О. является инвалидом 2 группы. В соответствии с протоколом врачебной комиссии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Министерства здравоохранения РФ № 2409 от 24 сентября 2019 года Орлову О.О. выдано заключение о том, что он нуждается в оказании высокотехнологичной медицинской помощи (код вида ВПМ ***). В связи с обострением хронического заболевания заявителя, Министерством здравоохранения Амурской области 30 сентября 2019 года по квоте № 6301/ВМП Орлову О.О. выданы талоны № 1, 2 «направление к месту лечения для получения медицинской помощи» с датой госпитализации 8 октября 2019 года. 2 октября 2019 года Орлов О.О. через ГАУ «МФЦ Амурской области в г. Благовещенске» подал в адрес ГУ - АРО ФСС РФ надлежащим образом оформленное заявление с приложением копий соответствующих документов. Не дождавшись принятия ГУ - АРО ФСС РФ решения по рассмотрению поданного им 2 октября 2019 года заявления, в связи с приближением даты госпитализации (8 октября 2019 года), с целью соблюдения сроков госпитализации по квоте, Орлов О.О. самостоятельно приобрел авиабилет по маршруту г. Благовещенск – г. Москва, дата вылета 8 октября 2019 года, стоимостью 15300 рублей. Проверкой установлено, что 15 октября 2019 года (спустя 7 дней после фактической госпитализации) на почтовый адрес Орлова О.О. поступил пакет проездных документов от ГУ - АРО ФСС РФ, оформленных на других людей, с иным периодом проезда к месту проведения лечения и обратно. Таким образом, поступившие в адрес Орлова О.О. проездные документы использованию не подлежат, так как оформлены на других людей, что лишило его права на приобретение билета, а также на проезд к месту проживания. 10 ноября 2019 года Орловым О.О. самостоятельно приобретен авиабилет по маршруту г. Москва – г. Благовещенск, дата вылета 15 ноября 2019 года, стоимостью 15263 рублей. В случае промедления и не приобретения проездных билетов к месту проведения лечения и обратно к месту проживания Орловым О.О. самостоятельно, он был бы лишен возможности получения необходимой высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с заключением врачебной комиссии ввиду фактического необеспечения ГУ - АРО ФСС РФ Орлова О.О. проездными билетами к месту лечения и обратно к месту постоянного проживания, что является невыполнением возложенных действующим законодательством РФ обязательств по представлению социальной помощи отдельным категориям граждан. Приобретение Орловым О.О. проездных документов самостоятельно являлось необходимой мерой для следования к месту лечения и обратно. Поскольку он понес реальные расходы, у ГУ - АРО ФСС РФ возникли обязательства по выплате ему денежной суммы для возмещения понесенных им расходов на приобретение проездных документов в сумме 30563 рублей. 29 ноября 2019 года Орлов О.О. обратился к ответчику с заявлением о компенсации понесенных им расходов, на что получил отказ.

    Просит суд взыскать с Государственного учреждения – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Орлова О.О. расходы по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере 30536 рублей.

    В судебном заседании представитель прокуратуры г. Благовещенска на требованиях настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснил, что дата приобретения Орловым О.О. проездных билетов 4 октября 2019 года. Ответчиком не доказан факт направления Орлову О.О. проездных документов 8 октября 2019 года.

    В судебном заседании, представитель ответчика Государственного учреждения – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не согласившись с иском, пояснил, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования РФ транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином – получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, не предусмотрена. Государственная услуга по предоставлению бесплатного проезда к месту лечения и обратно была оказана Орлову О.О. 4 октября 2019 года в региональное отделение из ГАУ «МФЦ Амурской области» поступило заявление Орловой А.В. (от 2 октября 2019 года), представителя Орлова О.О., о предоставлении ему бесплатного проезда к месту лечения и обратно без указания дат выезда, по маршруту г. Благовещенск - г. Москва, с указанием даты госпитализации – 8 октября 2019 года, по маршруту г. Москва - г. Благовещенск, с указанием даты выезда – ориентировочно 8 декабря 2019 года. Оформление именного направления на приобретение проездных документов на авиационном транспорте возможно только при предоставлении гражданином сведений, необходимых для составления такого документа, в том числе сведений о датах перевозки, а в вышеуказанном заявлении дата выезда из г. Благовещенска, а также дата выезда из г. Москва не указана, региональным отделением принято решение об обеспечении Орлова О.О. бесплатным проездом к месту лечения и обратно по маршруту г. Благовещенск - г. Москва - г. Благовещенск специальными талонами на право безденежного проезда железнодорожным транспортом, поскольку для выдачи вышеуказанных специальных талонов указание даты перевозки не является обязательным. 8 октября 2019 года в сроки, установленные Административным регламентом - не позднее 5 рабочих дней с момента поступления документов, региональным отделением Орлову О.О. были направлены специальные талоны для проезда к месту лечения и обратно железнодорожным транспортом по маршруту: г. Благовещенск - г. Москва, г. Москва - г. Благовещенск, с периодом проезда с 8 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года, а также уведомление и памятка для оформления проездного документа (билета). 9 октября 2019 года Орлова А.В. (представитель Орлова О.О.) была уведомлена специалистом отдела социальных программ регионального отделения по телефону о том, что заявителю оформлены и направлены вышеуказанные талоны. В ходе телефонного разговора Орлова А.В. уведомила региональное отделение о том, что Орловым О.О. самостоятельно приобретены авиабилеты по маршруту г. Благовещенск - г. Москва. Ошибочное направление региональным отделением Орлову О.О. документов в отношении иных лиц, могло нарушить права только этих лиц, но не права Орлова О.О. 10 декабря 2019 года региональным отделением Орлову О.О. дан письменный ответ на его обращение, поступившее 29 ноября 2019 года. Авиабилеты по маршруту г. Благовещенск – г. Москва с датой вылета 8 октября 2019 года были приобретены им 4 октября 2019 года, то есть в день поступления в региональное отделение заявления о предоставлении бесплатного проезда, что свидетельствует о том, что заявление было подано формально, без намерения получить государственную услугу в порядке и сроки, предусмотренные Административным регламентом. Истец самостоятельно распорядился правом бесплатного проезда по своему усмотрению, поскольку правом бесплатного проезда не воспользовался, 4 октября 2019 года самостоятельно за счет собственных средств приобрел авиабилеты по маршруту г. Благовещенск – г. Москва, а 10 ноября 2019 года по маршруту г. Москва – г. Благовещенск.

    Истец Орлов О.О., представитель третьих лиц Министерства здравоохранения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Амурской области, Правительства Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало. Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

    Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

    Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области в письменном отзыве на иск указал, что согласно п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утв. Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение (далее - предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение) и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии с п. 4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328, обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

    Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

    Судом установлено, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка по обращению Орлова О.О. по вопросу нарушения социальных прав инвалида в части необеспечения проездными документами к месту проведения лечения и обратно к месту постоянного проживания, отказа в компенсации стоимости проездных билетов к месту проведения лечения и обратно к месту постоянного проживания. Выявив в результате проведения проверки нарушение прав Орлова О.О. прокуратурой г. Благовещенска инициирована подача в суд настоящего искового заявления.

    Из материалов дела следует, что согласно справке ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Амурской области» от 5 августа 2008 года серии МСЭ-2007 № 1606552, Орлов О.О. является инвалидом второй группы бессрочно.

    Из протокола ВК № 2409 от 24 сентября 2019 года следует, что комиссией ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Минздрава России Орлову О.О. выдано заключение о нуждаемости в оказании в высокотехнологичной медицинской помощи с планируемой датой госпитализации 2 октября 2019 года, код вида ВМП: ***.

    27 сентября 2019 года Министерством здравоохранения Амурской области Орлову О.О. выдан талон № 1 к направлению к месту лечения для получения медицинской помощи (исх. от 30 сентября 2019 года № 6031/ВМП) с датой госпитализации 8 октября 2019 года, а также талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи (исх. от 30 сентября 2019 года № 6031/ВМП).

    2 октября 2019 года Орловым О.О. через ГАУ «МФЦ Амурской области» в г. Благовещенске подано заявление на предоставление услуги «предоставление Фондом социального страхования РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно» с приложением документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

    Из расписки № 2/2/117879 о приеме документов, выданной ГАУ «МФЦ Амурской области» в г. Благовещенске 2 октября 2019 года следует, что дата окончания срока предоставления услуги 12 октября 2019 года. По результатам оказания услуги заявителю необходимо обратиться в Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

    Из заявления о предоставлении проезда от 2 октября 2019 года, подписанного представителем Орлова О.О. на основании нотариально заверенной доверенности - Орловой А.В. следует, что просит предоставить проезд по маршруту: к месту лечения от г. Благовещенск до г. Москва с даты – дата госпитализации – 8 октября 2019 года; обратно от г. Москва до г. Благовещенск с даты – ориентировочно 8 декабря 2019 года.

    Данное заявление о предоставлении государственной услуги поступило в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ 4 октября 2019 года, что подтверждается входящим номером на заявлении (вход. № 723 от 4 октября 2019 года).

    7 октября 2019 года Государственным учреждением - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ принято решение об оказании Орлову О.О. услуги по предоставлению бесплатного проезда Орлову О.О. к месту лечения и обратно, в отношении Орлова О.О. оформлены специальные талоны на проезд по маршруту Благовещенск – Москва – Благовещенск ж/д транспортом.

    Из доводов представителя ответчика следует, что региональным отделением было принято решение о выдаче истцу талонов на право безденежного проезда железнодорожным транспортом поскольку для выдачи таких специальных талонов указание даты перевозки не является обязательным, а оформление именного направления на приобретение проездных документов на авиационном транспорте возможно только при предоставлении гражданином сведений, необходимых для составления такого документа, в том числе сведений о датах перевозки. В представленном Орловым О.О. заявлении от 2 октября 2019 года дата выезда из г. Благовещенска, а также дата выезда из г. Москвы не указана.

    Согласно выданной ГУ – АРО ФСС РФ памятке для оформления проездного документа (билета) по электронному талону ФСС РФ (ЭТ ФСС) на проезд в поездах дальнего следования, 7 октября 2019 года Орлову О.О. оформлены электронные талоны на приобретение проездных документов по маршруту г. Благовещенск – г. Москва, г. Москва – г. Благовещенск, период проезда с 8 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года.

    Из доводов представителя ответчика следует, что специальные талоны к месту лечения и обратно были направлены Орлову О.О. 8 октября 2019 года простой почтой.

    8 октября 2019 года ГУ – АРО ФСС РФ составлен реестр передачи для почтового отправления уведомлений об обеспечении граждан-получателей набора социальных услуг проездом к месту лечения и/или обратно, в котором под № 2 указан Орлов О.О.

    Кроме того, 9 октября 2019 года представителю Орлова О.О. - Орловой А.В. по телефону специалистом отдела социальных программ регионального отделения была передана информация об оформлении и направлении специальных талонов на проезд.

    Судом установлено и подтверждается представленными проездными документами, что 4 октября 2019 года Орловым О.О. до принятия ГУ – АРО ФСС РФ решения по его заявлению о выдаче проездных документов на проезд к месту лечения и обратно, самостоятельно приобретен авиабилет по маршруту г. Благовещенск – г. Москва с датой вылета 8 октября 2019 года, стоимостью 15300 рублей (кассовый чек ОАО АК «Уральские авиалинии» от 4 октября 2019 года № 40), 10 ноября 2019 года приобретен авиабилет по маршруту г. Москва – г. Благовещенск с датой вылета 15 ноября 2019 года стоимостью 15263 рубля (кассовый чек ОАО АК «Уральские авиалинии» № 78 от 10 ноября 2019 года).

    29 ноября 2019 года Орлов О.О. обратился в ГУ - АРО ФСС с заявлением, в котором просил возместить ему фактически понесенные расходы на оплату стоимости проезда к месту лечения из г. Благовещенск в г. Москва 8 октября 2019 года и обратно из г. Москва в г. Благовещенск 15 ноября 2019 года в общей 30563 рублей.

    Письмом заместителя управляющего ГУ – АРО ФСС РФ от 10 декабря 2019 года в удовлетворении указанного заявления Орлова О.О. было отказано, с указанием на то, что гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, компенсация расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугородном транспорте, произведенных ими самостоятельно, действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем региональное отделение Фонда не вправе возместить стоимость проезда по самостоятельно купленным им билетам.

    Не согласившись с данным отказом, истцом инициирована подача настоящего иска в суд. В обоснование иска истец указывает, что приобретение им проездных документов самостоятельно являлось необходимой мерой для следования к месту лечения и обратно, расходы в виде оплаты стоимости проезда должны быть возмещены ответчиком.

    Проверяя данные доводы истца, суд пришел к следующим выводам.

    В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае инвалидности.

    Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    Предусмотренные указанным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в статье 1 которого используются следующие основные понятия: государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Согласно ст. 3 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях, в том числе адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.

    В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

    Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги, в том числе бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

    В силу части 5 статьи 6.3 данного Федерального закона № 178-ФЗ Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила), согласно пункту 4 которых финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    В случае передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением.

    Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно п. 1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется, в том числе на инвалидов.

    Пунктом 4.1 указанного Порядка организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.

    Одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта (п. 4.3 Порядка).

    Согласно п. 4.4 этого же Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Направление и талон № 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    После получения направления и талона № 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.

    Региональное отделение предоставляет заявителю специальный талон на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или именное направление на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.

    Получив данный документ, содержащий данные, необходимые для оформления безденежного проездного документа, гражданин обращается в кассу перевозчика, предъявляет их и получает бесплатно железнодорожный или авиабилет на проезд к месту лечения и обратно.

    Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии с п. 22 Правил № 864, осуществляет финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями.

    Порядок направления граждан органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года № 617 (далее - Порядок).

    В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон № 2 указанного образца. Талон № 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.

    Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года № 271н (далее - Административный регламент), действующим в период возникновения спорных правоотношений.

    Согласно пункту 11.2 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента.

    Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно инвалида производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.

    Проезд к месту лечения и обратно предоставляется только по талонам на проезд, то есть в натуре, оплата его стоимости при самостоятельном приобретении билетов нормативными положениями не предусмотрена.

    Ответчик не отрицает, что Орлов О.О. относится к категории граждан, определенных в пункте 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и соответственно имеет право на получение государственной социальной помощи, в том числе в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно.

    Как следует из материалов дела, 24 сентября 2019 года врачебной комиссией ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Минздрава России Орлову О.О. выдано заключение о нуждаемости в высокотехнологичной медицинской помощи, 30 сентября 2019 года Министерством здравоохранения Амурской области Орлову О.О. выданы талоны № 1 и № 2 о направлении к месту лечения для получения медицинской помощи с датой госпитализации 8 октября 2019 года.

    2 октября 2019 года через ГАУ «МФЦ Амурской области в г. Благовещенске» Орлов О.О. обратился в ГУ – АРО ФСС РФ за предоставлением государственной услуги по выдаче проездных документов к месту лечения и обратно, 4 октября 2019 года заявления Орлова О.О. и приложенные к нему документы были переданы в ГУ – АРО ФСС РФ. 7 октября 2019 года региональным отделением Фонда социального страхования Орлову О.О. были оформлены специальные талоны для проезда к месту лечения обратно, которые письмом от 8 октября 2019 года направлены в его адрес.

    Кроме того, 9 октября 2019 года представитель Орлова О.О. – Орлова А.В. была уведомлена специалистом отдела социальных программ регионального отделения Фонда о том, что заявителю были оформлены и направлены талоны на проезд к месту лечения и обратно. Данные обстоятельства подтверждаются исследованной в судебном заседании аудиозаписью разговоров.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что государственная услуга по предоставлению бесплатного проезда к месту лечения и обратно оказана региональным отделением Фонда в соответствии с нормами действующего законодательства, в сроки, установленные п. 11.2 Административного регламента (не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов), однако данными проездными документами Орлов О.О. не воспользовался.

    Судом установлено, что Орлов О.О. не дождавшись результатов рассмотрения его заявления о представлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно региональным отделением Фонда, через два дня после подачи заявления о предоставлении государственной услуги (2 октября 2019 года) в МФЦ, и в день поступления данного заявления на предоставление государственной услуги в ГУ - АРО ФСС РФ (4 октября 2019 года), самостоятельно приобрел проездные документы к месту лечения. 10 ноября 2019 года Орлов О.О. также за собственные средства приобрел проездной билет от места лечения к месту постоянного проживания.

    Таким образом, на дату поступления заявления истца об оказании государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда в региональное отделение Фонда (4 октября 2019 года) Орловым О.О. уже были приобретены билеты для проезда воздушным транспортом. В связи с чем, доводы истца о том, что поступившие от ГУ – АРО ФСС РФ в его адрес 15 октября 2019 года проездные документы использованию не подлежали, поскольку были оформлены на иных лиц, не принимаются судом. Кроме того, направление в адрес истца проездных документов в отношении не только него, но и иных лиц, указанных в реестре от 8 октября 2019 года не нарушает право истца на получение социальной услуги. Из исследованного судом реестра следует, что помимо иных лиц – получателей набора социальных услуг, документы на проезд к месту лечения обратно, направлялись в том числе и истцу.

    Истцом также не представлено доказательств обращения к ответчику за реализацией права на бесплатный проезд к месту лечения и обратно до момента приобретения им проездных билетом самостоятельно, что могло быть сделано истцом, проявляя достаточную степень заботливости и осмотрительности, с учетом плановой даты госпитализации. Кроме того, истец самостоятельно изменил вид транспорта и не указал ответчику дат на дату возвращения с месте лечения к месту постоянного проживания.

    Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что право истца на получение социальной услуги по предоставлению бесплатного проезда к месту лечения и обратно ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не нарушило.

    Учитывая, что право на самостоятельный выбор гражданином, имеющим право на получение набора социальных услуг, транспорта для следования к месту лечения и обратно законом не предусмотрено, как не предусмотрено и возмещение расходов при самостоятельном приобретении проездных билетов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

    Заявленное истцом требование о возмещении стоимости проезда к месту лечения и обратно в сумме 30536 рублей не подлежит удовлетворению.

    Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

            решил:

░░░░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30536 ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 10 ░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░                                                                             ░░░░░░░░░░ ░.░.

2-3363/2020 ~ М-2404/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Орлов Олег Олегович
И.о. прокурора города Благовещенска
Ответчики
ГУ - Амурское РО Фонда социального страхования Российской Федерации
Другие
Правительство Амурской области
Министерство здравоохранения Амурской области
Управление Федерального казначейства по Амурской области
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство финансов Амурской области
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Матюханова Н.Н.
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2020Судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
09.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее