№ 2-1574/2020
25RS0<номер>-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Мошкиной И.Н., при секретаре Левицкой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Владивостока в интересах Статниковой В. Г. к ООО «Управляющая компания Советского района» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Владивостока обратился в суд с иском к ООО «УК Советского района» о возложении обязанности, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Советского района г.Владивостока по обращению гражданина проведена проверка соблюдения требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве ООО «Управляющая компания Советского района» при осуществлении управления многоквартирным домом № <адрес> в г. Владивостоке. Установлено, что управление многоквартирным домом № <адрес> в г. Владивостоке па основании договора управления многоквартирным домом от 16.12.2013г. осуществляет ООО «Управляющая компания Советского района». В ходе проверочных мероприятий установлено, что в соответствии с п.4.1 договора управления многоквартирным домом от <дата>, стоимость работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, утвержденная на общем собрании собственников жилых помещений, составляет 24,98 рублей в месяц за 1 кв. метр общей площади, расчет стоимости приведен в приложении № 2 к указанному договору. В соответствии с п. 2 приложения № 2 к договору управления многоквартирным домом от <дата>, стоимость услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов составляет 3,09 рублей за 1 кв.м. общей площади. Вместе с тем, с 01.01.2019г. ООО «Управляющая компания Советского района» повышен размер платы за вывоз ТБО до 4,30 рублей, в связи с утверждением указанного размера постановлением администрации г. Владивостока от <дата> № 41, а всего размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества повышен до 26,17 рублей за 1 кв. м общей площади. Таким образом, ООО «Управляющая компания Советского района» в нарушение норм законодательства увеличен размер платы за содержание жилого помещения без проведения общего собрания собственников жилых помещений. Кроме того, в рамках проверочных мероприятий прокуратурой района установлено, что <дата> проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме № <адрес> в г. Владивостоке рассматривался один из вопросов, а именно: утверждение размера платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 26,17 руб. за 1 кв.м. в месяц. Однако, по результатам голосования решение о повышении размера платы за содержание и ремонт общего имущества до 26,17 руб. за 1 кв.м в месяц не принято. Просит суд признать действия ООО «Управляющей компании Советского района» по увеличению размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по ул. <адрес> г. Владивостоке до суммы в размере 26,17 руб. без проведения общего собрания собственников жилых помещений незаконными, обязать ООО «Управляющую компанию Советского района» произвести снижение Статниковой В.Г. платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по ул. <адрес> г. Владивостоке с 26,17 руб. до суммы 24,98 руб. за 1 кв. м общей площади, утвержденной решением общего собрания от <дата> за период с <дата> по <дата>, произвести перерасчет Статниковой В.Г. платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по ул. <адрес> г. Владивостоке за период с <дата> по <дата>.
В судебное заседание помощник прокурора Советского района г. Владивостока, Статникова В.Г., представитель ООО «УК Советского района» не явились, уведомлены надлежащим образом в установленные законом сроки, о дате и месте слушанья дела.
В соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, исследовав материалы дела, дав оценку всем представленным доказательствам в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст.67 ГПК РФ).
В соответствии с п.п.1-3 ч.2 ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Как указано в ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Федеральным законом от <дата> № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 4 статьи 154 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесена к коммунальным услугам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст.5 Федерального закона от <дата> № 175-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие положений части 4 статьи 154 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие после <дата>.
Частью 6 статьи 23 Федерального закона от <дата> № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусмотрено, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Федеральным законом от <дата> № 503-ФЗ в статью 23 Федерального закона от <дата> № 458-ФЗ введена часть 8.1, согласно которой при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает отказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Между тем, в настоящее время на территории Приморского края региональный оператор услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствует. В связи с этим, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
В судебном заседании судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «УК Советского района» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу № <адрес> в г. Владивостоке на основании договора управления от <дата>.
Также из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района г. Владивостока по обращению Статниковой В.Г. проведена проверка соблюдения требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве ООО «Управляющая компания Советского района» при осуществлении управления многоквартирным домом № <адрес> в г. Владивостоке.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что в соответствии с п.4.1 договора управления многоквартирным домом от <дата> стоимость работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, утвержденная на общем собрании собственников жилых помещений, составляет 24,98 рублей в месяц за 1 кв. метр общей площади, расчет стоимости приведен в приложении № 2 к указанному договору.
В соответствии с п.2 приложения № 2 к договору управления многоквартирным домом от <дата> стоимость услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов составляет 3,09 рублей за 1 кв. метр общей площади.
На основании ч.1 ст.156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В п.п. 17, 35, 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением правительства РФ от <дата> № 491 разъяснено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В случае, если собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимый собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч. 1, 2, 3, 8 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В п.17 Постановления Пленума ВС РФ от <дата> № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.
Пунктом 4.1 договора управления многоквартирным домом от <дата> определено, что стоимость работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома составляет 24,98 рублей в месяц за 1 кв.м. общей площади, в т.ч. 10 % за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и 3,09 рублей вывоз и утилизация твердых бытовых отходов.
В случае изменения стоимости работ, услуг по договору управляющая компания производит перерасчет стоимости услуг со дня вступления изменений в силу (п. 4.4 договора управления).
В то же время, предусмотренное в п.4.4 договора управления многоквартирным домом условие о возможности повышения палаты за содержание общего имущества дома в случае изменения стоимости работ и услуг не освобождает управляющую организацию от обязанности провести общее собрание собственников помещений с целью рассмотрения вопроса об изменении платы, а применяемые ею тарифы на оказываемые услуги, изменения, вносимые в перечень работ и услуг, подлежат утверждению общим собранием собственников. Установление размера платы иным способом противоречит требованиям закона и нарушает права собственников дома.
Между тем, проведенной прокуратурой Советского района г. Владивостока проверкой было установлено повышение ответчиком с 01.01.2019г. размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по ул. <адрес> г. Владивостоке до 26,17 рублей за 1 кв.м. общей площади в одностороннем порядке.
Из материалов дела следует, что <дата> проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме № <адрес> в г. Владивостоке рассматривался один из вопросов, а именно: утверждение размера платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 26,17 руб. за 1 кв.м. в месяц. Однако, по результатам голосования решение о повышении размера платы за содержание и ремонт общего имущества до 26,17 руб. за 1 кв.м в месяц не принято.
Поскольку, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № <адрес> в г. Владивосток по вопросу повышения платы за содержание и ремонт общего имущества дома не принималось, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что повышение было проведено ответчиком в одностороннем порядке с нарушением норм жилищного законодательства РФ.
На основании изложенного, суд полагает необходимым признать действия ООО «Управляющей компании Советского района» по увеличению размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по ул. <адрес> г. Владивостоке до суммы в размере 26,17 руб. без проведения общего собрания собственников жилых помещений незаконными и возложить обязанность на ООО «Управляющая компания Советского района» произвести снижение Статниковой В. Г. платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по ул. <адрес> г. Владивостоке с 26,17 рублей до 24,98 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого помещения за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. и произвести перерасчет платы за указанный период.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.2 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика ООО «Управляющая компания Советского района» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей в доход муниципального бюджета ВГО.
Руководствуясь ст.ст. 13, 103, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района г. Владивостока удовлетворить.
Признать действия ООО «Управляющей компании Советского района» по увеличению размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по ул. <адрес> г. Владивостоке до суммы в размере 26,17 руб. без проведения общего собрания собственников жилых помещений незаконными.
Обязать ООО «Управляющая компания Советского района» произвести снижение Статниковой В. Г. платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по ул. <адрес> г. Владивостоке с 26,17 рублей до 24,98 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого помещения за период с <дата> по <дата> и произвести перерасчет платы за указанный период.
Взыскать с ООО «Управляющая компания Советского района» в доход бюджета Владивостокского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца, с момента изготовления в мотивированном виде.
Мотивированное решение изготовлено 08.09.2020г.
Судья И.Н. Мошкина