дело № 2-1230/2015
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ24 февраля 2015 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Устиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щабельского А. А.ича о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей и пени,
У С Т А Н О В И Л :
Щабельский А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным требования Брянской таможни от <дата> № об уплате таможенных платежей и пени на общую сумму <данные изъяты> коп. в связи с невывозом с территории таможенного союза по истечении установленного срока временно ввезенного транспортного средства.
В обоснование заявления указал, что с 2007 года является гражданином Российской Федерации, но постоянно зарегистрирован в Республики Молдова и имеет временную регистрацию на территории Пушкинского района. <дата> при выезде с территории Российской Федерации через Брянскую Таможню заявителем было получено указанное выше требование. Данное требование Брянская таможня направляла по адресу постоянной регистрации заявителя. С указанным требованием Брянской таможни заявитель не согласен, поскольку, в соответствии со ст. 358 ТК Таможенного союза оплата указанных платежей является обязанностью иностранных граждан, в связи с чем, по мнению заявителя, оспариваемым требованием нарушаются его права, поскольку он является гражданином РФ и обязанность по оплате указанных выше платежей на него не распространяется.
Щабельский А.А. в судебном заседании заявление поддержал, просил его удовлетворить.
Заинтересованное лицо - представитель Брянской таможни в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявление Фединой Н.К. не подлежащим удовлетворению.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Таможенным кодексом Таможенного союза и Соглашением между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 года (далее Соглашение) (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого требования).
В силу ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела, Брянской таможней <дата> было оформлено удостоверение временного ввоза Щабельскому А.А. до <дата> на территорию Российской Федерации из Республики Молдова транспортного средства марки <данные изъяты> года выпуска, номер кузова №, регистрационный номер №, зарегистрированного на имя Щабельского А.А. Впоследствии срок временного ввоза неоднократно продлевался Выставочным таможенным постом Московской таможни, в том числе до <дата> года. В срок до <дата> вывоз указанного автомобиля с территории Российской Федерации не был осуществлен, в связи с чем Брянской таможней в отношении заявителя вынесено требование от <дата> № об уплате таможенных платежей и пени на общую сумму <данные изъяты> коп. Щабельский А.А. также был привлечен к административной ответственности за нарушение требований таможенного режима, выразившееся в невывозе с таможенной территории таможенного союза физическими лицами временно ввезенных транспортных средств в установленные сроки временного ввоза по ст. 16.18 ч. 1 КоАП РФ (л.д. 27-50).
В соответствии с положениями ст. 355 ТК ТС 1. Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
2. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат: 4) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.
3. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии таможенного союза.
4. Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.
Согласно п. 2 ст. 358 ТК ТС и п. 22 Приложения 3 Соглашения иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В соответствии с п. 5 ст. 358 ТК ТС в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно п. 4 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у:
1) декларанта:
с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов;
если транспортное средство передано декларантом лицу для осуществления вывоза транспортного средства в порядке, установленном пунктом 2 статьи 11 настоящего Соглашения, - со дня выдачи таможенным органом разрешения на такую передачу, за исключением случаев, когда до выдачи такого разрешения наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов;
2) лица, которому транспортное средство передано для осуществления его вывоза в порядке, установленном пунктом 2 статьи 11 настоящего Соглашения, - с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов;
3) лиц, указанных в настоящем пункте, - в случаях, установленных в пункте 2 статьи 13 настоящего Соглашения.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, прекращается у декларанта:
1) при отказе таможенного органа в выпуске товаров для личного пользования - в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенным органом таможенной декларации;
2) при уплате или взыскании в полном объеме таможенных пошлин, налогов, исчисленных по ставкам, установленным настоящим Соглашением для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение;
3) при обращении товаров для личного пользования в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;
4) при помещении товаров для личного пользования в установленном порядке под таможенные процедуры уничтожения или отказа в пользу государства;
5) при уничтожении (безвозвратной утрате) товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
6) при обращении взыскания на товары для личного пользования, в том числе за счет стоимости товаров для личного пользования, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;
7) при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных платежей в соответствии с настоящим Соглашением;
8) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную двум евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
9) при признании сумм таможенных пошлин, налогов безнадежными к взысканию и списании их в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого осуществлял взыскание этих сумм;
10) в связи со смертью декларанта или объявлением его умершим в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза.
Из анализа приведенных выше норм следует, что обязанность по уплате таможенных платежей прекращается с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, либо при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Из представленных письменных объяснений Щабельского А.А. (л.д. 40) следует, что он знал о наличии у него обязанности обратного вывоза транспортного средства в установленный таможенным органом срок, который был определен до <дата> в пассажирской таможенной декларации. Однако, осуществил вывоз транспортного средства с нарушением указанного срока, за дальнейшим продлением срока временного ввоза не обращался, в связи с чем в порядке ст. 358 ТК ТС в отношении транспортного средства заявителя подлежат взысканию таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном законодательством Таможенного союза.
В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, у декларанта возникает с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, и прекращается с момента вывоза транспортных средств, временно везенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза либо в случаях, установленных п. 2 ст. 13 Соглашения.
В соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза - день истечения срока их временного ввоза.
С учетом изложенного, у Щабельского А.А. возникла обязанность по уплате таможенных платежей, в связи с чем, Брянской таможней в соответствии с ч. 10 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в адрес заявителя было направлено требование № от <дата> об уплате таможенных платежей с начисленными пени за просрочку уплаты таможенных платежей.
Довод заявителя со ссылкой на ст. 358 ТК ТС об отсутствии у него обязанности, как у гражданина Российской Федерации, по уплате таможенных платежей, суд находит несостоятельным, основанном на неверном толковании норм права.
Пунктом 22 приложения 3 к Соглашению предусмотрено, что от уплаты таможенных пошлин, налогов освобождаются транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами на срок их временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.
В соответствии со ст. 16 Соглашения и пунктом 23 приложения 3 к Соглашению установлено, что временный ввоз транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, физическими лицами государств - членов Таможенного союза любым способом на срок, не превышающий шести месяцев, допускается при условии обеспечения таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Исходя из приведенных выше норм таможенного законодательства Таможенного союза, указанных выше, условия временного ввоза транспортных средств ставятся в зависимость от отнесения физического лица, его перемещающего, к конкретной категории субъектов таможенных правоотношений - иностранное физическое лицо либо физическое лицо государства - члена Таможенного союза.
Согласно подпункту 14 п. 1 ст. 4 ТК к лицам государства - члена таможенного союза относятся физические лица, имеющие постоянное место жительства в государстве - члене таможенного союза. Иностранные лица - физические лица, не являющиеся лицом государства - члена таможенного союза (подпункт 9 п. 1 ст. 4 ТК).
Щабельский А.А. является гражданином Преднестровской Молдавской Республики и гражданином Российской Федерации и имеет постоянное место жительства на территории иностранного государства по адресу: <адрес> (л.д. 38). Сведений о временной регистрации на территории Российской Федерации на момент возникновения правоотношений по данному делу заявителем не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, при заполнении Щабельским А.А. <дата> пассажирской таможенной декларации им в качестве страны постоянного проживания указана Молдова, в графе 3.3 декларации указано на временный ввоз транспортного средства - автомашины «Ниссан».
Кроме того, при въезде на территорию РФ на автомобиле, зарегистрированном в <адрес>, заявителем, как гражданином Российской Федерации, не была исполнена обязанность по оплате обеспечения таможенных платежей.
Напротив, заявителем был избран порядок ввоза транспортного средства, установленный ст. 358 ТК ТС.
Вышеприведенные обстоятельства применительно к требованиям таможенного законодательства свидетельствуют о том, что автомашина «Ниссан» была ввезена Щабельским А.А. на территорию Таможенного союза как иностранным гражданином с освобождением от уплаты таможенных платежей на срок временного ввоза.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что требование Брянской таможни об уплате таможенных платежей и пени соответствует положениям таможенного законодательства, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения обязанности на должностное лицо таможенного органа по устранению нарушений прав заявителя.
Поскольку на день рассмотрения гражданского дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод Щабельского А.А. и необходимости в связи с этим возложения на должностное лицо обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - <░░░░>.
░░░░░: