РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2011 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего судьи Сметаниной О.Н.
при секретаре Васильевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-409/2011 по иску Иванниковой Н.В. к МИ ФНС № 15 по Самарской области о признании незаконным решения государственного органа, взыскании суммы материального стимулирования и компенсации морального вреда,
установил:
Истица обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с ответчика невыплаченные суммы материального стимулирования по итогам работы за 2 и 3 квартал 2010 года в размере 32750 рублей, признать причину увольнения по собственному желанию – уважительной, взыскать проценты за задержку выплаты материального стимулирования в размере 56930,20 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 10000 рублей. В обоснование иска указала, что с 12.01.2009 года по 03.09.2010 года она проходила государственную гражданскую службу в МИ ФНС № 15 по Самарской области. За время работы дисциплинарных взысканий к ней не применялось, работа выполнялась качественно и в срок. Неоднократно приходилось задерживаться на рабочем месте не менее чем на 1 час и выходить на работу в выходные дни. Оплата за переработку не фиксировалась и не производилась. После увольнения ей стало известно о том, что гос. служащим было выплачено материальное стимулирование по итогам работы за 2 и 3 квартал 2010 года. Ответчик письменно разъяснил, что поскольку за отработанный ею период работы высоких показателей и большого объема работ в сжатые сроки выполнено не было, уволилась она по собственному желанию, что не является уважительной причиной, поэтому оснований для выплаты материального стимулирования не имеется.
В ходе судебного разбирательства истицей неоднократно уточнялись исковые требования, с учетом последних уточнений Иванникова Н.В. просила признать незаконными и отменить протоколы и решения комиссии МИ ФНС России № 15 по Самарской области № 6 от 23.09.2010 года и № 8 от 23.11.2010 года в части невыплаты материального стимулирования и признания неуважительной причины увольнения, признать незаконными и отменить приказы начальника МИ ФНС России № 15 по Самарской области от 23.09.2010 года и 23.11.2010 года в части невыплаты материального стимулирования, признать причину увольнения по собственной инициативе уважительной, взыскать с ответчика материальное стимулирование в размере 32750 рублей, проценты за задержку выплаты материального стимулирования в размере 95011 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей и судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 10000 рублей.
В судебном заседании истица, представитель истицы Филин Н.В., действующий по доверенности, уточненные исковые требования поддержали, суду пояснили, что материальное стимулирование является премией, выплачиваемой гос. служащему сверх денежного содержания гражданского служащего при условии достижения определенных показателей и на основе оценки деятельности гражданского служащего по определенным критериям. Истица за время работы качественно и в полном объеме выполняла свою работу. В связи с этим имела право на данные выплаты. Ссылка ответчика на неуважительность причины увольнения истицы, является недействительной, так как истица была отозвана из отпуска и исполняла трудовые обязанности, но ей эта работа не была оплачена. По указанию руководства истица часто оставалась на работе для выполнения дополнительной работы, которая также не оплачивалась. Истица изъявляла желание уволиться по причине нарушения трудового контракта работодателем, однако ответчик уволил ее по собственному желанию. Кроме того, из протоколов №6 от 23.09.2010 года и № 8 от 23.11.2010 года усматривается, что комиссия МИ ФНС № 15 по Самарской области вышла за пределы своих полномочий. Действиями ответчика истице причинены нравственные страдания, моральный вред она оценивает в 10000 рублей. Истица, представитель истицы просят удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Попов Э.П., действующий по доверенности, иск не признал. Суду пояснил, что при увольнении с истицей произведен полный и окончательный расчет по выплате денежного содержания гражданского служащего, предусмотренного ст.50 Закона № 79-ФЗ. Истице был предоставлен отпуск согласно утвержденному графику отпусков на 2010 год, и из отпуска она не отзывалась. Причину увольнения истицы нельзя признать уважительной, поскольку действующим законодательством предусмотрены другие основания для признания причин увольнения по собственной инициативе уважительными. В связи с этим материальное стимулирование истице не выплачено правомерно. Кроме того, за отработанный период истица не имела высоких показателей и большого объема работы в сжатые сроки работы. В удовлетворении иска просил отказать.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Иванникова Н.В. была принята на должность <данные изъяты> МИ ФНС № 15 по Самарской области, 12 января 2009 года с ней был заключен служебный контракт № 308 на неопределенный срок. Приказом № 01-02/359 от 03 сентября 2010 года служебный контракт расторгнут, на основании п.3 ч.1 ст.33 (79-ФЗ) - по инициативе гражданского служащего, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В силу ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на: оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно ч.1,2,5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
ежемесячное денежное поощрение;
единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Материальное стимулирование в данный перечень не входит.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" установлено осуществлять с 1 января 2007 г. и в 2008 - 2011 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей.
Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 года № 90 н утвержден ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ, п.2 которого указывает, что материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.
Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.
Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком: руководителями управлений в отношении гражданских служащих соответствующих межрегиональных инспекций, управлений, а также начальников инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня, находящихся в непосредственном подчинении управления.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят. Данные выплаты направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности профессионального состава кадров территориальных налоговых органов. Об этом четко свидетельствует специальный порядок распределения этих средств для осуществления материального стимулирования каждого работника.
Протоколами и решениями комиссий МИ ФНС России № 15 по Самарской области по распределению средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих во 2 и 3 квартале от 23.09.2010 года № 6 и от 23.11.2010 года № 8 установлены суммы средств материального стимулирования по каждому отделу. 23.09.2011 издан приказ № 01-04/072 дсп, 23.11.2010 года издан Приказ № 01-04/098дсп о выплате материального стимулирования работникам ФНС России по Самарской области за 2 и 3 квартал 2010 год, при этом п.5 (каждого из приказов) приказано не производить Иванниковой Н.В. выплату средств материального стимулирования за 2 и 3 квартал в связи с увольнением по собственной инициативе.
Истица считает, что ее незаконно лишили материального стимулирования, признав причины ее увольнения неуважительными, поскольку она вынуждена была уволиться в связи с тем, что со стороны работодателя имелись нарушения трудового контракта, в частности она была отозвана из отпуска, дополнительно работала, при этом работа не оплачивалась. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7 пояснивших суду, что истица самостоятельно приняла решение об увольнении в связи с тем, что она была загружена работой, приходила на работу к 08.00 часам утра, а уходила после 19.00 – 20.00 ч.
Между тем, ч.3 ст. 80 ТК РФ установлены уважительные причины расторжения трудового договора по инициативе работника: зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию, а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора. Ведомственные правовые акты могут дополнить этот перечень. Таким дополнением является п.5.4 Методики оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в 2010 году, утвержденной приказом № ММВ-8-1/17 от 28.06.2010 года, из которого следует, что уважительными причинами увольнения работника по собственной инициативе является выход на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии с медицинскими заключениями и другими уважительным причинам. Кроме того, уважительными причинами увольнения по собственной инициативе, работодателем могут быть признаны: перевод одного из супругов на работу в другую местность, либо направление на работу или для прохождения службы за границу, необходимость ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы, избрание на должности, замещаемые по конкурсу, увольнение по собственному желанию инвалидов, беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до 8 лет, увольнение рабочих и служащих, имеющих на своем иждивении трех или более детей, не достигших возраста 16 (для учащихся - 18) лет, и др.
Какие – либо иные причины увольнения по собственной инициативе, которые работник считает уважительными, должны быть указаны им в заявлении об увольнении, чтобы работодатель мог оценить уважительность этих причин. Истица в заявлении о расторжении служебного контракта такие причины не указала. Поэтому работодатель в лице комиссии МИ ФНС России № 15 по Самарской области принял решение относительно выплаты материального стимулирования, оценил только то, что имелось в его распоряжении.
По смыслу п.5.4 названной Методики, материальное стимулирование за расчетный период с учетом фактически отработанного времени осуществляется только в отношении сотрудников, увольнение которых произошло по уважительным причинам.
Как следует из обстоятельств дела, показаний свидетелей, мотивом увольнения Иванниковой Н.В. явилась загруженность на работе, следовательно, отказ Иванниковой Н.В. в выплате материального стимулирования за 2 и 3 квартал 2010 года является правомерным.
Доводы истицы о том, что комиссия МИ ФНС № 15 по Самарской области вышла за пределы своих полномочий, определяя уважительность причин ее увольнения, суд считает необоснованными, так как согласно п.5 приказа Минфина РФ от 17.10.2007 N 90н "Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы» основными задачами Комиссии нижестоящих налоговых органов являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих. Так как п.5.4 Методики предусмотрена выплата материального стимулирования работникам, уволенным по собственной инициативе по уважительной причине, поэтому определение причин увольнения работника по собственной инициативе также входит в компетенцию Комиссии, поскольку от этого зависит возникнет ли у работника право на получение материального стимулирования. Состав комиссии МИ ФНС России № 15 по Самарской области был утвержден приказом № 01-04/030 от 10.04.2010 года, на заседаниях комиссии 23.09.2010 года и 23.11.2010 года присутствовали все члены комиссии, поэтому оснований для признания протоколов № 6 от 23.09.2010 года и № 8 от 23.11.2010 года и решений в части невыплаты истице материального стимулирования незаконными не имеется.
Не могут быть приняты во внимание доводу истицы о том, что ответчик не производил выплаты за ненормированный рабочий день, (истица задерживалась на рабочем месте не менее чем на 1 час), а также за отзыв из очередного отпуска.
Так, согласно п. 3 ст. 45 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день ( под которым понимается особый режим служебного рабочего времени, при котором в случаях служебной (производственной) необходимости допускается выполнение гражданским служащим обязанностей (работы) по распоряжению представителя нанимателя сверх нормальной продолжительности служебного времени), предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. Из пояснений представителя ответчика видно, что Иванниковой Н.В. был предоставлен отпуск согласно утвержденному графику отпусков на 2010 год в период с 08.02.2010г. по 22.02.2010г., с 02.08.2010г. по 22.08.2010г. При этом истица из отпуска никогда не отзывалась. Доказательств, опровергающих доводы представителя ответчика в этой части, истицей не представлено.
Оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что нарушений со стороны ответчика при принятии решения о невыплате истице сумм материального стимулирования не установлено, в связи с этим требования Иванниковой Н.В. на законе не основаны и удовлетворению не подлежат.
Поскольку основные требования Иванниковой Н.В. удовлетворению не подлежит, требования о компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, суд также считает не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Решил:
В удовлетворении иска Иванниковой ФИО9 к МИ ФНС № 15 по Самарской области о признании незаконным решения государственного органа, взыскании суммы материального стимулирования и компенсации морального вреда – отказать.
Решение в окончательной форме изготовлено _____________________________________________
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение 10 дней.
Председательствующий Сметанина О.Н.