2-1075/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
05 августа 2020 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Раенгулова А.Б.,
при секретаре Гасымовой В.А.к.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Д.Н. к департаменту агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании премии, процентов за нарушение сроков её выплаты, отмене решения о снижении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Попов обратился с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что со 02 июля 2018 года, согласно служебному контракту от 02 июля 2018 года №-ск, истец замещает должность главного специалиста отдела организации и регулирования рыболовства управления развития сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент). По итогам работы в четвёртом квартале 2019 года размер выплаченной истцу премии был снижен на 20 процентов без разъяснения причин принятия такого решения ответчиком. 07 февраля 2020 года истец уведомлен о снижении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы с предупреждением об освобождении от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы, в случае несогласия на прохождение гражданской службы, а связи с изменением существенных условий государственного контракта. При этом истец не был ознакомлен с конкретными критериями, послужившими основанием для данных изменений. Истцом написано заявление работодателю для предоставления разъяснений по данному факту. В письме ответчика о предоставлении разъяснений по основаниям снижения истцу размера выплаченной премии по итогам работы в четвёртом квартале 2019 года и причин, послуживших основанием для снижения истцу ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы ответчик не приводит объективные основания и факты, послужившие причиной принятия таких решений. Полагал, что действиями ответчика нарушаются трудовые права истца и просил взыскать с ответчика задолженность по выплате премии по итогам работы в четвёртом квартале 2019 года, в размере 12961, 67 рублей, проценты за нарушение работодателем срока причитающихся работнику выплат по состоянию на 14 июля 2020 года - 1038,02 рублей, компенсацию морального вреда сумму в размере 20 000 рублей, а также отменить решение ответчика о снижении истцу ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, направил в суд письменные возражения на иск, приобщенные к материалам дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Судом установлено и следует из материалов дела, в период со 02 июля 2018 года Попов состоял в трудовых отношениях с ответчиком.
В силу замещаемой истцом должности на правоотношения сторон также распространяются положения Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 декабря 2005 года N 77-ЗАО «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа», а также принимаемы в целях реализации положений данного закона подзаконные акты.
Согласно ст. 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 декабря 2005 года N 77-ЗАО, денежное содержание гражданского служащего состоит из: 1) оклада месячного денежного содержания, который включает в себя: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы (далее - должностной оклад); месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы (далее - оклад за классный чин); 2) дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе автономного округа (далее - гражданская служба); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Постановлением Губернатора ЯНАО от 24 декабря 2012 г. № 185-ПГ, утверждено положение об отдельных дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и о порядке формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Положения о дополнительных выплатах).
Согласно Положению о дополнительных выплатах, гражданским служащим выплачиваются премии по итогам работы в целях материального стимулирования труда, повышения эффективности и результативности деятельности, уровня ответственности по выполнению возложенных на орган государственной власти автономного округа, иной государственный орган автономного округа (далее - государственный орган) задач и функций (п.9). Премирование гражданских служащих осуществляется: по результатам работы за квартал; по результатам работы за год (п.10). Оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего осуществляется в соответствии с критериями, определяемыми порядком установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения гражданским служащим, утверждаемым представителем нанимателя (п.11) За счет фонда оплаты труда гражданских служащих премирование гражданских служащих по итогам работы за квартал производится на основании правового акта представителя нанимателя в размере не более одного месячного денежного содержания в соответствии с замещаемой должностью согласно заключенному служебному контракту с учетом месячного денежного содержания, установленного гражданскому служащему, на последнюю дату квартала, по результатам которого производится премирование (п.12).
Приказом департамента агропромышленного комплекса ЯНАО от 14.02.2013 №22-ОД утверждено положение о порядке установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа в департаменте агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 6.3 Положения, оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственного служащего осуществляется в соответствии со следующими общими критериями: выполнение утвержденных показателей деятельности структурного подразделения департамента; личный вклад государственного служащего в общие результаты работы (выполняемый объем служебной деятельности, количество завершенной и текущей работы); уровень управленческих и организационных навыков, планирование работы (расстановка приоритетов в работе, порядок в документации, умение организовывать и контролировать свою работу, в том числе умение планировать, организовывать и контролировать работу других для обеспечения достижения поставленных целей); уровень исполнительской дисциплины; досрочное и качественное выполнение плановых работ и внеплановых заданий; качество работы с документами и выполнения поручений руководителей (качественное выполнение должностных обязанностей, тщательность и аккуратность, качество исполнения управленческих функций, достижение намеченных целей); соблюдение сроков рассмотрения поступающих и рассматриваемых обращений граждан, а также качество принятых по обращениям управленческих решений или ответов; внедрение новых форм и методов в работе, позитивно отразившихся на результатах; соблюдение служебной дисциплины (добросовестное выполнение своих должностных обязанностей, соблюдение правил служебного распорядка, бережное отношение к государственному имуществу, в том числе предоставленному для исполнения должностных обязанностей); соблюдение требований к антикоррупционному поведению, установленных пунктами 2.7 - 2.10 Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора автономного округа от 17 февраля 2011 года № 19-ПГ.
Решение о назначении премии по итогам работы за квартал (год) принимается с учетом отчета государственного служащего структурного подразделения исполнительного органа государственной власти автономного округа, положений пункта 6.3 положения, предложения о размере премии государственного служащего, направленного уполномоченным лицом представителю нанимателя служебной запиской.
Уполномоченным лицом, курирующим деятельность отдела организации и регулирования рыболовства, является заместитель директора - начальник управления развития сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса
Согласно пункту 6.7 Положения, решение о назначении премии по итогам работы за квартал (год) принимается с учётом отчета государственного служащего структурного подразделения департамента, положений пункта 6.3 настоящего Положения, предложения о размере премии государственного служащего, направленного уполномоченным лицом представителю нанимателя служебной запиской согласно приложению № 3 к настоящему Положению в установленные положением сроки. Отчёты оформляются за фактически отработанное время.
Как видно из представленных ответчиком документов, 19.12.2029 директором департамента агропромышленного комплекса ЯНАО издан приказ №127-лс о премировании по результатам работы за четвертый квартал 2019 года. В соответствии с данным приказом истцу установлен размер премии – 80% от месячного денежного содержания. Данное решение о премировании принято на основании служебной записки по премированию заместителя директора департамента, с учётом отчета государственного служащего Попова.
Разрешая спор, суд руководствуясь положениями статей 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 декабря 2005 года N 77-ЗАО, Постановлением Губернатора ЯНАО от 24 декабря 2012 г. № 185-ПГ, локального нормативного акта - Положения, исходит из того, что выплата ежемесячной премии по результатам работы носит стимулирующий характер, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, следовательно не установлена обязанность ответчика выплачивать истцу премию в максимальном размере, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя.
В соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации.
Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.
Работодатель произвел выплату истцу премии в соответствии с нормами трудового законодательства, с учетом предоставленного ему права о выплате и самостоятельной оценки качества выполненной работы работником, а также установления размера данной выплаты.
Доводы истца о том, что работодатель должен был выплатить премию именно в размере 100% месячного должностного содержания, основаны на неверном толковании норм материального права.
Требования истца о признании незаконным снижение ежемесячной надбавки к должностному окладу, суд также находит несостоятельными.
Согласно ст. 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 декабря 2005 года N 77-ЗАО, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается представителем нанимателя в размере, установленном пунктом 2 части 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
В соответствии с п. 2.1 Положения, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (далее - надбавка) устанавливается при назначении, переводе государственных служащих и в других случаях в целях повышения заинтересованности в результате своей деятельности и оформляется приказом департамента.
В соответствии с пунктом 2.2 раздела Положения, основными критериями при установлении (изменении) надбавки за особые условия гражданской службы являются: группа должностей гражданской службы, замещаемая государственным служащим; должностные обязанности; режим работы и нагрузка; уровень и степень ответственности принятия решений; размер фонда оплаты труда (в том числе его изменение при сокращении расходов окружного бюджета).
Анализ приведённых норм позволяет сделать вывод о том, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы является выплатой стимулирующего характера, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Указанная надбавка может быть изменена либо отменена приказом соответствующего руководителя при изменении характера работы или в зависимости от результатов деятельности работников.
Поскольку надбавка является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которой работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, указанных в локальном акте (п. 2.2 Положения), то и основания её выплаты и размер зависят от соответствия работника данным критериям.
При этом критерии как режим работы и нагрузка, уровень и степень ответственности принятия решений, являются оценочной категорией работы сотрудника, и фактически предусматривающие самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер надбавки.
Согласно п. 2.4., 2.5, государственному служащему может быть изменен ранее установленный размер надбавки. Основанием для изменения размера надбавки государственному служащему является изменение критериев, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего раздела.
Таким образом работодатель вправе был снизить размер надбавки, с учетом предоставленного ему права о выплате надбавки.
Истец был уведомлен, о таком решении в соответствии с действующим законодательством, не выразив несогласия и подписав соответствующий документ.
Таким образом в удовлетворении исковых требований о взыскании премии, отмене решения о снижении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы следует отказать, в том числе и производных требованиях о взыскании процентов, компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Попова Д.Н. к департаменту агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании премии, процентов за нарушение сроков её выплаты, отмене решения о снижении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья А.Б. Раенгулов