Дело № 5-812/2020
УИД 25RS0026-01-2020-001458-91
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пгт Лучегорск 21 октября 2020 года
Судья Пожарского районного суда Приморского края Калашник Н.Н., изучив при подготовке к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Кушнарева ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, холостого, не работающего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, пгт <адрес>, паспорт серии № №, выдан Пожарским РОВД ДД.ММ.ГГГГ,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
15.10.2020 г. инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Пожарскому району Начаркиным А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Кушнарева А.А.
Изучив при подготовке к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы подлежат возвращению в составивший их орган по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Из системного толкования приведенных положений ст. 28.2 КоАП РФ следует, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении и внесении изменений в него. Изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены только при наличии сведений об извещении такого лица об их внесении.
Таким образом, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Иное толкование приведенных положений КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Невыполнение должностным лицом требований ст. 28.2 КоАП РФ об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о внесении изменений в протокол является существенным нарушением процессуальных требований административного законодательства.
Из материалов дела следует, что при внесении в протокол об административном правонарушении ПК-25 № 160299538/2173 от 15.10.2020 г. изменений, а именно исправление ч. 1 на ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Пожарскому району Начаркиным А.В. требования приведенных положений КоАП РФ соблюдены не были, поскольку данная описка в протоколе не оговорена должностным лицом административного органа и не заверена. Также не имеется сведений, подтверждающих то обстоятельство, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии Кушнарева А.А. либо он был уведомлен о внесении соответствующих изменений, и ему была вручена копия данного процессуального документа с внесенными в него изменениями.
Кроме того, в нарушение требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях событие административного правонарушения в протоколе надлежащим образом не описано.
При описании события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении указаны формулировки, воспроизводящие диспозицию ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом указано, что Кушнарев А.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вместе с тем, суть административного правонарушения, которое вменяется Кушнареву А.А. надлежащим образом не описана.
Между тем протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние обвиняемого лица и формулируется обвинение, и в соответствии требованиями части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обвиняемому лицу предоставляется возможность ознакомления с протоколом, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о событии административного правонарушения (ненадлежащее описание события административного правонарушения) приводит к нарушению права обвиняемого лица на защиту, лишает его возможности объективно возражать и представлять доказательства по существу предъявленного ему обвинения, что недопустимо.
В данном случае событие административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не указано, протокол не отвечает требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к содержанию протокола, и имеет существенный недостаток.
Частью 3 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ, не может рассматриваться в качестве доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» когда протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении указанных выше сведений является существенным недостатком протокола, влекущим нарушение процессуальных норм, связанных с правом лица на защиту.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении в отношении Кушнарева ФИО6, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, вернуть в ОМВД России по Пожарскому району со всеми приложенными материалами.
Судья Калашник Н.Н.