РЈРР”:36RS0001-01-2020-000534-33
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
02 июля 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Плужник А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Александра Сергеевича к Российской Федерации в лице МВД России и ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании убытков, понесенных в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рстец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением, РІ котором указывает, что был незаконно привлечен Рє административной ответственности. Р’ последующем постановление Рѕ привлечении истца Рє административной ответственности было отменено, производство РїРѕ делу прекращено. Незаконным привлечением Рє административной ответственности истцу причинены убытки, так как для защиты СЃРІРѕРёС… интересов РїСЂРё рассмотрении дела РѕР± административном правонарушении, истец был вынужден заключить РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° оказание юридической помощи Рё оплатить услуги своего представителя РІ общей СЃСѓРјРјРµ 25000 СЂСѓР±., которые РїСЂРѕСЃРёС‚ взыскать СЃ ответчика.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё Рё ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РїРѕ доверенностям Шевченко Рћ.Р. требования РЅРµ признала, поддержала РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ письменных возражениях.
Третье лицо Рейзвих А.В. в судебном заседании против заявленных требований возражал.
Выслушав явившихся в заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 ГПК РФ). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
РР· изложенных РЅРѕСЂРј процессуального закона Рё разъяснений РїРѕ РёС… применению следует, что выводы СЃСѓРґР° РѕР± установленных РёРј фактах должны быть основаны РЅР° доказательствах, исследованных РІ судебном заседании. РџСЂРё этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами СЃРїРѕСЂР° подлежит распределению СЃСѓРґРѕРј РЅР° основании РЅРѕСЂРј материального права, регулирующих спорные отношения, Р° также требований Рё возражений сторон.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При этом, когда в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяются правила, установленные в статьях 1069 - 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Абзацем первым пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания указанных статей РІ РёС… взаимосвязи следует, что ответственность субъектов, перечисленных РІ статье 1069 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, наступает РЅР° общих основаниях, РЅРѕ РїСЂРё наличии указанных РІ ней специальных условий, выражающихся РІ причинении вреда противоправными действиями РїСЂРё осуществлении властно-административных полномочий.
Частью 3 статьи 33 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" закреплено, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной РІ постановлении Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 16 РёСЋРЅСЏ 2009 Рі. N 9-Рџ "РџРѕ делу Рѕ проверке конституционности СЂСЏРґР° положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 Рё 30.7 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 Рё абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ жалобами граждан Р¤РРћ1, Р¤РРћ2 Рё Р¤РРћ3", прекращение дела РЅРµ является преградой для установления РІ РґСЂСѓРіРёС… процедурах РЅРё виновности лица РІ качестве основания для его привлечения Рє гражданской ответственности или его невиновности, РЅРё незаконности имевшего место РІ отношении лица административного преследования РІ случае причинения ему вреда: СЃРїРѕСЂС‹ Рѕ возмещении административным преследованием имущественного ущерба Рё Рѕ компенсации морального вреда или, напротив, Рѕ взыскании имущественного Рё морального вреда РІ пользу потерпевшего РѕС‚ административного правонарушения разрешаются СЃСѓРґРѕРј РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ гражданского судопроизводства.
Лицо, привлекавшееся к административной ответственности, участвует в таком споре не как субъект публичного, а как субъект частного права и может доказывать в процедуре гражданского судопроизводства и свою невиновность, и причиненный ему ущерб. Таким образом, предъявление лицом соответствующих требований не в порядке административного судопроизводства, а в другой судебной процедуре может привести к признанию незаконными действий осуществлявших административное преследование органов, включая применение ими мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и к вынесению решения о возмещении причиненного вреда.
Таким образом, указанные правовые нормы в их системной взаимосвязи с правовой позицией, содержащейся в указанном выше постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, допускают возможность удовлетворения требования о взыскании убытков лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, при наличии общих условий наступления ответственности за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В связи с этим для разрешения требований гражданина о взыскании убытков причиненных ему незаконным привлечением к административной ответственности, необходимо установление незаконности акта о привлечении к административной ответственности, факта наличия убытков, а также наличия причинной связи между противоправными действиями должностного лица государственного органа и наступившими убытками.Суд полагает, что в данном случае истцом не представлены доказательства в подтверждение юридически значимых обстоятельств по делу, а именно, не подтвержден факт незаконности действий должностного лица, а также наличия причинной связи между противоправными действиями должностного лица государственного органа и наступившими убытками.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что постановлением РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РѕС‚ 23.09.2019, вынесенным инспектором ОБДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу Рейзвихом Рђ.Р’., истец был привлечен Рє административной ответственности РїРѕ С‡. 2 СЃС‚. 12.37 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё ему назначено наказание РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 800 СЂСѓР±. Решением Железнодорожного районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа РѕС‚ 03.12.2019, указанное постановление было отменено, производство РїРѕ делу прекращено, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием состава административного правонарушения.
Р’ рамках рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении истцом понесены расходы РІ общей СЃСѓРјРјРµ 25000 СЂСѓР±., РЅР° оплату услуг защитника –ФРРћ4 Указанные обстоятельства ответчиками РЅРµ оспариваются Рё подтверждаются материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судом было установлено, что в момент совершения правонарушения, автомобиль истца был припаркован и истец им не управлял. Вместе с тем, постановление содержало данные о том, что истец управлял транспортным средством в отсутствие полиса ОСАГО. По изложенным обстоятельствам суд пришел к выводу о том, что в действиях истца отсутствует состав административного правонарушения.
Вместе с тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что действия сотрудника органов внутренних дел, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении являлись незаконными.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Аналогичное право предоставлено Госавтоинспекции подпунктом 5 пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, согласно которому Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет, в том числе, право составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (часть 2 той же статьи).
Рнспектор ОБДПС Рейзвих Рђ.Р’., действуя РІ пределах предоставленных ему полномочий, вынес постановление РѕР± административном правонарушении РІ отношении истца, РІ котором зафиксировал то обстоятельство, что истец РЅРµ имел полиса ОСАГО. Действительно, РїСЂРё вынесении постановления, инспектором ДПС была допущена неточность РІ части описания события правонарушения, однако, само РїРѕ себе это РЅРµ указывает РЅР° незаконность его действий РїРѕ выявлению Рё пресечению правонарушений РІ области безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения.
Третье лицо Рейзвих Рђ.Р’. РІ судебном заседании РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РІ момент ДТП, произошедшего РїРѕ адресу: Рі. Воронеж, Ленинский РїСЂ-С‚, Рґ. 221 СЃ участием автомобиля истца Рё второго участника ДТП Р¤РРћ5, автомобиль истца РЅРµ двигался, был припаркован. РќР° место ДТП водители сотрудников ДПС РЅРµ вызывали, поскольку РЅРµ имели разногласий РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ повреждений. Однако, затем водители самостоятельно прибыли РІ орган Р“РБДД РїРѕ адресу: Рі. Воронеж, СѓР». Обручева, 3 для оформления ДТП, РіРґРµ РѕРЅРѕ Рё было оформлено. РџСЂРё оформлении данного ДТП, инспектором ДПС Рейзвихом Рђ.Р’. было установлено, что РџРѕРїРѕРІ Рђ.РЎ. РЅРµ имеет страхового полиса ОСАГО, Р° учитывая, что РџРѕРїРѕРІ Рђ.РЎ. самостоятельно приехал РЅР° своем автомобиле РІ орган Р“РБДД, С‚.Рµ. управлял транспортным средством РІ отсутствие полиса, РџРѕРїРѕРІ Рђ.РЎ. Рё был привлечен инспектором Рейзвихом Рђ.Р’. Рє административной ответственности. РџСЂРё этом, РІ постановлении инспектором ДПС некорректно указано место совершения правонарушения – адрес, РїРѕ которому произошло ДТП, тогда как следовало указать РёРЅРѕР№ адрес, Р° именно Рі. Воронеж, СѓР». Обручева, Рґ. 3.
Поповым А.С. не оспаривалось то обстоятельство, что страхового полиса ОСАГО он не имеет, суду не были представлены соответствующие доказательства наличия у него в момент ДТП данного документа.
Таким образом, действия инспектора ДПС по выявлению и пресечению нарушений в области безопасности дорожного движения являлись законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании убытков в виде расходов на оплату услуг представителя в сумме 25000 руб., удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд полагает, что предъявление данных требований к ГУ МВД России по Воронежской области, не основано на нормах закона.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3).
В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Главным распорядителем бюджетных средств и отвечать от имени РФ по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, в данном случае может только МВД России.
Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа истцу в иске к данному ответчику.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В силу ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей уплачивается 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
При подаче искового заявления истцом не была оплачена государственная пошлина. Учитывая, что требования истца оставлены без удовлетворения, с него подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 950 руб. (25000-20000)х3%+800).
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования РџРѕРїРѕРІР° Александра Сергеевича Рє РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё Рё ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Рѕ взыскании убытков, понесенных РІ рамках рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Попова Александра Сергеевича в доход местного бюджета госпошлину в сумме 950 руб. (девятьсот пятьдесят рублей).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Багрянская В.Ю.
Решение принято судом в окончательной форме 03 июля 2020 года.
РЈРР”:36RS0001-01-2020-000534-33
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
02 июля 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Плужник А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Александра Сергеевича к Российской Федерации в лице МВД России и ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании убытков, понесенных в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рстец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением, РІ котором указывает, что был незаконно привлечен Рє административной ответственности. Р’ последующем постановление Рѕ привлечении истца Рє административной ответственности было отменено, производство РїРѕ делу прекращено. Незаконным привлечением Рє административной ответственности истцу причинены убытки, так как для защиты СЃРІРѕРёС… интересов РїСЂРё рассмотрении дела РѕР± административном правонарушении, истец был вынужден заключить РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° оказание юридической помощи Рё оплатить услуги своего представителя РІ общей СЃСѓРјРјРµ 25000 СЂСѓР±., которые РїСЂРѕСЃРёС‚ взыскать СЃ ответчика.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё Рё ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РїРѕ доверенностям Шевченко Рћ.Р. требования РЅРµ признала, поддержала РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ письменных возражениях.
Третье лицо Рейзвих А.В. в судебном заседании против заявленных требований возражал.
Выслушав явившихся в заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 ГПК РФ). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
РР· изложенных РЅРѕСЂРј процессуального закона Рё разъяснений РїРѕ РёС… применению следует, что выводы СЃСѓРґР° РѕР± установленных РёРј фактах должны быть основаны РЅР° доказательствах, исследованных РІ судебном заседании. РџСЂРё этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами СЃРїРѕСЂР° подлежит распределению СЃСѓРґРѕРј РЅР° основании РЅРѕСЂРј материального права, регулирующих спорные отношения, Р° также требований Рё возражений сторон.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При этом, когда в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяются правила, установленные в статьях 1069 - 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Абзацем первым пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания указанных статей РІ РёС… взаимосвязи следует, что ответственность субъектов, перечисленных РІ статье 1069 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, наступает РЅР° общих основаниях, РЅРѕ РїСЂРё наличии указанных РІ ней специальных условий, выражающихся РІ причинении вреда противоправными действиями РїСЂРё осуществлении властно-административных полномочий.
Частью 3 статьи 33 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" закреплено, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной РІ постановлении Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 16 РёСЋРЅСЏ 2009 Рі. N 9-Рџ "РџРѕ делу Рѕ проверке конституционности СЂСЏРґР° положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 Рё 30.7 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 Рё абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ жалобами граждан Р¤РРћ1, Р¤РРћ2 Рё Р¤РРћ3", прекращение дела РЅРµ является преградой для установления РІ РґСЂСѓРіРёС… процедурах РЅРё виновности лица РІ качестве основания для его привлечения Рє гражданской ответственности или его невиновности, РЅРё незаконности имевшего место РІ отношении лица административного преследования РІ случае причинения ему вреда: СЃРїРѕСЂС‹ Рѕ возмещении административным преследованием имущественного ущерба Рё Рѕ компенсации морального вреда или, напротив, Рѕ взыскании имущественного Рё морального вреда РІ пользу потерпевшего РѕС‚ административного правонарушения разрешаются СЃСѓРґРѕРј РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ гражданского судопроизводства.
Лицо, привлекавшееся к административной ответственности, участвует в таком споре не как субъект публичного, а как субъект частного права и может доказывать в процедуре гражданского судопроизводства и свою невиновность, и причиненный ему ущерб. Таким образом, предъявление лицом соответствующих требований не в порядке административного судопроизводства, а в другой судебной процедуре может привести к признанию незаконными действий осуществлявших административное преследование органов, включая применение ими мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и к вынесению решения о возмещении причиненного вреда.
Таким образом, указанные правовые нормы в их системной взаимосвязи с правовой позицией, содержащейся в указанном выше постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, допускают возможность удовлетворения требования о взыскании убытков лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, при наличии общих условий наступления ответственности за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В связи с этим для разрешения требований гражданина о взыскании убытков причиненных ему незаконным привлечением к административной ответственности, необходимо установление незаконности акта о привлечении к административной ответственности, факта наличия убытков, а также наличия причинной связи между противоправными действиями должностного лица государственного органа и наступившими убытками.Суд полагает, что в данном случае истцом не представлены доказательства в подтверждение юридически значимых обстоятельств по делу, а именно, не подтвержден факт незаконности действий должностного лица, а также наличия причинной связи между противоправными действиями должностного лица государственного органа и наступившими убытками.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что постановлением РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РѕС‚ 23.09.2019, вынесенным инспектором ОБДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу Рейзвихом Рђ.Р’., истец был привлечен Рє административной ответственности РїРѕ С‡. 2 СЃС‚. 12.37 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё ему назначено наказание РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 800 СЂСѓР±. Решением Железнодорожного районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа РѕС‚ 03.12.2019, указанное постановление было отменено, производство РїРѕ делу прекращено, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием состава административного правонарушения.
Р’ рамках рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении истцом понесены расходы РІ общей СЃСѓРјРјРµ 25000 СЂСѓР±., РЅР° оплату услуг защитника –ФРРћ4 Указанные обстоятельства ответчиками РЅРµ оспариваются Рё подтверждаются материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судом было установлено, что в момент совершения правонарушения, автомобиль истца был припаркован и истец им не управлял. Вместе с тем, постановление содержало данные о том, что истец управлял транспортным средством в отсутствие полиса ОСАГО. По изложенным обстоятельствам суд пришел к выводу о том, что в действиях истца отсутствует состав административного правонарушения.
Вместе с тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что действия сотрудника органов внутренних дел, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении являлись незаконными.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Аналогичное право предоставлено Госавтоинспекции подпунктом 5 пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, согласно которому Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет, в том числе, право составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (часть 2 той же статьи).
Рнспектор ОБДПС Рейзвих Рђ.Р’., действуя РІ пределах предоставленных ему полномочий, вынес постановление РѕР± административном правонарушении РІ отношении истца, РІ котором зафиксировал то обстоятельство, что истец РЅРµ имел полиса ОСАГО. Действительно, РїСЂРё вынесении постановления, инспектором ДПС была допущена неточность РІ части описания события правонарушения, однако, само РїРѕ себе это РЅРµ указывает РЅР° незаконность его действий РїРѕ выявлению Рё пресечению правонарушений РІ области безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения.
Третье лицо Рейзвих Рђ.Р’. РІ судебном заседании РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РІ момент ДТП, произошедшего РїРѕ адресу: Рі. Воронеж, Ленинский РїСЂ-С‚, Рґ. 221 СЃ участием автомобиля истца Рё второго участника ДТП Р¤РРћ5, автомобиль истца РЅРµ двигался, был припаркован. РќР° место ДТП водители сотрудников ДПС РЅРµ вызывали, поскольку РЅРµ имели разногласий РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ повреждений. Однако, затем водители самостоятельно прибыли РІ орган Р“РБДД РїРѕ адресу: Рі. Воронеж, СѓР». Обручева, 3 для оформления ДТП, РіРґРµ РѕРЅРѕ Рё было оформлено. РџСЂРё оформлении данного ДТП, инспектором ДПС Рейзвихом Рђ.Р’. было установлено, что РџРѕРїРѕРІ Рђ.РЎ. РЅРµ имеет страхового полиса ОСАГО, Р° учитывая, что РџРѕРїРѕРІ Рђ.РЎ. самостоятельно приехал РЅР° своем автомобиле РІ орган Р“РБДД, С‚.Рµ. управлял транспортным средством РІ отсутствие полиса, РџРѕРїРѕРІ Рђ.РЎ. Рё был привлечен инспектором Рейзвихом Рђ.Р’. Рє административной ответственности. РџСЂРё этом, РІ постановлении инспектором ДПС некорректно указано место совершения правонарушения – адрес, РїРѕ которому произошло ДТП, тогда как следовало указать РёРЅРѕР№ адрес, Р° именно Рі. Воронеж, СѓР». Обручева, Рґ. 3.
Поповым А.С. не оспаривалось то обстоятельство, что страхового полиса ОСАГО он не имеет, суду не были представлены соответствующие доказательства наличия у него в момент ДТП данного документа.
Таким образом, действия инспектора ДПС по выявлению и пресечению нарушений в области безопасности дорожного движения являлись законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании убытков в виде расходов на оплату услуг представителя в сумме 25000 руб., удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд полагает, что предъявление данных требований к ГУ МВД России по Воронежской области, не основано на нормах закона.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3).
В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Главным распорядителем бюджетных средств и отвечать от имени РФ по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, в данном случае может только МВД России.
Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа истцу в иске к данному ответчику.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В силу ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей уплачивается 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
При подаче искового заявления истцом не была оплачена государственная пошлина. Учитывая, что требования истца оставлены без удовлетворения, с него подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 950 руб. (25000-20000)х3%+800).
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования РџРѕРїРѕРІР° Александра Сергеевича Рє РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё Рё ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Рѕ взыскании убытков, понесенных РІ рамках рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Попова Александра Сергеевича в доход местного бюджета госпошлину в сумме 950 руб. (девятьсот пятьдесят рублей).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Багрянская В.Ю.
Решение принято судом в окончательной форме 03 июля 2020 года.