РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года гор. Щелково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре судебного заседания Зайцевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3906/2020 по иску Щелковского городского прокурора Московской области в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации к Яковлеву ФИО5 о признании незаконной деятельности
УСТАНОВИЛ:
Щелковский городской прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах Российской Федерации с указанным иском, мотивируя тем, что в Щёлковской городской прокуратуре проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства на поднадзорной территории.
В результате проведенной проверки установлено, что на земельных участках с к.н№ категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, и прилегающим к ним земельных участках с к.н.: №, границы которых в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, осуществлено строительство нежилого здания – автомойка самообслуживания на 4 поста, общей площадью около 300 кв.м. и иных вспомогательных строений. Собственником указанных земельных участков является Яковлев А.Ю.
В указанных нежилых зданиях осуществляется деятельность по мойке автомобилей, предоставления услуг общественного питания населению и розничной продажа цветов.
Мойка самообслуживания на 4 поста возведена и эксплуатируется на земельном участке с к.н.: №, категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, то есть не предназначенном для этих целей и в непосредственной близости от индивидуальных жилых домов. Расстояние от здания автомойки до нормируемых территорий частных домовладений по <адрес> составляет менее 100 метров и возведено на границе с земельными участками смежных землепользователей.
Размещение указанных нежилых зданий в непосредственной близости от жилых домов без учета требований санитарно-эпидемиологического законодательства оказывает негативное воздействие на окружающую среду и создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просит суд:
Признать незаконной деятельность Яковлева А.Ю. по эксплуатации и сдаче в аренду здания автомойки по адресу: <адрес>, на земельном участке с к.н.: №.
Приостановить эксплуатацию здания и деятельность по оказанию услуг в здании автомойки по адресу: <адрес> на земельном участке с к.н.: № до получения документов, обосновывающих размер санитарно-защитной зоны объекта до нормируемых территорий и домовладений.
В судебном заседании помощник Щелковского городского прокурора Гулин М.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Яковлев А.Ю. не явился, извещен.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в Щёлковской городской прокуратуре проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами №, категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, и прилегающим к ним земельных участках с кадастровыми номерами №, границы которых в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, осуществлено строительство нежилого здания – автомойка самообслуживания на 4 поста, общей площадью около 300 кв.м. и иных вспомогательных строений. Собственником указанных земельных участков является Яковлев А.Ю.
В указанных нежилых зданиях осуществляется деятельность по мойке автомобилей, предоставления услуг общественного питания населению и розничной продажа цветов.
Мойка самообслуживания на 4 поста возведена и эксплуатируется на земельном участке с к.н.: №, категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, то есть не предназначенном для этих целей и в непосредственной близости от индивидуальных жилых домов. Расстояние от здания автомойки до нормируемых территорий частных домовладений по <адрес> составляет менее 100 метров и возведено на границе с земельными участками смежных землепользователей.
Размещение указанных нежилых зданий в непосредственной близости от жилых домов без учета требований санитарно-эпидемиологического законодательства оказывает негативное воздействие на окружающую среду и создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
В силу п. 2.1., 2.5 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В силу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно пп.16 п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенным в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, автомойка на 4 поста относится к IV классу опасности, размер СЗЗ которой устанавливается в размере 100 метров.
Таким образом, в нарушение указанных норм действующего законодательства Яковлевым ФИО6 осуществляется деятельность по эксплуатации здания автомойки по адресу: <адрес> на земельном участке с к.н№.
Эксплуатация автомойки создает неблагоприятную экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, оказывает негативное влияние на среду обитания и здоровье людей, а именно шумовое воздействие, выделение в атмосферный воздух веществ, выделяющихся при эксплуатации мойки и использовании моющих средств, загрязнения почвы при отводе сточных вод.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Таким образом, прокурор, реализуя предоставленные ч. 1 ст. 45 полномочия, обращается в суд в порядке искового производства в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку деятельностью ответчика нарушаются интересы в сфере охраны окружающей среды, создается опасность ее загрязнения, нарушаются экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход бюджета городского округа Щелково Московской области государственную пошлину 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Щелковского городского прокурора Московской области в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации к Яковлеву ФИО8 о признании незаконной деятельности удовлетворить.
Признать незаконной деятельность Яковлева ФИО7 по эксплуатации и сдаче в аренду здания автомойки по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
Приостановить эксплуатацию здания и деятельность по оказанию услуг в здании автомойки по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № до получения документов, обосновывающих размер санитарно-защитной зоны объекта до нормируемых территорий и домовладений.
Взыскать с Яковлева ФИО9 в доход бюджета городского округа Щёлково Московской области государственную пошлину 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья А.В. Торбик