УИД:36RS0006-01-2021-001024-60
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре: Плужник А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котляра Дмитрия Алексеевича к УПФР в г. Воронеже и Центру ПФР по выплате пенсий в Воронежской области о включении в специальный стаж периодов работы, о возложении обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости досрочно, с 13.12.2018,
у с т а н о в и л :
Истец обратился с иском к ответчику, указывая, что 13.12.2018 он обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 03.04.2019, истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимой продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера. Полагая решение незаконным, истец с учетом уточненного иска, просит включить в специальный стаж периоды работы с 16.12.1989 по 01.10.1991 в кооперативе «Каркас» МРСУ ПРСО «Магаданавтодор»; с 01.08.1992 по 03.10.1996 в кооперативе «Каравелла» при управлении «Охотскрыбвод» г. Магадана, а также обязать ответчиков назначить и выплачивать ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, т.е. с 13.12.2018 (л.д.5-7, 40-45).
В судебном заседании истец требования поддержал, пояснил изложенное.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Воронеже действующая на основании доверенности Мельникова М.В., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать. Суду представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований.
Центр ПФР по выплате пенсий в Воронежской области извещен надлежащим образом, суду представлено письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Центра.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, обозрев материалы пенсионного дела, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Из представленных суду документов и пояснений сторон следует, что 13.12.2018 истец обратился в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФР г. Воронежа 03.04.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из решения пенсионного органа следует, что в специальный и страховой стаж истца не были зачтены периоды работы с 16.12.1989 по 01.10.1991 в кооперативе «Каркас» МРСУ ПРСО «Магаданавтодор», а также с 01.08.1992 по 03.10.1996 в кооперативе «Каравелла» при управлении «Охотскрыбвод» г. Магадана. Период с 16.12.1989 по 01.10.1991 в кооперативе «Каркас» МРСУ ПРСО «Магаданавтодор» не подлежит зачету в стаж, поскольку, в нарушение Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, запись об увольнении истца произведена неверно, а именно, отсутствует дата и номер приказа об увольнении, при этом, истцом не представлено иных документов, подтверждающих указанный период работы.
Период с 01.08.1992 по 03.10.1996 в кооперативе «Каравелла» при управлении «Охотскрыбвод» г. Магадана не подлежал зачету, поскольку, кооператив «Каравелла» не был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе ПФР г. Магадан Магаданской области и отсутствовали данные об уплате страховых взносов в указанный период времени.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела (л.д. 12-14,31-33).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Магаданская область отнесена к районам Крайнего Севера.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", проработавшие 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 23.08.2003 (л.д.34-35). При этом, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, отчисления в пенсионный фонд за спорные периоды работы, за истца не производились.
В подтверждение своих доводов о работе в спорные периоды в районах Крайнего Севера, истец ссылается на записи в трудовой книжке.
Суд не может согласиться с данными доводами истца, поскольку, они основаны на ошибочном толковании норм материального права, и не учитывают положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 11.03.2021) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий").
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу п. 60 Правил, записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
В силу п. 2.3. "Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях"(утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162), все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В нарушение указанного порядка, запись в трудовой книжке истца об увольнении истца от 01.10.1991 из кооператива «Каркас» не содержит данных о номере и дате приказа об увольнении. Кроме того, согласно справке №№ от 16.04.2019 (л.д.24), директором кооператива «Каркас» являлся ФИО1, запись же в трудовую книжку истца внесена председателем кооператива «Каркас» ФИО2 Иных документов, подтверждающих работу истца в указанный период времени в районах Крайнего Севера истцом суду и пенсионному органу представлено не было.
Период работы истца в кооперативе «Каравелла» также обоснованно за зачтен пенсионным органом в специальный и страховой стаж истца, поскольку, согласно письма ГУ-УПФР в г. Магадан от 23.03.2019, кооператив «Каравелла» в территориальном органе ПФР г. Магадана Магаданской области в качестве страхователя не зарегистрирован. Иных документов, подтверждающих факт работы истца в указанной организации, им суду также не представлено. Ссылки истца на архивную справку, подтверждающую факт регистрации истца по месту жительства в <адрес>, суд полагает также безосновательными. Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, закон связывает с фактом работы в районах Крайнего Севера, а не с фактом проживания в указанной местности. Следовательно, само по себе проживание истца в <адрес> в спорные периоды времени, не может свидетельствовать о том, что в спорные периоды времени истцом осуществлялась трудовая деятельность.
Из изложенного следует, что истцом не подтвержден сам факт работы в районах Крайнего Севера в спорные периоды.
При этом, ссылки истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П, суд полагает безосновательными. Правовая позиция, изложенная в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, не относится ни к предмету, ни к основанию заявленных Котляром Д.А. исковых требований, поскольку в данном случае, необходимо подтверждение работы истца на территории, относящейся к районам Крайнего Севера, а не только факт уплаты за него страховых взносов работодателем.
Учитывая изложенное, суд полагает, что решение пенсионного органа является законным и обоснованным. С учетом периодов работы в районах Крайнего Севера, которые приняты пенсионным органом к зачету в страховой и специальный стаж истца, продолжительность работы истца в районах Крайнего Севера на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, составила менее 14 лет, что является недостаточным, для признания за ним права на досрочную страховую пенсию по старости.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Котляра Дмитрия Алексеевича к УПФР в г. Воронеже и Центру ПФР по выплате пенсий в Воронежской области о включении в специальный стаж периодов работы, о возложении обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости досрочно, с 13.12.2018 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Багрянская В.Ю.
Решение в окончательной форме принято 15.06.2021 года.
УИД:36RS0006-01-2021-001024-60
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре: Плужник А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котляра Дмитрия Алексеевича к УПФР в г. Воронеже и Центру ПФР по выплате пенсий в Воронежской области о включении в специальный стаж периодов работы, о возложении обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости досрочно, с 13.12.2018,
у с т а н о в и л :
Истец обратился с иском к ответчику, указывая, что 13.12.2018 он обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 03.04.2019, истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимой продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера. Полагая решение незаконным, истец с учетом уточненного иска, просит включить в специальный стаж периоды работы с 16.12.1989 по 01.10.1991 в кооперативе «Каркас» МРСУ ПРСО «Магаданавтодор»; с 01.08.1992 по 03.10.1996 в кооперативе «Каравелла» при управлении «Охотскрыбвод» г. Магадана, а также обязать ответчиков назначить и выплачивать ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, т.е. с 13.12.2018 (л.д.5-7, 40-45).
В судебном заседании истец требования поддержал, пояснил изложенное.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Воронеже действующая на основании доверенности Мельникова М.В., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать. Суду представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований.
Центр ПФР по выплате пенсий в Воронежской области извещен надлежащим образом, суду представлено письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Центра.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, обозрев материалы пенсионного дела, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Из представленных суду документов и пояснений сторон следует, что 13.12.2018 истец обратился в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФР г. Воронежа 03.04.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из решения пенсионного органа следует, что в специальный и страховой стаж истца не были зачтены периоды работы с 16.12.1989 по 01.10.1991 в кооперативе «Каркас» МРСУ ПРСО «Магаданавтодор», а также с 01.08.1992 по 03.10.1996 в кооперативе «Каравелла» при управлении «Охотскрыбвод» г. Магадана. Период с 16.12.1989 по 01.10.1991 в кооперативе «Каркас» МРСУ ПРСО «Магаданавтодор» не подлежит зачету в стаж, поскольку, в нарушение Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, запись об увольнении истца произведена неверно, а именно, отсутствует дата и номер приказа об увольнении, при этом, истцом не представлено иных документов, подтверждающих указанный период работы.
Период с 01.08.1992 по 03.10.1996 в кооперативе «Каравелла» при управлении «Охотскрыбвод» г. Магадана не подлежал зачету, поскольку, кооператив «Каравелла» не был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе ПФР г. Магадан Магаданской области и отсутствовали данные об уплате страховых взносов в указанный период времени.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела (л.д. 12-14,31-33).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Магаданская область отнесена к районам Крайнего Севера.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", проработавшие 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 23.08.2003 (л.д.34-35). При этом, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, отчисления в пенсионный фонд за спорные периоды работы, за истца не производились.
В подтверждение своих доводов о работе в спорные периоды в районах Крайнего Севера, истец ссылается на записи в трудовой книжке.
Суд не может согласиться с данными доводами истца, поскольку, они основаны на ошибочном толковании норм материального права, и не учитывают положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 11.03.2021) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий").
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу п. 60 Правил, записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
В силу п. 2.3. "Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях"(утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162), все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В нарушение указанного порядка, запись в трудовой книжке истца об увольнении истца от 01.10.1991 из кооператива «Каркас» не содержит данных о номере и дате приказа об увольнении. Кроме того, согласно справке №№ от 16.04.2019 (л.д.24), директором кооператива «Каркас» являлся ФИО1, запись же в трудовую книжку истца внесена председателем кооператива «Каркас» ФИО2 Иных документов, подтверждающих работу истца в указанный период времени в районах Крайнего Севера истцом суду и пенсионному органу представлено не было.
Период работы истца в кооперативе «Каравелла» также обоснованно за зачтен пенсионным органом в специальный и страховой стаж истца, поскольку, согласно письма ГУ-УПФР в г. Магадан от 23.03.2019, кооператив «Каравелла» в территориальном органе ПФР г. Магадана Магаданской области в качестве страхователя не зарегистрирован. Иных документов, подтверждающих факт работы истца в указанной организации, им суду также не представлено. Ссылки истца на архивную справку, подтверждающую факт регистрации истца по месту жительства в <адрес>, суд полагает также безосновательными. Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, закон связывает с фактом работы в районах Крайнего Севера, а не с фактом проживания в указанной местности. Следовательно, само по себе проживание истца в <адрес> в спорные периоды времени, не может свидетельствовать о том, что в спорные периоды времени истцом осуществлялась трудовая деятельность.
Из изложенного следует, что истцом не подтвержден сам факт работы в районах Крайнего Севера в спорные периоды.
При этом, ссылки истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П, суд полагает безосновательными. Правовая позиция, изложенная в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, не относится ни к предмету, ни к основанию заявленных Котляром Д.А. исковых требований, поскольку в данном случае, необходимо подтверждение работы истца на территории, относящейся к районам Крайнего Севера, а не только факт уплаты за него страховых взносов работодателем.
Учитывая изложенное, суд полагает, что решение пенсионного органа является законным и обоснованным. С учетом периодов работы в районах Крайнего Севера, которые приняты пенсионным органом к зачету в страховой и специальный стаж истца, продолжительность работы истца в районах Крайнего Севера на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, составила менее 14 лет, что является недостаточным, для признания за ним права на досрочную страховую пенсию по старости.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Котляра Дмитрия Алексеевича к УПФР в г. Воронеже и Центру ПФР по выплате пенсий в Воронежской области о включении в специальный стаж периодов работы, о возложении обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости досрочно, с 13.12.2018 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Багрянская В.Ю.
Решение в окончательной форме принято 15.06.2021 года.