Дело № 2-4053/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2015 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи Ветровой С.В.
при секретаре Ковуневе А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анащенко О.Ю., Анащенко А.Д., Анащенко К.Д. к Администрации города Костромы, Министерству обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации
у с т а н о в и л:
Анащенко О.Ю., Анащенко А.Д. Анащенко К.Д. обратились с исковым заявлением к Администрации города Костромы, Министерству обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации Свои требования мотивировали тем, что Анащенко Д.А, проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В период прохождения службы ему и членам его семьи Анащенко О.Ю. и Анащенко К.Д. была предоставлена 2-х комнатная квартира по адресу :<адрес>, находящаяся на балансе Министерства обороны Российской Федерации. Факт предоставления квартиры подтверждается ордером №, выданным Администрацией г.Костромы от <дата> В 2014 г. истцы обратились в Администрацию г.Костромы для решения вопроса о приватизации жилого помещения, однако в приеме документов им было отказано в связи с тем, что квартира в реестре муниципальной или государственной собственности не числится, Министерством обороны Российской Федерации администрации на баланс не передавались, поэтому договор приватизации оформить нельзя. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Согласно ч. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Как указано в ч.1 ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» перечислены виды жилых помещений, не подлежащих приватизации, среди которых жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Статья б Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В силу п. 71 Указа ПРЕЗИДЕНТА РФ от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы МИНИСТЕРСТВА обороны» МИНИСТЕРСТВО Обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что МИНИСТЕРСТВО обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны в целях управления имуществом Вооружённых Сил РФ и подведомственных МИНИСТЕРСТВУ обороны РФ организаций осуществляет мероприятия по приватизации (отчуждению) имущества. Из содержания Приказа МИНИСТРА Обороны РФ от 05 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства Обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства Обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в вооружённых силах Российской Федерации» следует, что Уполномоченным органом МО по вопросам жилищного обеспечения является Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации МО РФ. Согласно ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 г N0 1541-1 «О приватизации жилищного фонда
Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность
бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальномжилищном фонде социального использования один раз. Отсутствие сведений о спорной квартире в реестре муниципальной собственности, а также отсутствие документов, подтверждающих такую передачу, препятствием для приватизации жилого помещения не является. В настоящее время в истцы зарегистрированы и проживают в спорной квартире, что подтверждается справкой МКУ г.Костромы «Центр регистрации граждан» № от <дата> Решением Димитровского районного суда г.Костромы от <дата> по делу № (Анащенко Д.А. Признан утратившим право пользование жилым помещением и снят с регистрационного учета. При таких обстоятельствах отказ в приватизации квартиры нарушает их законные права и интересы. Истцы являются гражданами РФ, ранее в приватизации участия не принимали.
Истцы Анащенко О.Ю. в своем лице и в качестве законного представителя Анащенко А.Д., Анащенко К.Д. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в присутствии своего представителя.
В ходе рассмотрения гражданского дела представитель истцов по доверенности Тихонов А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации города Костромы в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела.
Министерство обороны РФ в суд своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначены для заселения гражданами, которые в силу характера их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи него.
В статье 108 ЖК РСФСР перечислены категории граждан, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья, в частности, лица, проработавшие в организации, предоставивший жилое помещение не менее 10 лет, а также уволенные в связи с ликвидацией организации.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указанные лица не могут быть выселены из занимаемых жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Часть 1 статьи 4 Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
При этом согласно части 2 данной статьи собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, неоднократно являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" им были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2000 года N 13-П.
Данные Постановления Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу, а сделанные в них выводы должны учитываться судами при применении статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 года N 316-О отмечено, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения в реализации гражданами своих прав и свобод должны обеспечивать достижение конституционно значимых целей и не быть чрезмерными.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" допускает при определенных обстоятельствах приватизацию служебных жилых помещений. Ею предусматривается, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решение о приватизации. Таким образом, запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным.
В соответствии с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 24.10.2000 года N 13-П, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.<адрес> исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.
Как следует из материалов дела, На основании ордера № от <дата> Анащенко Д.А. с семьей, состоящей из 2 человек, предоставлено жилое помещение из 2 комнат, площадью 74,2 кв.м. в <адрес> (постановление администрации города Костромы от <дата> №).
На момент рассмотрения гражданского дела в жилом помещении зарегистрированы и проживают: Анащенко О.Ю., <дата> г.р. с <дата>, Анащенко К.Д., <дата> г.р. с <дата>, Анащенко А.Д., <дата> г.р. с <дата> Анащенко Д.А, утратил право пользования жилым помещением и снят с регистрационного учета на основании решения Димитровского районного суда от <дата>, решение вступило в законную силу <дата>.
Анащенок О.Ю., Анащенко А.Д., Анащенко К.Д. за время проживания в г. Костроме право бесплатной приватизации муниципального жилья не использовала.
Сведений о регистрации права собственности на квартиру в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в органах регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ним отсутствуют.
Как следует из сведений, предоставленных администрацией г. Костромы, Департаментом имущественных отношений Минобороны РФ, данная квартира не относится к жилищному фонду данных лиц, в реестре муниципальной собственности не значиться, за подведомственными Департаменту учреждениями не закреплялось и на балансовом учете не состоит.
Таким образом, истцы не имеют возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения, сведений о том, что данное помещение является служебным, либо предоставлялось истцу как служебное, в материалах дела не имеется.
Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 года, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
С учетом изложенного, суд полагает требования истцом подлежащими удовлетворению
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Анащенко О.Ю., Анащенко А.Д., Анащенко К.Д. удовлетворить.
Признать за Анащенко О.Ю., Анащенко А.Д., Анащенко К.Д. право общей долевой собственности по 1/3 доли в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Ветрова