Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2018 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.В.
с участием:
истца Ереминой Л.В.
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> СК – Сластеновой С.В. по доверенности,
при секретаре Приходько Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ереминой Л. В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Еремина Л.В. обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в марте месяце 2018 г. педагогический стаж истца составил 25 лет и она обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в Пенсионный фонд.
Пенсионный фонд отказал истцу в назначении пенсии и исключил из педагогического стажа периоды нахождения в оплачиваемых учебных отпусках с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата.
В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об образовании», принятого в 1996 году и действовавшего до дата, дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 ст. 47, п. 7 ст. 48 действующего ФЗ «Об образовании в РФ», педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Кроме того, в соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. На курсы истица направлялась по приказу работодателя. Курсы повышения квалификации являются трудовыми обязанностями работников, непосредственно связанными с их педагогической деятельностью. Если в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то периоды повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Такая позиция Верховного суда РФ изложена в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», утвержденном постановлением президиума Верховного суда РФ от 7 и дата.
По аналогичному вопросу имеются положительные судебные решения.
Раннее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение в льготный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, дополнительных отпусках в связи с обучением.
Согласно п.21 Рекомендаций Международной Организации Труда от дата № «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений или таких других отношений, которые соответствуют национальной практике.
Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ Р. работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Положения ст.ст. 68, 196, 198, КЗоТ Р., предусматривали предоставление отпусков в связи с обучением в высших образовательных учреждениях, в частности: за ними сохранялось место работы, должность и заработная плата.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением СМ СССР от дата №, Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденные постановлением Совета М. Р. от дата №, действовавшие до дата также не предусматривали ограничения по включению в специальный педагогический стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от дата №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
При этом в стаж включаются периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках.
В главе 26 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
Согласно ст.ст. 173, 174 ТК РФ, работникам, направленным работодателем на обучение или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно - заочной (вечерней) формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, нахождение работника в учебном отпуске, дополнительном отпуске в связи с обучением с сохранением среднего заработка, из которого производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ, является разновидностью Дополнительного отпуска и подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке и по нормам действующего в настоящее время Пенсионного законодательства РФ, в частности в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от дата №. Ни в одном из пунктов Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ № - ФЗ № не предъявляется требований об исключении указанных периодов из стажа для назначения досрочной страховой пенсии.
По аналогичному вопросу имеются положительные судебные решения.
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод.
Обязанность государства в сфере пенсионного обеспечения лиц означает необходимость такого правового регулирования, которое бы исключало возможность блокирования реализации приобретенных прав и позволяло на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании изложенного, истец просила обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей периоды нахождения в оплачиваемых учебных отпусках:
-с дата по дата;
-с дата по дата;
-с дата по дата;
периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
-дата по дата;
-дата по дата;
-дата по 29.092012 г.;
-11.12.2017г. по дата.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края назначить пенсию с даты обращения за ней, с дата
Взыскать с ГУ - Управления пенсионного фонда РФ по городу Ставрополю в пользу истца расходы, понесенные при уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Еремина Л.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> СК – Сластенова С.В. по доверенности заявленные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, в связи с чем просила суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, полагает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции РФ. Нормативные акты не применяются в части, не соответствующей Конституции РФ.
Статья 55 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина, а статья 115 Конституции РФ указывает, что Правительство РФ издаёт постановления на основе и во исполнение Конституции РФ и Федеральных законов. В связи с этим издание Постановления правительства № не сможет служить основанием и трактоваться в сторону ограничения установленных законом прав граждан.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от дата №, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от дата №-П указывается, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии т.д.).
Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть, по сути, взаимообусловлены.
Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дата по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Назначение пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
Следовательно, возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочно трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. Если для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, законных оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.
В судебном заседании установлено, что истец Еремина Л.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в ГУ УПФ РФ по <адрес> СК.
Ответчик отказал истцу в назначении пенсии и исключил из ее педагогического стажа периоды нахождения в оплачиваемых учебных отпусках с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата на основании решения от дата №.
В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об образовании», принятого в 1996 году и действовавшего до дата, дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 ст. 47, п. 7 ст. 48 действующего ФЗ «Об образовании в РФ», педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Кроме того, в соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Как следует из искового заявления на курсы истец направлялась по приказу работодателя. Курсы повышения квалификации являются трудовыми обязанностями работников, непосредственно связанными с их педагогической деятельностью.
Если в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то периоды повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Такая позиция Верховного суда РФ изложена в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», утвержденном постановлением президиума Верховного суда РФ от 7 и дата.
Согласно п.21 Рекомендаций Международной Организации Труда от дата № «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений или таких других отношений, которые соответствуют национальной практике.
Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ Р. работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Положения ст.ст. 68, 196, 198, КЗоТ Р., предусматривали предоставление отпусков в связи с обучением в высших образовательных учреждениях, в частности: за ними сохранялось место работы, должность и заработная плата.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением СМ СССР от дата №, Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденные постановлением Совета М. Р. от дата №, действовавшие до дата также не предусматривали ограничения по включению в специальный педагогический стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от дата №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
При этом в стаж включаются периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках.
В главе 26 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
Согласно ст.ст. 173, 174 ТК РФ, работникам, направленным работодателем на обучение или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно - заочной (вечерней) формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, нахождение работника в учебном отпуске, дополнительном отпуске в связи с обучением с сохранением среднего заработка, из которого производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ, является разновидностью Дополнительного отпуска и подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке и по нормам действующего в настоящее время Пенсионного законодательства РФ, в частности в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от дата №. Ни в одном из пунктов Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ № - ФЗ № не предъявляется требований об исключении указанных периодов из стажа для назначения досрочной страховой пенсии.
Таким образом, суд приходит к выводу, что невключение вышеуказанных спорных периодов работы истца в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, нарушает ее конституционные права, предусмотренные ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 и 3 ст. 37, ч. 1 и 2 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, поскольку ее функциональные обязанности должности в учреждениях для детей в одних и тех же по своим функциональным обязанностям и по одним и тем же профессиям оставались идентичными на протяжении всего периода трудовой деятельности.
Доводы представителя ГУ УПФ РФ по <адрес> СК противоречат конституционным нормам о равенстве всех перед законом о праве на пенсию, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
С учетом достаточности стажа, требуемого для назначения истцу досрочной трудовой пенсии, суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ней, то есть с дата.
При подачи иска истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером, приложенным к материалам дела.
Таким образом, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 94 ГПК РФ суд может отнести к судебным издержкам также и иные необходимые расходы сторон.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из удовлетворенных исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ереминой Л. В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о досрочном назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей периоды нахождения в оплачиваемых учебных отпусках:
-с дата по дата;
-с дата по дата;
-с дата по дата;
периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
-дата по дата;
-дата по дата;
-дата по 29.092012 г.;
-11.12.2017г. по дата.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить пенсию с даты обращения за ней, с 30 марта 2018 г.
Взыскать с ГУ - Управления пенсионного фонда РФ по городу Ставрополю в пользу истца расходы, понесенные при уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г.Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова
|
|