Дело № 2-605/2013 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«10» июля 2013 года г. Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Нестерова В.М.,
при секретаре Худобиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сердобского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в не обеспечении размещения на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения – доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века, предусмотренных ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», информационных записей и возложении обязанности разместить на нем, предусмотренные ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», информационные записи, мотивировав свои требования тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения – доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века по адресу: <адрес>, предусмотренные ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», информационные записи отсутствуют. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на дом Ладыженского кон. XIX нач. XX века, зарегистрировано за муниципальным образованием г.Сердобска Сердобского района Пензенской области. В соответствии с постановлением администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Сердобска Сердобского района, по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, передала его в оперативное управление МКУ «Управлению по защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» г.Сердобска недвижимое муниципальное имущество - объект по адресу: <адрес>.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации».
Статья 27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» определяет, что на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
В соответствии с ч.3 ст.27 вышеназванного закона, обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
На основании данной нормы Приказом Росохранкультуры от 7 августа 2009 года № 142 утверждена Инструкция о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения.
Пунктом 2 и 3 Инструкции определено, что обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия возлагается на собственников указанных объектов (пункт 3 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
В случае, если объект культурного наследия находится в государственной или муниципальной собственности, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления или лицом, за которым данный объект закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного объекта, или лицом, которому данный объект предоставлен в безвозмездное пользование.
В ходе проведенной прокуратурой Сердобского района проверки установлено, что на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения - доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века, предусмотренные ст.27 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" информационные записи отсутствуют.
На основании изложенного прокурор Сердобского района просит суд признать незаконным бездействие администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, выразившееся в не обеспечении размещения на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения – доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века, предусмотренных ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», информационных записей. Обязать администрацию г.Сердобска Сердобского района Пензенской области разместить на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения – доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века, предусмотренные ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» информационные записи.
В судебном заседании прокурор Сердобского района Шиндин М.Ф. заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержал и просил суд признать незаконным бездействие администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, выразившееся в не обеспечении размещения на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения – доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века, расположенном по адресу: <адрес>, предусмотренных ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», информационных записей и обязать администрацию г.Сердобска Сердобского района Пензенской области разместить на объекте культурного наследия ( памятнике истории и культуры) регионального значения – доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века по адресу: <адрес>, предусмотренные ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» информационные записи, обосновывая их изложенными выше обстоятельствами дела.
Представитель ответчика администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области Шмаков Р.В., действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные требования прокурора Сердобского района признал в полном объеме и пояснил, что ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» определяет, что на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. В соответствии с ч.3 ст. 27 вышеназванного закона, обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. По адресу: <адрес> располагается памятник культурного наследия – дом Ладыженского кон. XIX нач. XX века, находящийся в собственности администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области на основании решения Собрания народных депутатов г.Сердобска от ДД.ММ.ГГГГ № – № включенный в реестр «Объекты культурного наследия (памятники и культуры) Пензенской области» и является объектом культурного наследия регионального значения. До настоящего времени администрация г.Сердобска Сердобского района Пензенской области действительно не предпринимала действий по размещению на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения предусмотренные ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» информационных записей.
Представитель третьего лица на стороне ответчика МКУ «Управление по защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» г.Сердобска, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению, адресованному суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие. С заявленными требованиями прокурора Сердобского района согласился.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.254 ГПК РФ, решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом «О прокуратуре РФ». В силу ч.3 ст.35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», и направлены на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно – национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко – культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона № 73 – ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Надписи выполняются на русском языке – государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик – субъектов Российской Федерации.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъектов Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
В соответствии с ч.3 ст. 27 вышеназванного закона, обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Приказом Росохранкультуры от 7 августа 2009 года № 142 утверждена Инструкция о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения.
Пунктом 2 и 3 Инструкции определено, что обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия возлагается на собственников указанных объектов (пункт 3 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Требования к информационным надписям и обозначениям определены разделом 3 Инструкции. В соответствии с ним информационные надписи и обозначения изготавливаются в виде прямоугольной пластины с нанесением на нее надписей и обозначений методом, обеспечивающим их хорошую различимость, читаемость и длительную сохранность. Информационные надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Пункт 30 определяет, что на пластину наносятся следующие информационные надписи:
вид объекта культурного наследия;
категория историко-культурного значения объекта культурного наследия;
полное наименование объекта культурного наследия в строгом соответствии с его написанием в акте органа государственной власти о включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия и (или) дате связанного с ним исторического события;
информация о составе объекта культурного наследия и (или) его границах (для ансамблей и достопримечательных мест);
слова: "Подлежит государственной охране. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную, административную и иную ответственность".
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации, на основании решения Собрания народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – №, административное помещение, общей площадью 371,4 кв.м, по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования г.Сердобска Сердобского района Пензенской области.
В соответствии с п. 14 ст. 4 Устава городского поселения г.Сердобска Сердобского района Пензенской области сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Сердобска, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Сердобска, относится к вопросам местного значения администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области.
Согласно реестру «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) Пензенской области»-объект культурного наследия - бывший дом Лодыженкского кон. XIX нач. XX века по адресу: <адрес>, отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
В соответствии с постановлением администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № администрация г.Сердобска Сердобского района, по акту приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ, передала в оперативное управление МКУ «Управлению по защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» г.Сердобска недвижимое муниципальное имущество – объект по адресу: <адрес>.
Однако, в судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки, проведённой прокуратурой Сердобского района с участием представителя администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, было установлено, что на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения – доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века по адресу: <адрес>, предусмотренные ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», информационные записи отсутствуют, о чем была составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки состояния законности в области охраны объектов культурного наследия, которая имеется в материалах гражданского дела.
В материалах дела имеется объяснение заведующего сектором по имущественным отношениям администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области Логинова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что на объекте культурного наследия регионального значения – доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века по адресу: <адрес>, являющегося муниципальной собственностью, отсутствуют информационные записи.
На основании изложенного, суд считает, что нарушение указанных норм действующего законодательства нарушает интересы неопределенного круга лиц на ознакомление с информацией о том, что данное строение является объектом культурного наследия и о правовом положении строения, что свидетельствует о бездействии собственника объекта культурного наследия – муниципального образования г.Сердобска Сердобского района Пензенской области в лице администрации г.Сердобска, не обеспечившей размещение на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения – доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века по адресу: <адрес>, информационных записей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Сердобского района основаны на законе и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования прокурора Сердобского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, выразившееся в не обеспечении размещения на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения – доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века по адресу: <адрес>, предусмотренные ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, информационных записей.
Обязать администрацию г.Сердобска Сердобского района Пензенской области разместить на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения – доме Ладыженского кон. XIX нач. XX века по адресу: <адрес>, предусмотренные ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», информационные записи.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Нестеров В.М.
Мотивированное решение изготовлено 12.07.2013 года.
Судья Нестеров В.М.