Дело № 2-146/15
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 февраля 2015 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,
при секретаре Райлян Н.В.,
с участием истца В., представителя ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», третьего лица Военного комиссариата Амурской области ТретьеЛицо1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к Министерству обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья,
УСТАНОВИЛ:
В. обратился в суд с настоящим иском к Министерству обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», в обоснование которого указал, что с *** года по *** года он проходил военную службу по призыву, в том числе матросом в/ч *** г. ***. *** года во время прохождения службы получил тяжелое увечье: ***, в связи с чем находился на лечении с *** года по *** года в ФБУ в/ч *** г. *** с диагнозом: ***. При дальнейшем медицинском освидетельствовании военно-врачебная комиссия *** военно–морского клинического госпиталя Тихоокеанского флота подтвердила диагноз и получения заболевания в период прохождения военной службы. После пройденного курса лечения истец продолжал службу в армии. При этом травма была получена вследствие того, что при поднятии по военной тревоге *** года в ночное время он поскользнулся на неочищенном от снега плацу и получил увечья. Истец полагает, что травма была получена им по вине ответчика ввиду отсутствия надлежащих условий несения военной службы. Приказом от *** года истец был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части *** г. ***. Получение травмы в период прохождения военной службы причинило ему не только физические, но и нравственные страдания, выраженные в том, что он по сегодняшний день испытывает определенные трудности при передвижении, нога не в полной мере сгибается при ходьбе. Учитывая степень перенесенных нравственных и физических страданий, подлежащую взысканию компенсацию морального вреда истец оценивает в размере ***, которые просит взыскать с ФКУ «Объединенное стратегическое командование восточного военного округа».
Определением Благовещенского городского суда от *** года для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Военный комиссариат Амурской области, войсковая часть ***.
Определением Благовещенского городского суда от *** года для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена войсковая часть *** Тихоокеанского флота г. ***.
Определением Благовещенского городского суда от *** года для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО «МАКС».
Определением Благовещенского городского суда от *** года для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов РФ в лице УФК России по Амурской области.
Определением Благовещенского городского суда от *** года для участия в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть ***.
Определением Благовещенского городского суда от *** года для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю».
Определением Благовещенского городского суда от *** года допущена замена ненадлежащего ответчика войсковой части *** надлежащим ответчиком ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований, привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также указал, что он проходил службу в войсковой части ***, *** года был поднят тревоге в *** часа ночи, сломал ногу. Его повезли в госпиталь, сделали операцию, ставили в ногу пластину с *** болтами, которая стоит на данный момент. В госпитале в войсковой части *** он находился один месяц после операции, сначала лежал на растяжке, после операции через *** недели его перевели в стационар в другую часть. В общем на лечении истец находился *** месяца, затем сняли гипс, его перевели в войсковую часть, оставалось служить месяц, он продолжал службу, но его отстранили от строевой подготовки, от всех видов работы. *** года истец демобилизовался. До сих пор он при ходьбе не может согнуть ногу, в настоящее время ему требуется операция. В. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», третьего лица Военного комиссариата Амурской области ТретьеЛицо1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истец с *** года по *** года проходил военную службу по призыву. *** года В. получил увечье. Реализуя свои права на получение страховой выплаты, В. обратился в страховую компанию ЗАО «МАКС», и в *** году получил страховую выплату в размере ***. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что войсковая часть ***, являющаяся в настоящее время структурным подразделением ФКУ «Объединенное стратегическое командование ВВО», явилась непосредственным причинителем вреда здоровью В. либо ее должностные лица совершали какие-либо противоправные действия по отношению к нему, не представлено. Истцом в качестве доказательства представлена справка войсковой части *** от *** года № ***, из которой усматривается, что увечье им было получено в период прохождения службы. При этом из указанной справки невозможно определить, при каких обстоятельствах произошел несчастный случай - в результате личной неосторожности, либо по чьей-то вине. Справка от *** г. № *** была выдана В. для предъявления в страховую организацию для решения вопроса о страховой выплате, при этом факт получения страховой выплаты истца не свидетельствует о безусловном наличии вины должностных лиц - войсковой части, поскольку, определяя права военнослужащих на получение страховых сумм, законодатель не ставит в зависимость производство таких выплат от обстоятельств получения травмы и установления вины. Учитывая, что материальный и социальный статус В. в результате увечья не изменился (в период болезни денежное довольствие выплачивалось в полном объеме, не был досрочно уволен с военной службы, не установлена инвалидность), представитель ответчика считает, что страховая выплата в полной мере компенсировала моральный вред, причиненный истцу в результате получения тяжкого увечья. После получения травмы В. продолжал служить в Вооруженных Силах РФ до приказа об увольнении, и категория годности к военной службе у него не менялась. При таких обстоятельствах, поскольку проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию в целях определения категории годности военнослужащего к военной службе являются обязательным и суду истцом не представлено доказательств изменения такой категории, что позволяет сделать вывод о полном восстановлении здоровья В. в ходе лечения. На основании изложенного, представитель ответчика просила В. в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание не явились извещавшиеся о времени и месте его проведения участвующие в деле лица: войсковая часть *** Тихоокеанского флота г. ***, ЗАО «МАКС», Министерство финансов РФ, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, заявлений об отложении рассмотрения дела от данных лиц не поступало.
Также в судебное заседание не явилось третье лицо ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Представитель третьего лица ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласился, считая, что Учреждение в соответствии с Положением создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации. В соответствии с приложением к приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 сентября 2013 года № 777 «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации» с 01 октября 2013 года ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» зачислено на финансовое обеспечение в федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» с открытием лицевых счетов в органах Федерального казначейства. ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» является отдельным юридическим лицом. ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» является распорядителем средств федерального бюджета и осуществляет финансовое обслуживание лицевого счета ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа». ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» не может нести какую-либо ответственность за другое юридическое лицо - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа». Принимая во внимание, что Учреждение является организацией Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей финансовое обслуживание воинских частей на основании заключенного договора на оказание услуг (аутсорсинг), в какие-либо правоотношения с истцом не вступало, какие-либо права истца не нарушало, не является для ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» вышестоящим органом военного управления, в том числе учредителем либо органом, принявшим решение о его создании, а войсковая часть не является (не являлось) структурным подразделением Учреждения, Учреждение не может нести ответственность по данному гражданскому делу. Заявленный истцом размер морального вреда является явно завышенным.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 10821, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (в ред. Указа Президента РФ от 17.11.2008 N 1624). В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения (в ред. Указа Президента РФ от 06.07.2010 N 845). Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства (в ред. Указов Президента РФ от 14.05.2010 N 589, от 12.07.2012 N 979).
Согласно свидетельству о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серия ***, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» является действующим юридическим лицом, то есть в соответствии со ст. 48 ГК РФ самостоятельно приобретает права и несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде.
Из Положения о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», утвержденного Министром обороны РФ 26.08.2014 года, следует, что Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Учреждение создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, подтверждается военным билетом ***, выданным *** года, В. с *** года по *** года проходил военную службу по призыву, в том числе матросом войсковой части *** г. ***.
Как усматривается из материалов дела, подтверждается историей болезни № *** ФБУ - войсковая часть - ***, *** года во время прохождения службы В. получил тяжелое увечье: *** от *** года, оперирован *** года; находился на лечении с *** года по *** года в ФБУ в/ч *** г. ***.
В соответствии со справкой войсковой части *** от *** года № ***, В. ***; увечье получено в период прохождения службы. *** года утверждено заключение Военно-врачебной комиссии (г. ***) *** Военно-морского клинического госпиталя Тихоокеанского флота.
Реализуя свои права на получение страховой выплаты, В. обратился в страховую компанию ЗАО «МАКС», в связи с чем в *** году получил страховую выплату в размере ***. Данное обстоятельство установлено в судебном заседании из пояснений сторон, в связи с чем, в силу ст. 68 ГПК РФ, не требует исследования дополнительных доказательств.
Приказом от *** года В. уволен с военной службы и исключен из списков личного состава войсковой части *** г. ***, что также не оспаривалось участвующими в деле лицами.
Таким образом, истец, как в исковом заявлении, так и в судебном заседании настаивал на том, что получение травмы в период прохождения военной службы причинило ему не только физические, но и нравственные страдания, выраженные в том, что он по сегодняшний день испытывает определенные трудности при передвижении, нога не в полной мере сгибается при ходьбе, в настоящее время требуется оперативное вмешательство.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.07.2009 г. N 13-П, статья 1084 Гражданского кодекса РФ не исключает, а напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего при исполнении им служебных обязанностей, но лишь в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда.
Из положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" усматривается, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам, предусмотренным ст. 151 ГК РФ.
Согласно п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ N 13-П от 15 июля 2009 года, в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2), социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Соответственно, Российская Федерация как социальное государство обязано стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими трудовой (служебной) деятельности, используя для этого все необходимые правовые средства, включая частноправовые (страхование, возмещение вреда) и публично-правовые (государственное и социальное страхование, социальное обеспечение, денежные компенсации) институты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.
Статья 27 п. 2 указанного Закона предусматривает, что командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу положений статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Разрешая заявленные требования, судом установлено, что причинение вреда здоровью истца произошло при исполнении им служебных обязанностей военнослужащего в войсковой части *** г. ***, командир которой не обеспечили надлежащих условий несения военной службы; вследствие полученной травмы В. по сегодняшний день испытывает определенные трудности при передвижении, ***, истец испытывал и испытывает значительные физические и нравственные страдания.
Из выписки из амбулаторной карты ГАУЗ Амурской области «Благовещенская городская клиническая больница» от *** года видно, что В. находился на лечении с диагнозом: ***
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определены Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников федеральных органов налоговой полиции".
В соответствии со ст. 4 названного ФЗ от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Статьями 16 и 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определен объем и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного при исполнении обязанностей военной службы.
Статьей 18 вышеназванного Федерального закона от 27 мая 1998 г. предусмотрено государственное личное страхование военнослужащих за счет средств федерального бюджета (пункт 1).
Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав, а также осуществляется социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, поскольку произошедший с В. случай признан страховым, в связи с чем ему была выплачена страховая выплата, судом усматриваются обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возможность возложения бремени ответственности перед застрахованным лицом (выгодоприобретателем) на работодателя.
В связи с этим, учитывая, что причинение вреда здоровью истца произошло при исполнении им служебных обязанностей военнослужащего в войсковой части ***, командир которой не обеспечил безопасные условия прохождения службы, вследствие полученного тяжелого увечья испытывал физические и нравственные страдания, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца с ФКУ «Объединенное стратегическое командование восточного военного округа», осуществляющего финансовое обеспечение войсковой части, денежной компенсации морального вреда.
Вместе с тем, определяя размер компенсации морального вреда, суд находит завышенной требуемую истцом ко взысканию сумму компенсации морального вреда, и, исходя из принципов разумности и справедливости, учитывая характер причиненных истцу физических и нравственных страданий истца, фактических обстоятельств дела, с учетом объема представленных истцом доказательств, возраст истца, отсутствие сведений о наступлении тяжких последствий в виде инвалидности или частичной утраты трудоспособности, влиянии травмы на способность продолжать активную общественную жизнь, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда ***, отказав в удовлетворении остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование восточного военного округа» в пользу В. в счет компенсации морального вреда ***.
В. в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование восточного военного округа» в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть *** 2015 года.
Председательствующий Е.А. Фирсова