Гражданское дело №
24RS0№-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2019 г. <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Белобородовой Е.В.,
при секретаре Шейфер В.В.,
с участием истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес> больница» о взыскании задолженности по заработной плате за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес> больница» (далее - КГБУЗ «Сухобузимская РБ») о взыскании недоначисленной заработной платы, согласно приложенным расчетам, за январь 2018 г. – 4166 рублей 40 копеек; за февраль 2018 г. – 3053 рублей 81 копейки, за март 2018 г. – 4166 рублей 40 копеек, за апрель 2018 г. – 1694 рублей 38 копеек, за май 2018 г. – 6697 рублей 80 копеек; за июнь 2018 г. – 1291 рубль 56 копеек; за июль 2018 г. – 1123 рубля 52 копейки; за август 2018 г. – 2834 рубля 20 копеек; а всего: 25028 рублей 07 копеек.
Требования иска мотивированы тем, что истец работает в КГБУЗ «Сухобузимская РБ» в должности уборщицы служебных помещений педиатрического отделения на 1 ставку согласно приказа №-К от ДД.ММ.ГГГГ, трудового договора б/н от ДД.ММ.ГГГГ. В период с января 2018 г. по август 2018 г. заработная плата истцу начислялась в размере ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, без учета повышенной оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями. Со ссылкой на Постановление Конституционного суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ, истец полагает, что размер её заработной платы должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика КГБУЗ «Сухобузимская РБ» ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ссылаясь на ранее направленные в адрес суда письменные возражения на исковое заявление, согласно которым просила в исковых требованиях отказать, поскольку ДД.ММ.ГГГГ между <адрес>вым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов <адрес>» и краевыми объединениями работодателей принято региональное соглашение о минимальной заработной плате в <адрес>. Согласно п. 1.2 «Размер минимальной заработной платы - устанавливаемый настоящим Соглашением минимальный уровень заработной платы, дифференцированный по группам территорий края, включающий размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, при условии выполнения работником нормы рабочего времени и нормы груда (трудовых обязанностей)». Согласно п. 21 статьи 4 установлен перечень муниципальных образований, на территории которых установлен определенный минимальный размер оплаты труда, <адрес>; на территории которого находится ответчик и истец, подходит под действие абзаца: «Для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях <адрес>, размер минимальной заработной платы - 10592 рубля». Таким образом, в <адрес> установлен размер минимальной заработной платы с учетом компенсационных выплат 10592 рубля. В связи с тем, что ни ответчик, ни Министерство здравоохранения <адрес> не обращались в уполномоченный орган исполнительной власти <адрес>, то ответчик автоматически присоединился к региональному соглашению в части установленного размера минимальной заработной платы своим сотрудникам. Ответчиком производилось начисление и выплата заработной платы истцу в соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О системах оплаты труда краевых государственных учреждений», региональными соглашениями между <адрес>вым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов <адрес>» и краевыми объединениями работодателей.
В силу положений ст. 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о рассмотрении данного дела.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, каждый имеет право на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 Трудового кодекса РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой статьи 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ по делу «О проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8», взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны; следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда; поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 408-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 376-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 164-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 460-ФЗ), минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ – 9489 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ – 11163 рубля.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с ДД.ММ.ГГГГ размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в южных районах <адрес>, на территории которых применяются коэффициенты, лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Следовательно, размер ежемесячной заработной платы работника с учётом отработанного им времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 15182,40 рублей (МРОТ в размере 9489 рублей +30% районный коэффициент в размере 2846,70 рублей + 30% надбавка за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории <адрес>, в размере 2846,70 рублей), с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 17860,80 рублей (МРОТ в размере 11163 рубля +30% районный коэффициент в размере 3348,90 рублей + 30% надбавка за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории <адрес>, в размере 3348,90 рублей).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принята в КГБУЗ «<адрес> больница» на 1 ставку на должность уборщицы служебных помещений педиатрического отделения, с установлением основного оклада в размере 2231 рубля по ПКГ «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня», 1 квалификационный уровень, надбавки 30 % от основного оклада за работу и проживание в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям (приказ №-К от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор б/н от ДД.ММ.ГГГГ).
Из карточки-справки за 2018 год, расчетных листов за 2018 год, норме и фактически отработанном рабочем времени следует, что:
- в январе 2018 г. ФИО1 отработала норму рабочего времени 122,4 часа и ей была начислена заработная плата в размере 11016 рублей, недоначисленная заработная плата в январе 2018 г. составила 4166 рублей 40 копеек, из расчета: 15182,40-11016;
- в феврале 2018 г. ФИО1 отработала норму рабочего времени 135,8 часов и ей была начислена заработная плата в размере 12128,59 рублей, недоначисленная заработная плата в феврале 2018 г. составила 3053,81 рублей, из расчета: 15182,40-12128,59;
- в марте 2018 г. ФИО1 отработала норму рабочего времени 143 часа и ей была начислена заработная плата в размере 11016 рублей, недоначисленная заработная плата в марте 2018 г. составила 4166,40 рублей, из расчета: 15182,40-11016;
- в апреле 2018 г. ФИО1 отработала норму рабочего времени 150,2 часа и ей была начислена заработная плата в размере 13488,02 рублей, недоначисленная заработная плата в апреле 2018 г. составила 1694,38 рублей, из расчета: 15182,40-13488,02;
- в мае 2018 г. ФИО1 отработала норму рабочего времени 143 часа и ей была начислена заработная плата в размере 11163 рубля, недоначисленная заработная плата в мае 2018 г. составила 6697,80 рублей, из расчета: 17860,80-11163;
- в июне 2018 г. ФИО1 отработала норму рабочего времени 143 часа и ей была начислена заработная плата в размере 16569,24 рублей, недоначисленная заработная плата в июне 2018 г. составила 1291,56 рублей, из расчета: 17860,80-16569,24;
- в июле 2018 г. ФИО1 отработала норму рабочего времени 158,4 часа и ей была начислена заработная плата в размере 16737,28 рублей, недоначисленная заработная плата в июле 2018 г. составила 1123,52 рублей, из расчета: 17860,80-16737,28;
- в августе 2018 г. ФИО1 отработала 100,89 часов при норме рабочего времени 165,6 часов и ей была начислена заработная плата в размере 8037,59 рублей, недоначисленная заработная плата в августе 2018 г. составила 2843,91 рублей, из расчета: 10881,5-8037,59.
Общая сумма недоначисленной заработной платы ФИО1 за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2018 года составляет 25037 рублей 78 копеек, и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Поскольку суд не выполняет функции налогового органа, при взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пользу истца суд не учитывает налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку в силу ст. 393 Трудового кодекса РФ, истец освобожден от оплаты пошлин и судебных расходов, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход муниципального бюджета <адрес>, исходя из суммы удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, с ответчика в муниципальный бюджет <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина, в соответствии с п. 1 ч. ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в размере 951 рубль 13 копеек (при цене иска от 20001 рубля до 100000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20000 рублей).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес> больница» удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<адрес> больница» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2018 года в сумме 25037 (двадцать пять тысяч тридцать семь) рублей 78 копеек.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<адрес> больница» в доход муниципального бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 951 рубль 13 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Сухобузимский районный суд <адрес>.
Председательствующий: Е.В. Белобородова
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ