№ 2-146/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Благовещенский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Прокофичева Д.Н.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> о выделении земельного участка в собственность,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> об обязании ответчика выделить ей земельный участок в собственность.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 422-ОЗ «Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, на территории <адрес>», она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о выделении ей земельного участка в собственность, в связи с признанием ее, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в июле - августе 2013 года на территории <адрес> и включенной в списки пострадавших в результате ЧС наводнения на территории Усть-Ивановского сельсовета <адрес>. На ее обращение, ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> сообщила в ее адрес, что согласно п. «к» ст. 2 вышеуказанного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 422-ОЗ она имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно. Для получения земельного участка ей рекомендовали повторно обратиться в администрацию <адрес> с соответствующим заявлением с необходимым приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Схема должна быть изготовлена в системе координат МСК 28, подписана лицом, изготовившим схему и заверена печатью организации, ее изготовившей. Считает, что выдвигаемое администрацией <адрес> требование об обязательном предоставлении ей вышеуказанной схемы, нарушает права заявителя на получение земельного участка в собственность бесплатно на основании пункта «к» ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 422-ОЗ. Она не располагала сведениями о наличии земельных участков на кадастровом плане территории <адрес> и считает, что изготовление схемы в системе координат МСК 28, без наличия соответствующей информации, в том числе и о праве собственности в отношении конкретного земельного участка, повлечет за собой дополнительные материальные затраты с ее стороны, в том числе неоднократные. Считает, что администрация <адрес>, во исполнение Закона Амурской области от 21 января 2005 № 422-ОЗ, обязана выделить свободный от права собственности третьих лиц земельный участок, расположенный на территории <адрес> и передать выделенный земельный участок в ее собственность с оформлением соответствующих документов.
На основании вышеизложенного просила обязать администрацию <адрес> выделить земельный участок, расположенный на территории <адрес> и передать выделенный земельный участок в собственность ФИО1 бесплатно
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, дополнительно указал, что в соответствии с административным регламентом администрации <адрес> о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровой плане территории <адрес>», утвержденного постановлением администрации <адрес> от 15 ноября 2010 года № 1773 к заявлению необходимо предоставить определенный перечень документов. Считает, что ответ администрации законен, в соответствии с действующим регламентом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
ФИО1 обратилась в суд с иском о предоставлении ей земельного участка, ссылаясь на нормы <адрес> от 21.01.2005 № 422-ОЗ «Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, на территории Амурской области», указав, что является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации-наводнения возникшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежало следующее недвижимое имущество: жилой дом площадью 33,4 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> инвентарным номером 4-199, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, квартал 16, что подтверждается свидетельствами о праве собственности на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08 декабря 2014 года №01/031/2014-373.
Согласно акту обследования помещения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № 50, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Строителей, <адрес>, был признан непригодным для постоянного проживания в результате чрезвычайной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с муниципальным образованием администрацией Усть-Ивановского сельсовета <адрес> был заключен договор безвозмездной передачи жилого дома и земельного участка № 48, по условиям которых истец безвозмездно передала в собственность муниципального образования администрации Усть-Ивановского сельсовета <адрес> следующие объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности: жилой дом общей площадью 33,4 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, пер. строителей, <адрес>, и земельный участок площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> с категорией земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>, ул. квартал 16. Пунктом 4 названного договора установлено, что ФИО1 отказывается от любых правопритязаний на признание прав на указанные в договоре объекты недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и членам его семьи, в том числе ФИО1 министерством социальной защиты населения Амурской области было выдано свидетельство на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в размере 1 287 000 рублей.
Также решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования ФИО1 о признании сделки недействительной, признания права собственности, данное решение ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу.
Таким образом, за утрату жилого помещения ФИО1, в качестве меры социальной поддержки, получила денежные средства на приобретение (строительство) жилого помещения.
Кроме того, решением суда ФИО1 был возвращен отчужденный ею земельной участок, находящийся по адресу: <адрес>
В качестве мер социальной поддержки пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации возникшей в июле - августе 2013 года на территории <адрес> предусмотрены следующие социальные гарантии.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
31 августа 2013 года принят Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», в котором подпунктом «3» пункта 3 предусмотрено, что Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Согласно ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее – поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии с п. 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, утвержденных постановлением Правительства Амурской области № 520 от 28 октября 2013 года (далее по тексту – Правила), право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - утраченное жилье, утраченные жилые помещения), являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются взамен утраченного жилья. Гражданам в связи с безвозмездной передачей (отказом) утраченного жилья (земельного участка) по их заявлениям предоставляются бесплатно в собственность земельные участки в соответствии с подпунктами "к", "л" части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 21 января 2005 г. N 422-ОЗ "Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, на территории Амурской области.
Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Вместе с тем, законодательными актами регламентирующих оказание социальной поддержки гражданам пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации возникшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области не предусмотрено предоставление земельных участков в собственность, бесплатно.
Согласно п. «к» ст. 2 Закона Амурской области от 21 января 2005 года № 422-ОЗ «Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, на территории Амурской области» если гражданин Российской Федерации, проживающий на территории области, признанный пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области, отказался от права собственности, права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды на земельный участок и на расположенное на этом земельном участке утраченное жилье, принадлежащее ему на праве собственности, то такой гражданин имеет право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка для обслуживания жилого дома или ведения личного подсобного хозяйства либо право получить однократно бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района (городского округа), в котором гражданин проживает.
Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу п. 4 указанной статьи, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с административным регламентом администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории <адрес>» утвержденным постановлением администрации Благовещенского района от 15 ноября 2010 года № 1773, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией Благовещенского района в лице отдела муниципальной собственности администрации Благовещенского района.
Пунктом 3.3. данного регламента предусмотрено, что специалист отдела муниципальной собственности, ответственный за предоставление муниципальной услуги проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; обращается в муниципальное учреждение «информационный центр Благовещенского района» для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района; обращается в отдел архитектуры и градостроительства администрации Благовещенского района для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района на его соответствие генеральному плану поселения, проекту планировки, красным линиям застройки, о наличии сервитутов, о наличии подъездных путей; направляет заявителю в письменной форме уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа.
Пунктом 2.2 административного регламента Благовещенского района по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района» утвержденным постановлением администрации Благовещенского района от 15 ноября 2010 года № 1773, действительно предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: заявление согласно приложению № 2 с указанием: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, паспортные данные, ИНН, телефон; б) для юридических лиц - наименование (с указанием организационно-правовой формы), место регистрации и место нахождения юридического лица; в) цели использования земельного участка; г) местоположение земельного участка; д) примерный размер земельного участка; акт о выборе земельного участка для строительства (при намерениях осуществить строительство).
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия паспорта – для физических лиц, копии уставных документов – для юридических лиц; 2) копия документа, подтверждающего право на объект недвижимости (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения – если имеются); 3) копия документа, подтверждающего право на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения - если имеются); 4) копия доверенности (если обращение осуществляется через доверенное лицо); 5) копия технического и кадастрового паспорта объекта недвижимости (если имеется); 6) акт выбора земельного участка (в случае формирования земельного участка в целях проектирования и строительства капитальных объектов) (оригинал); 7) кадастровый паспорт земельного участка (если имеется) (оригинал); 8) описание местоположения такого земельного участка, подготовленное гражданином; заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, администрация Благовещенского района вправе запросить дополнительно следующие документы: удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении (в случае, если земельный участок составляет территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения).
В силу п. 4 указанной статьи, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, заявитель ФИО1 должна была обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровые работы и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что об отказе в удовлетворении требований ФИО1 к администрации Благовещенского района Амурской области об обязании ответчика выделить ей земельный участок в собственность.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о выделении земельного участка в собственность – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: