Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-103/2014 (2-1776/2013;) ~ М-1810/2013 от 02.12.2013

Решение в окончательной форме

принято 29 января 2014г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Полевской                            27 января 2014года

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Чубарь Н.С., с участием прокурора Забродиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-103/2014 по иску прокурора г. Полевского в интересах Ковальчук С.Э. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики по г. Полевскому» о возложении обязанности по обеспечению подписания договора найма жилого помещения,

    УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Полевского в интересах Ковальчук С.Э. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики по г. Полевскому» о возложении обязанности по обеспечению подписания договора найма жилого помещения, мотивируя это тем, что по обращению Ковальчук С.Э. проведена прокурорская проверка, в ходе которой установлено, что Ковальчук С.Э., . . . года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать К.Т.А. лишена родительских прав на основании решения Полевского городского суда от . . .г., отец юридически отсутствует.

На основании постановления Главы МО «Город Полевской» от . . .г. над несовершеннолетней Ковальчук С.Э. установлена опека, её опекуном назначена бабушка П.Н.А. Жилое помещение за Ковальчук С.Э. не закреплялось, в собственности или найма она не имела жилого помещения.

На основании приказа Управления социальной политики по г. Полевскому от . . .г. Ковальчук С.Э. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

В июне . . .. Ковальчук С.Э. окончила обучение в средней общеобразовательной школе, а в июне . . .. поступила в <данные изъяты> откуда была отчислена в . . .. У истца после окончания учебного заведения возникло право на обеспечение жилым помещением по договору найма социализированного жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей. Однако, до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Она не имеет собственного жилья на территории Российской Федерации.

Прокурор просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения, установленной в Полевском городском округе, распределить жилое помещение Ковальчук С.Э.

Также истец просит обязать ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» предоставить переданное ей жилое помещение Ковальчук С.Э. по договору найма специализированного жилого помещения и обязать ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики по г. Полевскому» обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Ковальчук С.Э., которой распределено жилое помещение, в течение 5 рабочих дней с даты подписания Ковальчук С.Э. договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры возвратить в ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».

    В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления.

Истец Ковальчук С.Э. поддержала иск, заявленный в её интересах прокурором.

Представитель ответчика ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной политики по г. Полевскому Лущинская Н.А. с иском не согласилась и пояснила, что на орган опеки и попечительства действующим законодательством возложена функция учета лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Ковальчук С.Э. на такой учет принята. К компетенции Управления социальной политики по г. Полевскому не относится предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан. При поступлении договора найма специализированного жилого помещения Управление выполнит возложенные на него обязанности по подписанию договора истцом. В настоящее время Управление никаких прав истца не нарушило. Управление ежемесячно проверяет материальное положение лиц, состоящих на учете, в том числе наличие у них в собственности каких-либо жилых помещений. У Ковальчук С.Э. жилье в собственности на настоящий момент отсутствует.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, будучи извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили.

Представитель ответчика ГКУ «Фонд жилищного строительства» Кучинскайте Д.П., действующая по доверенности от 22 ноября 2013г. № 23, представила отзыв по иску, в котором указала, что в отношении Ковальчук С.Э. соблюдается порядок обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда Свердловской области. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот является расходным обязательством Свердловской области. Ковальчук С.Э. принята на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области . . .г. По мнению представителя ответчика, нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом не предусмотрено обеспечение такой категории граждан жилыми помещениями вне очереди. В случае удовлетворения иска в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.

    Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения прокурора, истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему:

    В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

    В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ (Федерального закона от 29 февраля 2012г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, … однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

    Для реализации предусмотренных вышеуказанным законом дополнительных гарантий на жилое помещение необходимо, чтобы заявитель:

-обладал юридическим статусом ребенка-сироты, или ребенка, оставшегося без попечения родителей,

-не имел закрепленного жилого помещения.

-не являлся студентом очного обучения общеобразовательного учреждения и не находился на полном государственном обеспечении.

В соответствии со ст.1 указанного Закона, дети, оставшиеся без попечения родителей – это:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, …, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В силу ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

    В соответствии со ст.4 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта.

Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).

Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).

Согласно п. п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

В силу п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.

Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (пункт 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (пункт 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (пункт 9).

. . .г. Ковальчук С.Э. обратилась в прокуратуру г. Полевского с заявлением, в котором указала, что относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать К.Т.А. лишена родительских прав на основании решения Полевского городского суда от . . .г., а отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. До . . .. она проживала с матерью в <. . .>, в . . .. бабушка П.Н.А. забрала её в <. . .>, поскольку мать не занималась её воспитанием. С этого времени они проживает с бабушкой П.Н.А. по адресу: <. . .>. На основании постановления Главы МО «Город Полевской» от . . .г. бабушка назначена её опекуном. Жилое помещение за ней не закреплялось, собственником или нанимателем какого-либо жилого помещения она не является. На основании постановления Главы Полевского городского округа от . . .г. она принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В . . .. она окончила 9 классов <данные изъяты>» и поступила в <данные изъяты>, откуда в . . .. была отчислена за неуспеваемость. Больше нигде не училась и не работала. Приказом от . . .г. Управлением социальной политики по г. Полевскому она принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В . . .. ей исполнилось 18 лет, но до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Согласно копии свидетельства о рождении (л.д. 11), Ковальчук С.Э. родилась . . .г., её родителями являются К.Э.В. и К.Т.А.

Из справки о рождении от . . .г. (л.д. 12) следует, что сведения об отце Ковальчук С.Э. в актовую запись о её рождении внесены со слов матери.

Из копии решения Полевского городского суда от . . .г. (л.д. 13-14) следует, что К.Т.А.. лишена родительских прав в отношении дочери Ковальчук С.Э., . . . года рождения.

Постановлением Главы МО «Город Полевской от . . .г. (л.д. 10) подтверждается, что П.Н.А.. назначена опекуном Ковальчук С.Э. Жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось.

    Постановлением Главы Полевского городского округа от . . .г. Ковальчук С.Э. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, что подтверждается копией названного постановления (л.д. 15).

    Согласно копии приказа ТОИОГВ «Управление социальной политики по г. Полевскому» от . . .г. (л.д. 19), Ковальчук С.Э. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фона Свердловской области.

    Ковальчук С.Э. зарегистрирована по адресу: <. . .>, что подтверждается справкой ОАО «Полевская коммунальная компания» от . . .г. (л.д. 20).

    Квартира по адресу: <. . .>, принадлежит П.Н.А. что следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от . . .г. (л.д. 17).

Ковальчук С.Э. окончила обучение в <данные изъяты>» . . .г., получив основное общее образование, что подтверждается копией аттестата (л.д. 18).

Справкой ГБОУ СПО Свердловской области «<данные изъяты>» от . . .г. подтверждается, что Ковальчук С.Э. поступила в это образовательное учреждение с . . .г. (л.д. 16).

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от . . .г., Ковальчук С.Э. не имеет на праве собственности каких-либо объектов недвижимости (л.д. 21). Факт отсутствия у Ковальчук С.Э. в собственности каких-либо жилых помещений не оспаривает и представитель Управления социальной политики по г. Полевскому.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Ковальчук С.Э. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ней жилья не имелось и не имеется. Обязательства по обеспечению её жилым помещением не исполнены. В связи с этим следует удовлетворить иск к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и обязать его приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Полевском Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Ковальчук С.Э.

Также подлежат удовлетворению исковые требования к ГКУ «Фонд жилищного строительства» и обязать его предоставить Ковальчук С.Э. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, приобретенное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и распределенное ей.

Что касается иска о возложении на ТОИОГВ «Управление социальной политики по г. Полевскому» обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Ковальчук С.Э. и в течение пяти дней возвратить подписанный экземпляр в ГКУ «Фонд жилищного строительства», то они не подлежат удовлетворению, поскольку на настоящий момент какого-либо нарушения прав истца этим ответчиком не установлено: жилое помещение для Ковальчук С.Э. уполномоченными органами не приобретено, не распределено ей. Такие обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для судебной защиты прав истца. В связи с этим в удовлетворении иска к этому ответчику следует отказать.

    Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., . . . ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░..

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2-103/2014 (2-1776/2013;) ~ М-1810/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ковальчук Стелла Эдуардовна
Прокурор в защиту Ковальчук Стеллы Эдуардовны
Ответчики
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Министрество строительства и развития инфраструктуры СО
ТОИОГВ СО УСП МСП Со по городу Полевскому
Суд
Полевской городской суд Свердловской области
Судья
Николаева Ольга Александровна
Дело на сайте суда
polevskoy--svd.sudrf.ru
02.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2013Передача материалов судье
05.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2014Судебное заседание
27.01.2014Судебное заседание
29.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее