Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2[1]-124/2020 (2[1]-984/2019;) от 18.12.2019

56MS0095-01-2019-003242-65

Дело № 2(1)-124/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2020 года с. Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе судьи Саракташского районного суда Оренбургской области, исполняющего обязанности судьи Сакмарского районного суда Оренбургской области Рафиковой В.А., при секретаре Имашевой О.В.,

с участием: истца Акимовой В.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акимовой В.Т. к Министерству здравоохранения <адрес>, государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сакмарская районная больница» о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение),

установил:

Акимова В.Т. обратилась к мировому судье судебного участка всего Сакмарского района Оренбургской области с вышеуказанным иском к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ «Сакмарская районная больница», в обоснование требований указав, что она, имея медицинское образование, работала в должности акушерки с ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ «Сакмарская районная больница» <адрес>. В настоящее время она находится на пенсии с 2007 г. На пенсию вышла из ГБУЗ «Сакмарская районная больница». За 2016, 2017, 2018 гг. за отопление и освещение ей выплачено 10951 руб. 01 коп., тогда как фактически ею уплачено за освещение – 8703 руб. 01 коп., зa отопление – 56705 руб. 61 коп. Полагает, что в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, она имеет право на возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги.

Просит суд взыскать с Министерства здравоохранения <адрес>, ГБУЗ «Сакмарекая РФ» в свою пользу за счет средств областного бюджета компенсацию в счет возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (отопления и освещения) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 54457 руб., госпошлину в размере 1833 руб. 71 коп.

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.гражданское дело по иску Акимовой В.Т. к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ «Сакмарская районная больница» о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение), передано для рассмотрения по подсудности в Сакмарский районный суд <адрес>.

Истец Акимова В.Т. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, по изложенным в иске основаниям. Просила суд иск удовлетворить.

В судебном заседании представители ответчиков Министерства здравоохранения <адрес> и ГБУЗ «Сакмарская районная больница» не присутствовали, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Сведения об уважительных причинах отсутствия в суд не поступали.

В письменном отзыве, представленном суду ГБУЗ «Сакмарская районная больница» возражала против удовлетворения исковых требований Акимовой В.Т., указав, что до ДД.ММ.ГГГГ врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения работающие и проживающие в сельской местности пользовались правом на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением на основании ст. 59 ЖК РСФСР, ст. 62 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Льготы в отношении медицинских работников отменены Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. В силу п.1 ст.153 вышеуказанного закона, в рамках длящихся правоотношений лиц, у которых возникло до 01.01.2005 г. право на компенсацию в натуральной форме или льготы и гарантии носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим ФЗ нормах, данный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом. Вышедшие на пенсию медработники пользовались льготами на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников в сумме 155 руб. в месяц. Вышедшие на пенсию медработники пользовались этими льготами в соответствии с п.2 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968г. № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», который предусматривал, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средними медицинскими и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселка составляет не менее 10 лет. Указанное постановление признано недействующим на территории РФ. Какими – либо иными нормативно – правовыми актами вопросы предоставления 100% льгот по оплате жилья с отоплением и освещением вышедшим на пенсию медработникам урегулированы не были, действующим в настоящее время законодательством указанные льготы для данной категории также не предусмотрены. В связи с чем, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Акимова В.Т. с ДД.ММ.ГГГГ проживает в сельской местности по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в ГБУЗ «Сакмарская ЦРБ» на должность медицинской сестры психоневрологического кабинета.

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Акимовой В.Т. расторгнут на основании п.2 ст.81 Трудового Кодекса РФ в связи с сокращением штата.

Согласно сведений, представленных филиалом ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Сакмарском районе Акимова В.Т. зарегистрирована по категории «Ветеран труда».

Справкой филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Сакмарском районе от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что Акимова В.Т. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получала меру социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, размер выплаченной компенсации по оплате жилищно – коммунальных услуг составил 10951 руб. 01 коп.

Обращаясь в суд, Акимова В.Т. полагала, что за ней, как за медицинским работником, проживающим в сельской местности, вышедшим на пенсию и пользующимся на ДД.ММ.ГГГГ льготами по бесплатному предоставлению жилья с отоплением и освещением, это право сохранено, а следовательно, она имеет право на возмещение понесенных расходов по оплате жилищно – коммунальных услуг в размере, превышающем суммы выплаченной компенсации.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает в связи со следующим.

Действительно, согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, до 01 января 2005 года предусматривалось полное освобождение данной категории лиц от внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги по отоплению и освещению (электроснабжению).

С 01 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы.

Одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой, шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Социальная поддержка медиков-пенсионеров по предоставлению коммунальных льгот в тот период была установлена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет.

Данный правовой акт признан недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года № 625, то есть до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Подпунктом 24 пункта 2 введенной в действие с 01 января 2005 года статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года № 1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и о рганизаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» установлена выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги, для отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, в том числе работников медицинских организаций, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области.

Статьей 2 указанного Закона установлен размер компенсации в сумме 155 рублей в месяц. Статьей 4 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года № 1772/301-III-ОЗ определено, что квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляется по месту их работы. Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию.

Определением Верховного Суда РФ от 23.09.2009 года № 47-Г09-45 положения Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года № 1772/301-III-ОЗ признаны не противоречащими федеральному законодательству, поскольку установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31.12.2004 года не уменьшился.

Установив компенсацию расходов для медицинских работников, проживающих в сельской местности в сумме 120 рублей, а с 01.01.2007 года в сумме 155 рублей в месяц Закон области положения граждан не ухудшил, при этом в соответствии с нормами федерального законодательства субъект вправе сам определять круг лиц и размер льгот.

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что Акимовой В.Т. после 2016 г. не предоставлялась компенсация по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение, как медицинскому работнику, а с 01.01.2016 г. Акимова В.Т. поставлена на учет по категории «Ветеран труда» и ей назначена и предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства здравоохранения <адрес> расходов и ГБУЗ «Сакмарская районная больница» на оплату коммунальных услуг, в том числе составляющих разницу между фактически понесенными затратами и размером выплаченной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» суд отказывает.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного Кодекса.

Поскольку Акимовой В.Т. отказано в удовлетворении исковых требований, расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Акимовой В.Т. к Министерству здравоохранения <адрес>, государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сакмарская районная больница» о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение), - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.А. Рафикова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2[1]-124/2020 (2[1]-984/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Акимова Валентина Тимофеевна
Ответчики
ГБУЗ "Сакмарская районная больница"
Другие
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Суд
Сакмарский районный суд Оренбургской области
Судья
Рафикова Виктория Андреевна
Дело на сайте суда
sakmarsky--orb.sudrf.ru
18.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2020Подготовка дела (собеседование)
28.01.2020Подготовка дела (собеседование)
28.01.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.03.2020Предварительное судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
22.05.2020Производство по делу возобновлено
26.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее