Дело № 2-2-69/2020 КОПИЯ.
УИД: 33RS0017-02-2019-000448-34
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 февраля 2020 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего Шульга В.В.,
при секретаре Балясниковой Е.Г.,
с участием
прокурора Капитоновой Л.В.,
представителя ответчика Ратниковой Н.Ю.
(доверенность от 26.02.2020 №1)
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Собинке Владимисркой области гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЖилСтрой» о возложении обящанноснти оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Собинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «ЖилСтрой» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для сбора ТБО, указывая. что прокуратурой проведена проверка соблюдения специализированными организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами на территории МО г.Лакинск действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки выявлены нарушения, касающиеся неисполнения управляющей организацией ООО «ЖилСтрой» предусмотренных законом обязанностей по организации и содержанию мест накопления твердых бытовых отходов (контейнерных площадок). Несоблюдение ответчиком, как управляющей организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляющую данную деятельность на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирного дома по <...> договора управления (ст.161, 162 ЖК РФ), требований законодательства, в частности, ст.11 Федерального закона от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.2, 22 Федерального закона от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния муниципального образования г.Лакинск», утвержденных решением СНД МО г.Лакинск от 29.02.2016 №..., нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не должны оказывать вредного влияния на человека.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №... утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. В пункте 26 (1) указанного перечня предусмотрено, что к числе работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме относятся работы по организации мест накопления бытовых отходов. Указанные работы считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющей компанией независимо от того, упоминаются ли в перечне работ соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным и асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, игровых детских площадок. Мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»). Отсутствие специальных площадок, ограничивающих место сбора отходов и мусора от мест общего пользования, приводит к возникновению несанкционированных свалок и как следствие создает негативные условия для жизни и здоровья граждан, проживающих вблизи данной территории.
Установленные в ходе прокурорской проверки факты несоблюдения ООО «ЖилСтрой» названных требований законодательства, предъявляемых к содержанию и оборудованию мест сбора твердых бытовых отходов от находящихся в управлении компании многоквартирных домов, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, что вызвало обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ. Просил возложить на ООО «ЖилСтрой» обязанность обеспечить надлежащую организацию контейнерной площадки для сбора ТБО от находящегося в управлении многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>, оборудовать ее в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.2645-10 и СанПин 42-128-4690-88, Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства территории муниципального образования г. Лакинска, утвержденных решением СНД г. Лакинска от 29.02.2016 №9/3: оборудовать ее бетонным и асфальтным покрытием, ограничить бордюром, по периметру обустроить ограждение, предусмотреть подъездной путь для автотранспорта, соблюсти расстояния размещения контейнерной площадки до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом. Размер площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5, а также оборудовать место для складирования крупногабаритных бытовых отходов.
В судебном заседании прокурор Капитонова Л.В. заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, дала объяснения, аналогичные его содержанию. Дополнительно пояснила, что перечисленные в исковом заявлении нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, со стороны управляющей организации были установлены в ходе проверки, по результатам которой руководителю внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. До настоящего времени нарушения не устранены, что вызвало обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц- жителей г.Лакинска. Учитывая возможное согласование выбора места для оборудования контейнерной площадки, которая может находится не на придомовой территории, с органом местного самоуправления, проведение иных организационных мероприятий, не возражала предоставить ответчику небольшой срок для исполнения требований закона.
Представитель ответчика по доверенности Ратникова Н.Ю. возражала против заявленных требований, ссылаясь на отсутствие возможности по оборудованию контейнерной площадки для данного многоквартирного дома из-за отсутствия необходимого места, так как придомовая территория многоквартирного дома мала, границы участка расположены на расстоянии 4,6, 10 и 14 м от стены дома, вокруг дома расположены в непосредственной близости детские площадки, магазин, тепловые сети горда и проезжие части. Пояснила, что в соответствии с договором управляющая организация осуществляет свои виды деятельности в отношении общего имущества дома надлежащим образом. Кроме того, на расстоянии 8 метров от дома расположена городская площадка, оборудованная надлежащим образом в соответствии с СанПин 2.1.2.2665-10, в связи с чем права граждан не нарушены. Для выполнения требуемых прокурором видов работ потребуется возможное согласование с администрацией муниципального образования г.Лакинска по вопросу использования муниципальной территории, чтобы решить вопрос об оборудовании данной площадки непосредственно для жителей данного дома. Для проведения работ требуется время, в связи с чем просила предоставить срок исполнения требований прокурора до 01.09.2020 года.
Третье лицо – администрация города Лакинска Собинского района просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, решение оставила на усмотрение суда.
Третье лицо – Территориальный отдел в Петушинском и Собинском районах Управления Роспотребнадзора по Владимирской области просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В силу положений ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы по делу, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу положений п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, п.2 ст. 21, п.1 ст.22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Из содержания положений п.п.1, 1.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 10, 11, 11 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе и путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п.1 ст.161 и ст.162 ЖК РФ).
Согласно пунктам 2.2.10 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами; ответственность за содержание мусоросборников и территорий, прилегающих к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении (управлении) которой находится дом.
Из указанных нормы права следует, что обязанность по обеспечению организации, обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на управляющую компанию, с которой собственниками многоквартирного дома заключен договор управления.
Кроме того, обязанность управляющей организации по определению места и установке мусорных контейнеров, организацию сбора бытовых отходов и оборудованию площадок и навесов для контейнеров, установлена п. 3.7.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (пп.3.7.1, 3.7.2, 2.3.1).
Пунктом 2.3.3 названных Правил Госстроя утвержден примерный перечень работ, относящийся к текущему ремонту, который приведен в приложении № 7. Согласно п.17 Перечня работ, относящихся к текущему ремонту, к ним относится оборудование площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «ЖилСтрой», ИНН 3309005232, зарегистрировано в качестве юридического лица 15.04.2015, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является генеральный директор Балакирев С.Б. Дополнительным видом деятельности организации указаны: код 68.32.1 – управление эксплуатацией жилого фонда на договорной основе, код 38.1, 38.2, - сбор отходов, обработка и утилизация отходов.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, находится в управлении ООО «ЖилСтрой».
По результатам проверки, проведенной прокуратурой в июне 2019 года, было установлено, что ООО «ЖилСтрой» при управлении данного многоквартирного дома допущены нарушения норм законодательства: на территории земельного участка вышеназванного многоквартирного дома выявлено, что, в нарушение требований СанПин 2.1.2.2645-10, п.2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, Правил 58/12, площадка ля установки контейнеров для сбора мусора с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, не оборудована.
В адрес ООО «ЖилСтрой» 29.06.2018 было направлено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в котором требовалось принять меры к устранению выявленных нарушений, обеспечив надлежащую организацию контейнерной площадки для сбора ТБО находящегося в управлении многоквартирного дома в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.2645-10 и СанПин 42-128-4690-88, Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории МО г. Лакинска (л.д.12-16).
Представление рассмотрено ответчиком, о чем дан ответ от 15.08.2018 о принятии мер, привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности (л.д.17).
Однако, до настоящего времени требование прокурора не исполнено, нарушения не устранены, что установлено актом осмотра территории многоквартирного дома по <...>, и вызвало обращение прокурора в суд (л.д.10).
Возражая против заявленных требований, представителем ответчика не оспаривались обстоятельства, что контейнерная площадка в соответствии с требованиями положений СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (пп. 8.2.4, 8.2.5) и п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» для вышеуказанного многоквартирного дома, не оборудована. В администрацию города Лакинска с заявлением о согласовании места размещения контейнерной площадки управляющая организация не обращалась, представленный проект соглашения с администраций города от 03.02.2020 сторонами не подписан и не заключен.
Из информационной справки ТО в Петушинском и Собинском районах Управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 25.02.2020 следует, что контейнер для сбора ТБО от <...> размещен в радиусе 28 м от последнего подъезда жилого дома, при этом размещение контейнеров не соответствует санитарно- эпидемиологическим требованиям: контейнеры для сбора бытовых отходов и ТБО переполнены, вывозятся несвоевременно, контейнерная площадка не оборудована бордюром и земельными насаждениями (п.2.6 СанПиН 2.1.7.3550-19, п.2.31 СанПиН 42-128-4690 -88, пп.8.2.4 и 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10).
Анализ положений законодательства и письменных документов по делу свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по организации сбора твердых бытовых отходов. Выявленные нарушения создают потенциальную угрозу причинения вреда здоровью граждан, и подлежат устранению ООО «ЖилСтрой» в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Владимирской области в области санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Учитывая, что вопрос об определении места и оборудование контейнерных площадок для мусора является частью работы управляющей организации по надлежащему содержанию общедомового имущества многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений, доводы ответчика о том, что размещение контейнерной площадки на придомовой территории фактически невозможно ввиду недостаточности площади земельного участка, являются необоснованными и не могут быть приняты во внимание.
Несоблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства приводит к образованию несанкционированных свалок и может повлечь возникновение и распространение инфекционных заболеваний, опасных для человека, а также оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды, что соответственно нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования на благоприятную окружающую среду.
Довод ответчика о том, что собственники помещений дома фактически используют контейнеры для отходов на территории города на расстоянии 28 м от дома, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, и не ведет к невозможности исполнения исковых требований, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность в районе сложившейся застройки, где отсутствует возможность размещения контейнерной площадки в пределах границ земельного участка собственника отходов, разместить такую контейнерную площадку на соседнем земельном участке в рамках гражданско-правового договора, в том числе, и на земельных участках, не принадлежащих собственникам помещений многоквартирных домов в пределах одного микрорайона для группы домов, объединенных жилой застройкой, с учетом соответствующего соглашения и участия в решении данного вопроса органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства и ходатайство ответчика, суд полагает возможным для исполнения решения суда установить срок до 01 сентября 2020 года включительно.
По правилам ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В силу пп.4 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на ООО «ЖилСтрой» обязанность:
- обеспечить надлежащую организацию контейнерной площадки для сбора ТБО от находящегося в управлении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>,
- оборудовать ее в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.2645-10 СанПин 42-128-4690-88, Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства территории муниципального образования г. Лакинска, утвержденных решением Совета народных депутатов г.Лакинска, от 29.02.2016 №9/38: оборудовать бетонным и асфальтным покрытием, ограничить бордюром, по периметру обустроить ограждение, предусмотреть подъездной путь для автотранспорта, соблюсти расстояния размещения контейнерной площадки до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом; размер площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (пяти), а также оборудовать место для складирования крупногабаритных бытовых отходов.
Взыскать с ООО «ЖилСтрой» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) В.В. Шульга