Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-517/2020 от 19.02.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2020 года г. Тула

Советский районный суд в составе

председательствующего Бездетновой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Воеводиным Д.В.,

с участием истца Ларионова А.В., представителя ответчика по доверенности Щербакова Т.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело УИД 71RS0028-01-2019-004640-40 (производство № 2-517/2020) по исковому заявлению Ларионова Алексея Викторовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонному) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии,

у с т а н о в и л :

Ларионов А.В. обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии. В обоснование иска ссылался на то, что 23.07.2019 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по основаниям подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением от 05.08.2019 г. № 190000213806/442742/19 в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано ввиду недостаточности специального стажа требуемой продолжительности. При этом ответчиком исключены из подсчета его специального стажа периоды с 24.08.1994 г. по 31.07.1996 г., с 21.06.1997 г. по 08.04.1999 г. военной службы в составе Вооруженных Сил РФ ввиду отсутствия документального подтверждения прохождения военной службы в должностях, предусмотренных Списком от 06.09.1991 г. № 464, с 01.11.1999 г. по 07.09.2000 г. – период военной службы по контракту в должности старшего ординатора хирургического отделения госпиталя в Войсковой части № 34011 в составе Вооруженных Сил РФ, так как наименование структурного подразделения «госпиталь» не поименовано пунктом 1 Правил от 22.09.1999 г. № 1066, с данными выводами истец не согласен, поскольку в указанные периоды он работал в должностях, соответствующих Спискам. Просил суд признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии с даты обращения за пенсией, включить указанные периоды в подсчет его специального стажа, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию с 23.07.2019 г.

В уточненном исковом заявлении истец также указал, что ответчиком неправомерно исключены из подсчета его специального стажа периоды с 08.10.2008 г., с 02.11.2009 г. по 03.11.2009 г., с 15.04.2016 г. по 16.04.2016 г. – периоды нахождения в командировках, с 12.11.2001 г. по 01.12.2001 г., с 01.04.2003 г. по 30.04.2003 г., с 15.01.2007 г. по 24.04.2007 г., с 20.10.2008 г. по 01.11.2008 г., с 19.04.2010 г. по 18.05.2010 г., с 02.04.2012 г. по 28.04.2012 г. – периоды нахождения на повышении квалификации, которые подлежат включению в подсчет его специального стажа в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы.

В судебном заседании истец Ларионов А.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. заявленные истцом требования не признал, полагал, что истцу правомерно отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку на дату обращения за назначением пенсии отсутствовал специальный стаж требуемой продолжительности. При этом правильно исключены из подсчета специального стажа истца периоды с 24.08.1994 г. по 31.07.1996 г., с 21.06.1997 г. по 08.04.1999 г. военной службы в составе Вооруженных Сил РФ ввиду отсутствия документального подтверждения прохождения военной службы в должностях, предусмотренных Списком от 06.09.1991 г. № 464, с 01.11.1999 г. по 07.09.2000 г. – период военной службы по контракту в должности старшего ординатора хирургического отделения госпиталя в Войсковой части № 34011 в составе Вооруженных Сил РФ, так как наименование структурного подразделения «госпиталь» не поименовано пунктом 1 Правил от 22.09.1999 г. № 1066, а также не подлежали включению в подсчет специального стажа истца и периоды с 08.10.2008 г., с 02.11.2009 г. по 03.11.2009 г., с 15.04.2016 г. по 16.04.2016 г. – периоды нахождения в командировках, с 12.11.2001 г. по 01.12.2001 г., с 01.04.2003 г. по 30.04.2003 г., с 15.01.2007 г. по 24.04.2007 г., с 20.10.2008 г. по 01.11.2008 г., с 19.04.2010 г. по 18.05.2010 г., с 02.04.2012 г. по 28.04.2012 г. – периоды нахождения на повышении квалификации, так как они не предусмотрены Правилами от 11.07.2002 г. № 516. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

23.07.2019 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Однако решением от 05.08.2019 г. № 190000213806/442742/19 в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано ввиду недостаточности специального стажа требуемой продолжительности. При этом ответчиком исключены из подсчета его специального стажа периоды с 24.08.1994 г. по 31.07.1996 г., с 21.06.1997 г. по 08.04.1999 г. военной службы в составе Вооруженных Сил РФ ввиду отсутствия документального подтверждения прохождения военной службы в должностях, предусмотренных Списком от 06.09.1991 г. № 464, с 01.11.1999 г. по 07.09.2000 г. – период военной службы по контракту в должности старшего ординатора хирургического отделения госпиталя в Войсковой части № 34011 в составе Вооруженных Сил РФ, так как наименование структурного подразделения «госпиталь» не поименовано пунктом 1 Правил от 22.09.1999 г. № 1066, а также не включены в подсчет специального стажа истца и периоды с 08.10.2008 г., с 02.11.2009 г. по 03.11.2009 г., с 15.04.2016 г. по 16.04.2016 г. – периоды нахождения в командировках, с 12.11.2001 г. по 01.12.2001 г., с 01.04.2003 г. по 30.04.2003 г., с 15.01.2007 г. по 24.04.2007 г., с 20.10.2008 г. по 01.11.2008 г., с 19.04.2010 г. по 18.05.2010 г., с 02.04.2012 г. по 28.04.2012 г. – периоды нахождения на повышении квалификации, так как они не предусмотрены Правилами от 11.07.2002 г. № 516.

Между тем, с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

С 01.01.2015 г. пенсионное обеспечение граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяемого с 01.01.2015 г. в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ предусматривал право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В частности, согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные положения о сохранении права на досрочную страховую пенсию.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу, осуществлявшей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следует применять: Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.; за периоды с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно - Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением от 06.09.1991 г. N 464, за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в отношении последующих периодов - список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в наименовании должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии, указаны должности врачей-специалистов всех наименований. При этом в соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, в стаж работы на общих основаниях засчитывается также работа в должностях, указанных в Списке, в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 указанного Постановления.

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, также предусмотрены должности врачей-специалистов всех наименований. Кроме того, Правилами, утвержденными тем же Постановлением Правительства РФ, также предусмотрена возможность зачета в специальный стаж периода работы в должностях, указанных в Списке, в медицинских пункта, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. При этом согласно тексту Постановления от 06.09.1991 г. № 464 в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

Таким образом, действовавшее в период с 01.10.1993 г. законодательство предусматривало право на включение в специальный стаж периодов службы в составе ВС СССР и правоохранительных органов только в том случае, если служба протекала в лечебно-профилактических и других медицинских учреждениях, указанных в списках, в должностях медицинских работников, также предусмотренных соответствующими перечнями.

Как следует из материалов дела, в том числе, из копии представленного послужного списка истца Ларионова А.В., в период с 24.08.1994 г. по 31.07.1996 г., с 21.06.1997 г. по 08.04.1999 г. он проходил военную службу в составе Вооруженных Сил РФ в должности начальника медицинского пункта войсковой части 34011, с 01.11.1999 г. по 07.09.2000 г. – военную службу по контракту в должности старшего ординатора хирургического отделения госпиталя в Войсковой части № 34011 в составе Вооруженных Сил РФ. Данные сведения подтверждаются также выписками из приказов Министра обороны РФ по личному составу от 15.08.2000 г. № 0810, от 07.09.2000 г. № 179.

Согласно акту проверки льготной работы от 17.06.2019 г. № 17/766 Войсковая часть 34011 осуществляет организацию и осуществление всех видов медицинского обеспечения, сведения о ее дислокации, назначении, действительных наименованиях организационной структуры, численности и состоянии ее боевого обеспечения составляют государственную тайну. Имеющийся в составе войсковой части госпиталь осуществляет свою деятельность на основании Положения о военном госпитале в/ч 34011 от 15.12.2010 г. в соответствии с соответствующей лицензией на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с разделом 4 Приказа Министра обороны РФ от 28.10.1993 г. № 096, главой 2 части 1 (ст.ст. 6,12) Руководства по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом заместителя Министра обороны – начальника тыла ВС СССР от 31.05.1989 г. № 64, а также согласно Перечню военно-медицинских частей и учреждений, утвержденному 18.02.1993 г. Министром здравоохранения РФ – начальником медицинской службы ВС РФ, в соответствии с действующим в настоящее время Приказом от 15.01.2001 г. начальника тыла ВС РФ, заместителя Министра обороны РФ «Об утверждении руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ на мирное время» медицинские пункты включены в Классификацию воинских формирований медицинской службы ВС. Медицинский пункт воинской части является медицинским воинским подразделением, являющимся самостоятельным структурным подразделением воинской части, имеющем в своем составе амбулаторию и лазарет, выполняет задачи по медицинскому обеспечению воинской части. Медицинский персонал, работающий на штатных должностях и выполняющий мероприятия по медицинскому обеспечению воинских частей, имеет соответствующие медицинские учетные специальности. Воинское формирование – медицинский пункт постановлено считать лечебно-профилактическим учреждением (подразделением) войсковой части медицинской службы ВС.

Согласно Приказу от 15.01.2001 г. начальника тыла ВС РФ, заместителя Министра обороны РФ «Об утверждении руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ на мирное время» начальник медицинского пункта (командир медицинской роты) отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, снабжение полка медицинской техникой и имущество, состояние и работу всех функциональных подразделений медицинского пункта, обеспечивает оказание неотложной медицинской помощи больным и пострадавшим при острых заболеваниях, травмах, отравлениях, организует амбулаторное и стационарное лечение больных, их реабилитацию в медицинском пункте, лечение военнослужащих, проходящих службу по контракту, на дому, осуществляет контроль за оказанием медицинской помощи, лично проводит амбулаторный прием больных, проводит обходы совместно с врачами воинских частей военного городка всех больных, осматривает больных, поступающих в лазарет, обязан знать состояние здоровья больных воинской части, находящихся в госпитале, проводит углубленное медицинское обследование и профилактический осмотр личного состава, диспансерное наблюдение и необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия, санитарно-противоэпидемиологические мероприятия, контролирует правильность эксплуатации медицинской техники и т.д.

Как следует из сравнительного анализа квалификационных характеристик должностей заведующего отделением и врача-специалиста, данных в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 г. № 541н, с вышеназванными должностными обязанностями начальника медицинского пункта, по своему содержанию работа последнего представляет собой сочетание должностных обязанностей заведующего отделением и врача-специалиста. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что выполняемые истцом обязанности в указанный спорный период в должности начальника медицинского пункта-начальника медицинской службы полностью отражают лечебную деятельность истца.

В связи с вышеизложенными нормативными положениями, исходя из имеющихся сведений о характере работы истца в спорный период времени с 06.10.1997 г. по 09.04.1999 г., суд приходит к выводу, что осуществляемая истцом деятельность в должности в должности начальника медицинского пункта в медицинском пункте войсковой части 34011, являющимся лечебно-профилактическим отделением ВС РФ, в связи с чем в силу действующего в спорный период времени Списка от 06.09.1991 г. № 464, данный период должен быть включен в его специальный стаж, и заявленные Ларионовым А.В. требования подлежат удовлетворению в части включения указанного периода службы в его специальный трудовой стаж в календарном исчислении.

Также подлежат удовлетворению заявленные истцом требования о включении в подсчет специального стажа периода службы с 01.11.1999 г. по 07.09.2000 г. в должности старшего ординатора хирургического отделения госпиталя.

Госпитали всех наименований поименованы как в Списке от 22.09.1999 г. № 1066, так и в Списке от 29.10.2002 г. № 781.

В числе должностей медицинского персонала должности старшего ординатора не поименованы. Однако типовые обязанности ординатора (старшего ординатора) лечебно-диагностического отделения госпиталя изложены в Руководстве по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-морского Флота, утвержденном Приказом заместителя министра обороны СССР – начальника Тыла Вооруженных Сил СССР от 31.05.1989 г. № 64, в соответствии с которыми, как следует из ответа командира войсковой части № 34011 от 09.10.2019 г. № 2055 осуществлял свою деятельность истец. Так, ординатор (старший ординатор) обязан: проводить своевременное и качественное обследование и лечение больных; обеспечивать медицинский уход и наблюдение за ними; ежедневно в установленные часы во вверенных ему палатах делать обход больных, осматривать их и назначать соответствующее лечение; принимать личное участие в проведении специальных исследований и операций, консультаций и консилиумов; в случаях сомнения в правильности диагноза и выборе средств обследования и лечения больных консультироваться с начальником отделения или старшим ординатором и по их указанию – со специалистами других отделений; вести истории болезни с надлежащей аккуратностью и полнотой, следить за хранением и своевременной сдачей их в медицинскую часть госпиталя после выписки (или смерти) больного; ежедневно проверять правильность и своевременность выполнения врачебных назначений; лично делать внутриартериальные вливания, сложные диагностические исследования и большие перевязки; докладывать начальнику отделения о больных, нуждающихся во врачебном наблюдении в вечернее и ночное время, делать соответствующие записи об этом в истории болезни и указывать, в чем должно выражаться наблюдение и какие должны быть применены лечебные мероприятия; передавать истории болезни этих больных дежурной медицинской сестре, а фамилии больных сообщать дежурному врачу; осуществлять на основании разрешения начальника отделения выписку больных, перевод в другое отделение и представление на военно-врачебную комиссию; присутствовать при вскрытии трупов умерших больных, анализировать каждый случай смерти и подробно докладывать начальнику отделения; руководить работой подчиненного среднего и младшего медицинского персонала и принимать меры для повышения его квалификации; подписывать требования и рецепты на медикаменты; заполнять медицинские книжки выписываемых больных, фиксируя в них рекомендации врачу части по организации диспансерного динамического наблюдения за больными и проведению необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий; после чего представлять книжки начальнику отделения на подпись; по указанию начальника отделения консультировать больных в других отделениях; немедленно докладывать начальнику отделения, а в его отсутствие – начальнику медицинской части госпиталя о больных с инфекционными заболеваниями, выявленных в отделении; о всех поступивших тяжелобольных; о случаях, подлежащих, рассмотрению органами судебно-медицинской экспертизы, а также о всех чрезвычайных происшествиях; дежурить по госпиталю в установленном порядке; по плану начальника отделения вести научную работу; выезжать в воинские части (на корабли) и лазареты для консультаций больных по специальности и оказания практической помощи войсковым врачам в организации лечебно-профилактической работы; следить за содержанием порученных ему палат, за правильным хранением, содержанием, расходованием и своевременным пополнением медицинского имущества; участвовать в пропаганде гигиенических знаний, здорового образа жизни; представлять начальнику отделения сведения для составления медицинской отчетности по отделению. Во всех случаях, не предусмотренных изложенными выше положениями, ординатор действует по указанию начальника отделения.

Приказом Министра обороны РФ от 28.01.2004 г. № 20 «Об утверждении перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных силах РФ, которые разрешается замещать гражданским персоналом» п. 124 предусмотрено замещение ординатора (штатная воинская должность) врачом-специалистом (должность гражданского персонала).

Кроме того, присвоенная истцу военно-учетная специальность (ВУС) 901301 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года №600-33 «Перечень военно-учётных специальностей» соответствует специальности врача-хирурга.

При таких обстоятельствах деятельность истца в спорный период с 01.11.1999 г. по 07.09.2000 г. являлась службой в составе Вооруженных Сил РФ в лечебно-профилактическом учреждении структуры ВС РФ в должности, соответствующей должности врача, что дает истцу право на учет данного периода в его специальный стаж для назначения пенсии.

Доводы ответчика о том, что госпиталь, в котором служил истец в указанный период, согласно Списку от 29.10.2002 г. № 781, не может являться структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, самостоятельным учреждением не являлся, следует признать несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании нормативных положений указанного правового акта.

Также подлежат удовлетворению и заявленные истцом требования о включении в подсчет специального стажа периодов с 08.10.2008 г., с 02.11.2009 г. по 03.11.2009 г., с 15.04.2016 г. по 16.04.2016 г. – нахождения в командировках, с 12.11.2001 г. по 01.12.2001 г., с 01.04.2003 г. по 30.04.2003 г., с 15.01.2007 г. по 24.04.2007 г., с 20.10.2008 г. по 01.11.2008 г., с 19.04.2010 г. по 18.05.2010 г., с 02.04.2012 г. по 28.04.2012 г. – нахождения на повышении квалификации.

Из льготно-уточняющих справок № 605 от 26.12.2018 г., № 36 от 23.07.2019 г. следует, что в периоды работы истца с 08.11.2000 г. по 29.04.2008 г. в должности врача травматолога-ортопеда в травматолого-ортопедическом отделении ГУЗ ТГКБСМП им. Д.Я. Ваныкина, 04.05.2008 г. по дату обращения за назначением пенсии – в должности врача травматолога-ортопеда в ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница», включенных и подлежащих включению в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, за исключением периода с 15.01.2008 г. по 29.04.2008 г., истец находился на курсах повышения квалификации с 12.11.2001 г. по 01.12.2001 г., с 01.04.2003 г. по 30.04.2003 г., с 15.01.2007 г. по 24.04.2007 г., с 20.10.2008 г. по 01.11.2008 г., с 19.04.2010 г. по 18.05.2010 г., с 02.04.2012 г. по 28.04.2012 г. и в командировках с 08.10.2008 г., с 02.11.2009 г. по 03.11.2009 г., с 15.04.2016 г. по 16.04.2016 г.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993 г. установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения. Они проходят испытания, проводимые профессиональными медицинскими комиссиями и ассоциациями, каждые пять лет.

Правилами п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 г. № 499 установлено, что требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность.

К тому же, согласно приказу Минздрава РФ от 15.10.1999 г. № 377 разряды оплаты труда по Единой тарифной сетки устанавливаются с учетом квалификационной категории в течение 5 лет со дня издания приказа органа (учреждения) здравоохранения о присвоении квалификационной категории. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации, присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока.

Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» условием включения периода работы в трудовой стаж является уплата страховых взносов.

Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, командировки, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу N 15-КГ2-2. Аналогично должны оцениваться и периоды нахождения лица в командировке, поскольку право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, а также нахождения в командировке, и исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.

В связи с изложенным, у ответчика отсутствовали основания для отказа во включении в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 12.11.2001 г. по 01.12.2001 г., с 01.04.2003 г. по 30.04.2003 г., с 15.01.2007 г. по 24.04.2007 г., с 20.10.2008 г. по 01.11.2008 г., с 19.04.2010 г. по 18.05.2010 г., с 02.04.2012 г. по 28.04.2012 г. и в командировках с 08.10.2008 г., с 02.11.2009 г. по 03.11.2009 г., с 15.04.2016 г. по 16.04.2016 г. - в том же исчислении, что и периоды работы - в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы, потому требование истца о включении этих периодов в его специальный стаж соответствующим исчислением подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 23.07.2019 г. с учетом периодов работы, зачтенных в его специальный стаж ответчиком, и периодов, подлежащих учету по решению суда, он имел требуемый 30-летний специальный стаж медицинской работы, в связи с чем досрочная страховая пенсия ему должна быть назначена с указанной даты обращения.

Руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

иск Ларионова Алексея Викторовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонному) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле зачесть в специальный стаж Ларионова Алексея Викторовича период службы с 06.10.1997 г. по 09.04.1999 г. в должности начальника медицинского пункта управления эксплуатации специального объекта ВУС-9020013 (войсковая часть 34011), с 01.11.1999 г. по 07.09.2000 г. – в должности старшего ординатора хирургического отделения госпиталя ВУС-9029013 (войсковая часть 34011) – в календарном исчислении, с 08.10.2008 г., с 02.11.2009 г. по 03.11.2009 г., с 15.04.2016 г. по 16.04.2016 г. – периоды нахождения в командировках, с 12.11.2001 г. по 01.12.2001 г., с 01.04.2003 г. по 30.04.2003 г., с 15.01.2007 г. по 24.04.2007 г., с 20.10.2008 г. по 01.11.2008 г., с 19.04.2010 г. по 18.05.2010 г., с 02.04.2012 г. по 28.04.2012 г. – периоды нахождения на повышении квалификации в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы (как и периоды работы).

Признать за Ларионовым Алексеем Викторовичем право на назначение страховой пенсии с 23.07.2019 года и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Туле назначить Ларионову Алексею Викторовичу страховую пенсию с 23.07.2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий А.С. Бездетнова

2-517/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ларионов Алексей Викторович
Ответчики
УПФР в г. Туле
Суд
Советский районный суд г. Тулы
Судья
Бездетнова Александра Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky--tula.sudrf.ru
19.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Производство по делу возобновлено
21.05.2020Судебное заседание
22.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2020Дело оформлено
02.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее