Решение по делу № 2-2100/2013 ~ М-272/2013 от 16.01.2013

Р Е Ш Е Н И Е

03 июня 2013 года

Центральный районный суд г.Тюмени

в составе:

председательствующего судьи Головачевой Л.И.,

при секретаре Мангилевой М.Ю.,

с участием    представителя истца Феодоровой Н.Х. Костырева А.А., представителя ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ УФК Тюменской области Ковалевой А.В., представителя ответчика Тюменской области в лице Департамента Тюменской области Григорьева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2100/2013 по иску Феодоровой Н.Х. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Тюменской области в лице Департамента Тюменской области о взыскании убытков,

у с т а н о в и л:

    Феодорова Н.Х. обратилась в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в размере <данные изъяты> руб., Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области за счет казны Тюменской области в размере <данные изъяты> руб., впоследствии изменил исковые требования просил взыскать убытки с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в размере <данные изъяты> руб., Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области за счет казны Тюменской области в размере <данные изъяты> руб.. Исковые требования со ссылками на статьи 12, 15, 16, 790 ГК РФ мотивированы тем, что Феодорова Н.Х. являясь индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ, имея лицензию, в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ осуществляла регулярные перевозки пассажиров по муниципальному маршруту автобусами <данные изъяты>, р/з , в т.ч. и перевозку граждан, отнесенных к федеральному регистру и региональному регистру, расходы предприятия по перевозки указанных категорий граждан, возмещаются за счет средств Российской Федерации и за счет средств субъекта Российской Федерации – Тюменской области, при этом не имеет значения, что она осуществляла перевозки на основании договора с <данные изъяты>», а не с органом местного самоуправления. За счет бюджета г.Тюмени расходы за перевозку льготных категорий граждан возмещение ей произведено только в части проезда муниципальных льготников на основании договора с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а за счет средств бюджета РФ и бюджета Тюменской области расходы по проезду возмещены не были, что подтверждается письмом Департамента по транспорту и связи Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ. И за получением бюджетных субсидий она не имела возможности обратиться, потому как на территории г.Тюмени финансирование предусматривалось только в части транспорта, работающего на основании договора с отраслевым органом согласно Положению о транспортном обслуживании населения на территории г.Тюмени, а её транспорт работал на основании договора с <данные изъяты> а не с отраслевым органом, кроме того, она и не могла участвовать в ДД.ММ.ГГГГ в проведенном конкурсе на право перевозок в течение 3-х лет (около <данные изъяты> автобусов), предусматривал всего три лота, доказать тариф. И практика оформления документов для получения возмещения за проезд льготных категорий пассажиров была незаконной. И органами государственной власти Тюменской области и местного самоуправления г.Тюмени были созданы заведомо непреодолимые для неё как перевозчика имеющего небольшое количество автобусов барьеры, препятствующие получению бюджетного финансирования за перевозку льготников во внесудебном порядке. У неё возникли убытки в связи с перевозкой льготной категории граждан, которые определены расчетным путем. Размер взыскиваемой суммы определён как произведение количества поездок льготных категорий граждан в автобусах истца на действующий тариф за проезд. Фактическое количество поездок льготных категорий граждан установлено по[сведениям <данные изъяты>. Размер исковых требований к Российской Федерации определён пропорционально [численности федеральных льготников: по графе «Федералы» сведений <данные изъяты> частично из графы «Ветераны» сведений <данные изъяты>». Размер исковых требований к Тюменской области определён пропорционально численности региональных льготников частично из графы «Ветераны» сведений <данные изъяты> Численность федеральных льготников и численность региональных льготников [рассчитана по письмам Управления социальной защиты населения г.Тюмени Департамента социального развития Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ , которое приложено к исковому заявлению и от ДД.ММ.ГГГГ .

    Истец Феодорова Н.Х. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, её представитель Костырев А.А. поддержал заявленные исковые требования, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

          Представители ответчиков от Министерства финансов РФ по доверенности Ковалева А.В., Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области по доверенности Григорьев Д.В. исковые требования Феодоровой Н.Х. не признали, считали их не обоснованными, представили письменные возражения на иск.

            Третьи лица <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>», не заявляющие самостоятельных требований, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

           Выслушав объяснения представителя истца Феодоровой Н.Х. Костырева А.А., представителя ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ УФК Тюменской области Ковалевой А.В., представителя ответчика Тюменской области в лице Департамента Тюменской области Григорьева Д.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Феодоровой Н.Х. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (п.5 ст.790 ГК РФ).

Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно ст.ст.3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

          Постановлением Правительства Тюменской области от 05.07.2005 N 95-п "О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте,...." установлены форма, объем, порядок и условия осуществления социальной поддержки отдельных категорий граждан путем возмещения расходов на оплату проезда на всех видах городского транспорта общего пользования (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (кроме такси), а также установлены дополнительные категории граждан, в отношении которых осуществляется соответствующая мера социальной поддержки, установлен перечень категорий, граждан, имеющих право на льготный проезд.

        Как следует из представленной выписки из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС по Тюменской области, истец Феодорова Н.Х. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения, дата прекращения деятельности ДД.ММ.ГГГГ. Осуществляла предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, основной вид экономической деятельности внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию.

        Согласно копии договора от ДД.ММ.ГГГГ представленного <данные изъяты>», заключенного между <данные изъяты>» и Феодоровой Н.Х., предметом которого являлось осуществление пассажирских перевозок на маршрутах, обслуживаемых <данные изъяты>», настоящий договор регламентирует отношения сторон по осуществлению регулярных пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах: 1) , 2) , 3) . Основанием заключения настоящего договора является результат подведения итогов конкурса на организацию регулярных пассажирских перевозок в г.Тюмени и предварительный договор о сотрудничестве (п.1.2). Истец обязалась осуществлять регулярные перевозки на автобусных маршрутах, транспортными средствами, разрешенными к использованию согласно приложению к настоящему договору (п.2.1.1). Истец также обязалась оказывать меры социальной поддержки по проезду на транспорте граждан, льготных категорий, согласно законодательству РФ и нормативных правовых актов Тюменской области без непосредственного взимания провозной платы, при предъявлении удостоверения или иных документов, подтверждающих принадлежность лица к соответствующим льготным категориям граждан, и последующего возмещения из бюджетов всех уровней в течение срока действия настоящего договора (п.ДД.ММ.ГГГГ). Истец согласно п.ДД.ММ.ГГГГ договора самостоятельно ведет свою финансово-хозяйственную деятельность и учет своего дохода. Получает компенсацию за провоз льготной части населения в соответствии с условиями установленными Управлением по транспорту и <данные изъяты>». Срок договора три года (п.5.1). Согласно приложению к указанному договору – маршрут : автобус <данные изъяты> р/н , <данные изъяты> р/н , <данные изъяты> р/н

        Таким образом, истец обязалась в соответствии с указанным договором от ДД.ММ.ГГГГ заключенным с <данные изъяты>» оказывать меры социальной поддержки по проезду на транспорте граждан, льготных категорий, согласно законодательству РФ и нормативных правовых актов Тюменской области без непосредственного взимания провозной платы, при предъявлении удостоверения или иных документов, подтверждающих принадлежность лица к соответствующим льготным категориям граждан. И самостоятельно вести свою финансово-хозяйственную деятельность и учет своего дохода. Получать компенсацию за провоз льготной части населения в соответствии с условиями установленными Управлением по транспорту и <данные изъяты>

         Между <данные изъяты>» и ИП Феодоровой Н.Х. в лице её представителя Феодорова Г.М. заключен договор взаимодействия участников системы и оказания процессинговых услуг от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является организация взаимодействия участников «Автоматизированной системы оплаты проезда» по обслуживанию держателей бесконтактных микропроцессорных транспортных карт, оказание оператором процессинговых услуг, для подготовки отчетов по договору о выплате субвенций указанному в п.1.1 настоящего договора и осуществления перечислений денежных средств, принятых в пользу Пользователя (истец) при осуществлении электронных платежей (транзакции) на транспорте. Для реализации настоящего договора После завершения опытной эксплуатации АСОП Пользователь уплачивает Оператору вознаграждение за информационно-технологическое обслуживание в размере и порядке согласованное сторонами, о чем стороны заключают дополнительное соглашение к договору. Основанием для заключения дополнительного соглашения является договор о выплате субвенций. К указанному договору предусмотрен в т.ч. и отчет о выполненном объеме транспортной работы и количество платных пассажиров и пассажиров льготной категории, которое должно быть согласовано директором МУ ПГТ «Тюменьгортранс», ОАО «ТТС» и ИП Феодоровой Н.Х.. И Согласно сообщению <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в направленных ими по запросу суда сведениях о перевезенных пассажирах ИП Феодоровой Н.Х. за ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ раздельный учет поездок по транспортным картам «льготная» не производился, и сведения в графах «ветеран» и «федерал» включает в себя как федеральных, так и региональных льготников, детальное выделение которых в рамках АСОП не представляется возможным.

В соответствии с правилами ст.421 ГК РФ стороны свободны в заключение договора и определения условий (содержания) договора. И согласно п. 3 ст.421 ГК РФ участники гражданских правоотношений вправе заключить смешанный договор, содержащий элементы различных известных разновидностей договора, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Нет никаких препятствий и для заключения договора, содержащего элементы договоров, известных и неизвестных законодательству.

Указанные договор от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> », договор взаимодействия участников системы и оказания процессинговых услуг от ДД.ММ.ГГГГ заключенные истцом не противоречат закону. Истец вправе решать была заключать ей указанные договоры или не заключать указанный договоры на условиях, содержащихся в договорах, и вправе была прекратить (расторгнуть) их (п.1 ст.450 ГК).

         Постановлением Правительства Тюменской области от 05.07.2005 N 95-п "О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте,...." установлены форма, объем, порядок и условия осуществления социальной поддержки отдельных категорий граждан путем возмещения расходов на оплату проезда на всех видах городского транспорта общего пользования (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (кроме такси), а также установлены дополнительные категории граждан, в отношении которых осуществляется соответствующая мера социальной поддержки, установлен перечень категорий, граждан, имеющих право на льготный проезд. И согласно п.8 Положения перевозка граждан, имеющих право на льготный проезд, … осуществляется транспортными организациями, получающими компенсацию расходов в связи с урегулированием тарифов на пассажирские перевозки, без непосредственного взимания провозной платы.

Согласно Законам Тюменской области от 07.11.2008 года № 67, от 03.11.2009 года № 78 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2009 год, и на плановый 2010 (2011), и 2011 (2012) годов в 2009-2010 годах государственное полномочие по социальной поддержке отдельных категорий граждан в отношении проезда на транспорте, по регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа передано органам местного самоуправления. И во исполнение указанных законов Тюменской области Постановлением Правительства Тюменской области от 24.02.2009г. № 60-п, утверждено Положение о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета на 2009 год. И согласно Положению финансирование указанных расходов осуществлялось на основании типовых договоров, заключаемых органами местного самоуправления с транспортными организациями, в данном случае Администрацией г.Тюмени. Между тем истец не заключала какой-либо в ДД.ММ.ГГГГ либо в ДД.ММ.ГГГГ году соответствующий договор с Администрацией г.Тюмени, не воспользовалась этим правом, предпочла в соответствии со ст.421 ГК РФ заключение договора от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> в котором стороны определили все необходимые условия, данный договор не был оспорен в арбитраже во время его действия, обратное в соответствие со ст.56 ГПК РФ истцом не доказано и судом не установлено. И в данном случае возложения на истца, осуществляющего предпринимательскую деятельность, обязанности по перевозке отдельных категорий граждан на льготных условиях со стороны публично-правового образования как Российской Федерации, так и Тюменской области как таковой нет. Истец заключила договор с другим юридическим лицом - <данные изъяты> в соответствии с принципом свободы заключения договора.

Из федерального бюджета в бюджет Тюменской области поступили субвенции на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., которые перечислены и израсходованы субъектом Тюменской области в порядке и формах, предусмотренных бюджетным законодательством, что сторонами не оспаривается. Поскольку государством на субъект Российской Федерации – Тюменскую область возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, вследствие чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не влечет само по себе за собой доплату разницы за счет средств Российской Федерации.

Согласно приложению № 26 к Закону Тюменской области от 07.11.2008 года № 60 «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (в ред.от 08.12.2009г.) субвенции из регионального фонда компенсаций на исполнение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в 2009 году (социальная поддержка отдельных категорий граждан в отношении проезда на транспорте, в т.ч. средства федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, по городскому округу Тюмень всего составила 96 600 000 млн. руб., в т.ч. 7 887 000 руб. из федерального бюджета. Указанные денежные средства Тюменской областью перечислены органам местного самоуправления (Департамент финансов и налоговой политики Администрации г.Тюмени) как субвенции на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта.

Согласно Положению о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 годов (приложение к постановлению Правительства Тюменской области от 24.02.2009г. № 60-п) субвенции на социальную поддержку отдельных граждан в отношении проезда на транспорте направляются на компенсацию расходов транспортных организаций, связанных с льготным проездом граждан на всех видах городского транспорта общего пользования (кроме такси) …Финансирование указанных расходов осуществляется на основании договоров, заключаемых органами местного самоуправления с транспортными организациями, получающим компенсацию расходов в связи с регулированием тарифов на пассажирские перевозки, согласно типовому договору. … Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (внутрипоселковом) сообщении … согласно Методике расчета тарифов, утверждаемой Правительством области, с учетом субвенций, предусмотренных в областном бюджете на исполнение данного государственного полномочия. В случаях установления тарифов ниже применяемых в расчетах объема субвенций, передаваемых местным бюджетам на исполнение данного государственного полномочия, и увеличения маршрутной сети (количества рейсов) дополнительные расходы возмещаются за счет средств местного бюджета. В случаях установления тарифов выше применяемых в расчетах объема субвенций на исполнение данного государственного полномочия остаток субвенций может быть направлен на те же цели (увеличение маршрутной сети и (или) количества рейсов.

Как пояснил представитель истца Феодоровой Н.Х. Костырев А.А., каких-либо претензий к Администрации г.Тюмени по возмещению расходов, связанных с перевозкой школьников, студентов, пенсионеров за ДД.ММ.ГГГГ год истец не имеет, денежные средства за перевозку указанной категории истцу перечислены Администрацией г.Тюмени, а денежные средства за перевозку федеральных и региональных льготников не поступали, убытки от перевозки федеральных и региональных льготников составили соответственно составили - <данные изъяты> руб., и <данные изъяты> руб., убытки рассчитаны в соответствии с расходными обязательства каждого ответчика, это неполученная плата за перевозку указанной категории льготников, исходя из численности перевезенных в автобусах истцом льготной категории граждан на действующий тариф за проезд.

Однако согласно Постановлению Правительства Тюменской области от 24.07.2007г. № 166-п «О методике формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом в разрезе маршрутов» (в редакции от 21.05.2008г. № 132-п, от 15.09.2009г. № 270-п) затраты на перевозку автотранспортом в разрезе маршрутов определяются с применением нормативного метода. Методика распространяется на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы (Перевозчик) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом в городском, пригородном (внутримуниципальном и межмуниципальном) … сообщении на территории Тюменской области.

В соответствии со ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Ст.1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

        Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд считает, что истец не доказала о понесенных ею реальных затратах, связанных с перевозкой льготной категории граждан в 2009 году по заключенному ею договору от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>», как и не доказала причинения ей убытков, вреда в результате незаконных действий (бездействия) со стороны ответчиков Российской Федерации и Тюменской области или издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или субъекта Тюменской области, подлежащих возмещению Российской Федерацией, Тюменской областью. И причинения ей убытков, вреда в результате каких-либо незаконных действий (бездействия) со стороны Российской Федерации и Тюменской области судом это не установлено.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.8, 9, 12, 15, 16, 421, 450, 790, 1064, 1069, 1071, ст.ст.12, 55, 56, 67, 194-199, 321 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

         В иске Феодоровой Н.Х. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании за счет казны РФ убытков в сумме <данные изъяты> руб., Тюменской области в лице Департамента Тюменской области за счет казны Тюменской области в сумме <данные изъяты> руб., расходов по уплате госпошлины отказать.

        Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г.Тюмени в течение месяца, исчисляя его со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 14 июня 2013 года.

Председательствующий судья                                               Головачева Л.И.

2-2100/2013 ~ М-272/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Феодорова НОвелла Харалампиевна
Ответчики
Тюменская область в лице Департамента финансов Тюменской области
Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Суд
Центральный районный суд г. Тюмени
Судья
Головачева Л.И.
Дело на странице суда
centralny--tum.sudrf.ru
16.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2013Передача материалов судье
29.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.02.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2013Судебное заседание
17.04.2013Судебное заседание
16.05.2013Судебное заседание
03.06.2013Судебное заседание
14.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее