Дело № 2-2708\16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» августа 2016 года Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Н.А. Огурцовой
при секретаре О.Н. Морозовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к Департаменту лесного хозяйства Приморского края о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, просил суд обязать Департамент лесного хозяйства Приморского края провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса по Самаргинскому участковому лесничеству Тернейского лесничества Приморского края в течение года с момента вступления решения в законную силу, мотивировав тем. что в нарушение лесного законодательства, ответчик по истечении 10 лет, предусмотренных п.150 Лесоустроительной инструкции не произвел таксацию и проектирование мероприятий по охране, защите по Самаргинскому участковому лесничеству Тернейского лесничества Приморского края.
В судебном заседании представитель прокуратуры Сохиева З.К. на доводах иска настаивала, пояснила, что нарушены права людей. Которые не могут запастись дровами, так как лесничие не знают, есть ли свободные от аренды лесные участки.
Представитель Департамента лесного хозяйства Приморского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом ( л.д.21), ходатайств об отложение не заявлено.
В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся материалам дела.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела. суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов, по поручению прокуратуры Приморского края, Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства при рассмотрении КГКУ «П» обращения П.Б.С. о заключении договора купли-продажи древесины для собственных нужд на территории Самаргинского участкового лесничества, в ходе которой выявлены нарушения лесного законодательства.( л.д.9)
Статьей 1 Лесного кодекса РФ закреплены основные принципы лесного законодательства, к числу которых относятся: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов и т.д.
Согласно ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса РФ, или лицами, использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов осуществление организации использования лесов, их охраны (в т.ч. осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в т.ч. создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и таксация лесов осуществляются в ходе лесоустройства.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, на которых расположены леса.
Статьей 68 Лесного кодекса РФ установлено, что лесоустройство включает в себя, в том числе таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии со ст. 69.1 Лесного кодекса РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно ч. 2 ст. 67 Лесного кодекса РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 утверждена лесоустроительная инструкция (далее – Лесоустроительная инструкция).
В соответствии с п. 150 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Буквальное толкование п. 150 Лесоустроительной инструкции означает, что обозначение законодателем 10 летней давности таксации связано с однозначными динамическими изменениями за указанный срок таксационных характеристик леса, что в свою очередь обуславливает необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших изменений.
Таким образом, законодателем определена необходимость постоянного проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз при истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации.
В соответствии с Лесным планом Приморского края леса Приморского края в основном изучены методом наземного лесоустройства, включая камеральное дешифрирование. На землях лесного фонда наземное лесоустройство, включая камеральное дешифрование, имеет срок давности до 10 лет – на 5396,5 тыс. га, 11-15 лет – 6516,9 тыс. га.
Так, в Тернейском лесничестве последнее лесоустройство на различных территориях проводилось в 1991, 1993, 2004.
В соответствии с Государственной программой Приморского края «Развитие лесного хозяйства в Приморском крае на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от <дата> <номер>, в настоящее время около 70 процентов лесов Приморского края имеют давность лесоустройства более 10 лет, а на площади более 200 тыс. гектаров лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось. 40 процентов лесной территории (5352,24 тыс. га) имеет давность лесоустроительных работ свыше 15-20 лет, 35% территории (4683,21 тыс. га) – давность 11-15 лет. В 2009 году в состав лесничеств Приморского края включены 5 бывших сельских лесхозов площадью 181,1 тыс. га, лесоустройство которых было проведено в 1978-1980 годах. Организация проведения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на указанной территории невозможна ввиду частичного отсутствия материалов лесоустройства (таксационные описания частично утеряны при реорганизации совхозов, колхозов), или же их неактуальности в результате временных изменений. В настоящее время зарегистрировано право собственности РФ на леса, находившиеся ранее во владении сельскохозяйственных организаций площадью 181,4 тыс. га, не включенные в состав лесничеств Приморского края, материалы лесоустройства на которые полностью отсутствуют.
Согласно докладной записке директора Тернейского филиала КГКУ «П» последнее лесоустройство Самаргинского участкового лесничества в кварталах свободных от аренды проводилось в 1991 году. Обращения на проведение лесоустроительных работ в Самаргинском участковом лесничестве направлялись в департамент лесного хозяйства Приморского края.
Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в данном лесничестве спроектированы на основании таксации со сроком давности более 20 лет, без учета действующих в настоящий момент Правил пожарной безопасности лесах, установивших единые требования к охране лесов от пожаров, и Лесного кодекса РФ.
Устаревшие данные таксации не позволяют надлежащим образом спроектировать мероприятии по охране, защите и воспроизводства лесов на землях лесного фонда с соблюдением Правил пожарной безопасности лесах и Лесного кодекса РФ.
Таким образом, в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов необходимо заново спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации по указанному лесничеству.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала проведение на землях лесного фонда лесоустройства органам государственной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, которая обеспечивается посредством соблюдения природопользователями основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: соблюдение права гражданина на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» леса являются объектами охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно ст. 150 ГК РФ личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Нарушение требований ст. ст. 1, 8, 51, 53, 53.3, 67, 68, 69.1, 83 Лесного кодекса РФ является нарушением предусмотренных Конституцией РФ и федеральным законодательством прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; существенно ущемляются права неограниченного круга лиц на свободное пользование и распоряжение природными ресурсами. Определить (индивидуализировать) круг лиц, чьи права в данном случае нарушаются, не представляется возможным, так как это все граждане постоянно или временно проживающие в Приморском крае.
В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ.
Таким образом, установлено, что охрана лесов от пожаров на территории Приморского края не соответствует принципам и требованиям Лесного кодекса РФ, иным нормативно-правовым актам в области охраны лесов.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к Департаменту лесного хозяйства Приморского края о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства– удовлетворить.
Обязать Департамент лесного хозяйства Приморского края в течение одного года с момента вступления решения в законную силу провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса по Самаргинскому участковому лесничеству Тернейского лесничества Приморского края.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Советского района г. Владивостока в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, которое будет изготовлено в течение 5 дней.
Мотивированное решение изготовлено <дата>
Судья Н.А. Огурцова