дело №
Р Е Ш Е Н И Е
<дата> г. Пушкино, МО
Судья Пушкинского городского суда Московской области Курлаева И.В., с участием защитника МКУ «Потребительские услуги» – представителя по доверенности Демина И.В., рассмотрев жалобу МКУ «Потребительские услуги» на постановление № заместителя главного государственного инспектора Пушкинского района, городских округов Ивантеевка и Красноармейск Московской области по использованию и охране земель Боковой М.С. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением № заместителя главного государственного инспектора Пушкинского района, городских округов Ивантеевка и Красноармейск Московской области по использованию и охране земель Боковой М.С. от <дата> МКУ «Потребительские услуги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том, что МКУ «Потребительские услуги» самовольно заняло и использует часть земельного участка с кадастровым номером № около 100 кв.м, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, за границами землеотвода, за счет расширения территории, предусмотренной сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости и едином государственном реестре прав, с целью установления фактического господства на территории объекта земельных отношений. На земельном участке площадью около 100 кв.м расположены многочисленные захоронения тел людей после их смерти (могилы). МКУ «Потребительские услуги» обратилось в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, ставя вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что обжалуемое постановление было вынесено с нарушением требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также указало, что в действиях МКУ «Потребительские услуги» отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку примыкание земельного участка площадью 100 кв.м к земельному участку заявителя не свидетельствует о его использование. Наличие на указанном земельном участке площадью 100 кв.м захоронений и надгробных монументов необоснованно расценено административным органом как результат деятельности заявителя. Протокол осмотра территории был составлен в отсутствие представителя МКУ «Потребительские услуги» и в отсутствие понятых.
Законный представитель МКУ «Потребительские услуги» в суд не явился, дело рассмотрено с участием защитника юридического лица – представителя по доверенности Демина И.В., поддержавшего доводы жалобы.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы МКУ «Потребительские услуги», нахожу постановление № заместителя главного государственного инспектора Пушкинского района, городских округов Ивантеевка и Красноармейск Московской области по использованию и охране земель Боковой М.С. от <дата> подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа, в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статья 7.1 КоАП РФ включена в Главу 7 названного Кодекса "Административные правонарушения в области охраны собственности" и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок путем самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, то есть за совершение названных действий при отсутствии воли собственника этого земельного участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Из акта административного обследования объекта земельных отношений от <дата> (л.д. 22) следует, что МКУ «Потребительские услуги» для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений используется земельный участок площадью 327204 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Московская область, г. Пушкино, мкр. Новая Деревня, который не огорожен. На части земельного участка площадью не менее 100 кв.м осуществляется деятельность по погребению, которая является самовольно занятой за счет использования части земельного участка с кадастровым номером №, расположенного между участком с кадастровым номером № и Ярославским шоссе. Земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: Московская область, Пушкинский район, Учебно-опытное участковое лесничество, участок №; категории земель – земли лесного фонда. На запользованном земельном участке лесного фонда осуществляется деятельность по погребению.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от <дата> № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» 1. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
2. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от <дата> №-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» специализированная служба по вопросам похоронного дела - организация, создаваемая органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) в целях оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе;
уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела - уполномоченный орган местного самоуправления или уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ)
Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 названной статьи.
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района от <дата> № создано МКУ «Потребительские услуги», целью которого является выполнение функций для обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений Пушкинского муниципального района Московской области.
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> № МКУ «Потребительские услуги» наделено функциями уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на территории Пушкинского муниципального района.
Согласно Главе 11 Положения о порядке организации погребения и похоронного дела на территории Пушкинского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> №, 1. Уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела в своей деятельности предусматривает выполнение следующих задач: разработка муниципальных правовых актов в сфере погребения и похоронной деятельности; организация ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории Пушкинского муниципального района; контроль за деятельностью организаций, осуществляющих свою работу на рынке погребения и похоронного дела в Пушкинском муниципальном районе; подготовка заявок для проведения конкурсов по вопросам погребения и похоронного дела.
2. Для реализации указанных целей и задач уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела: оказывает содействие в исполнении волеизъявления умершего о погребении; готовит предложения по установлению размеров мест для одиночных, родственных, почетных, воинских захоронений; устанавливает правила содержания и посещения кладбищ; ведет учет всех кладбищ Пушкинского муниципального района в установленном им порядке; ведет учет всех захоронений на территории кладбищ Пушкинского муниципального района, проводит их инвентаризацию не реже одного раза в три года; устанавливает порядок проведения инвентаризации захоронений с соблюдением требований законодательства РФ и закона Московской области; предоставляет на безвозмездной основе места для одиночных захоронений специализированной службе в установленном порядке; предоставляет на безвозмездной основе места для родственных захоронений, выдает удостоверения о родственных захоронениях в установленном порядке; утверждает перечень общественных и военных мемориальных кладбищ, на территории которых возможно предоставление мест для семейных (родовых) захоронений; принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении места для семейного (родового) захоронения, формирует и ведет реестр семейных (родовых) захоронений; обеспечивает учет и хранение документов, предоставленных для получения места для семейного (родового) захоронения; оформляет и выдает удостоверение о семейном (родовом) захоронении; принимает решение о выделении обособленных земельных участков (зон) для почетных захоронений на территории общественных кладбищ; предоставляет на безвозмездной основе места для почетных и воинских захоронений и выдает удостоверения о почетных и воинских захоронениях; отводит места на территории кладбищ для торговли цветами, материалами для благоустройства мест захоронений; регистрирует и перерегистрирует на безвозмездной основе все захоронения, произведенные на территории кладбищ Пушкинского муниципального района, в книге регистрации захоронений; обеспечивает передачу на постоянное хранение в муниципальный архив книг регистрации захоронений в порядке, установленном уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела; устанавливает ограничения по высоте надмогильных сооружений (надгробий), осуществляет постоянное хранение книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий); регистрирует на безвозмездной основе установку и замену надмогильных сооружений; разрабатывает предложения по определению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению; осуществляет подготовку предложений по приостановлению или прекращению деятельности на месте погребения при нарушении санитарных и экологических требований, а также по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека; проводит обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений; в случае обнаружения старых военных и ранее неизвестных захоронений обозначает и регистрирует места захоронений; разрабатывает предложения по строительству новых, расширению, закрытию или переносу действующих кладбищ; участвует в мероприятиях по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных кладбищ, расположенных на территории Пушкинского муниципального района; осуществляет контроль за использованием кладбищ и иных объектов похоронного назначения, находящихся на территории Пушкинского муниципального района, исключительно по целевому назначению; рассматривает в пределах своих полномочий обращения граждан.
Указанным Положением предусмотрено: 1. Места погребения (кладбища), расположенные на территории Пушкинского муниципального района, являются муниципальной собственностью.
2. Земельные участки, на которых расположены кладбища, относятся к землям общего пользования.
3. Кладбища могут быть переданы в установленном порядке на основании договора в хозяйственное ведение, оперативное управление или аренду хозяйствующим субъектам с возложением на них обязанностей по содержанию, эксплуатации, благоустройству, реконструкции и ремонту кладбищ и сооружений на них (далее - обслуживание кладбищ).
4. При неисполнении или ненадлежащем исполнении организацией обязанностей по обслуживанию кладбищ орган местного самоуправления вправе расторгнуть или приостановить действие муниципального контракта (договора) на право обслуживания соответствующих кладбищ в порядке, установленном действующим законодательством.
5. Основанием для расторжения муниципального контракта (договора) на право обслуживания соответствующих кладбищ является неоднократное невыполнение обязанностей по контракту (договору) либо иное нарушение законодательства в сфере погребения и похоронного дела и настоящего Положения.
В соответствии с муниципальным контрактом от <дата>, заключенного между администрацией Пушкинского муниципального района Московской области и <данные изъяты>, последний принял на себя обязательства по эксплуатации, содержанию и благоустройству исторически сложившихся мест захоронений (кладбищ) на безвозмездной основе на территории Пушкинского муниципального района, включая Новодеревенское. Срок действия контракта с <дата> по <дата>.
Полномочия МКУ «Потребительские услуги» по организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного бюджетного учреждения, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что именно заявителем осуществлялась деятельность по погребению на земельном участке площадью около 100 кв.м.
Должностным лицом не учтены даты произведенных захоронений с учетом даты возникновения прав заявителя на указанный выше земельный участок.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт запользования заявителем указанного выше земельного участка и отсутствуют доказательства, на основании которых должностное лицо административного органа пришло к выводу, что площадь запользования составляет около 100 кв.м и не входит в границы принадлежащего заявителю земельного участка.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что МКУ «Потребительские услуги» не является лицом, ответственным за указанные в постановлении должностного лица факты использования части земельного участка лесного фонда под захоронения.
Таким образом, МКУ «Потребительские услуги» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечено к административной ответственности.
Также суд учитывает, что в соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий регламентирован ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно требований которой, указанный осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
Данные требования Закона должностным лицом не были выполнены. Представитель МКУ «Потребительские услуги» к участию в осмотре не привлекался. При отсутствии видеозаписи понятые к участию в осмотре также не привлекались. Помимо должностного лица, составившего акт осмотра, к участию в данном процессуальном действии привлечен в качестве свидетеля сотрудник того же административного органа.
Таким образом, осмотр проведен в нарушение требований ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не может являться допустимым доказательством по делу.
Кроме того, должностным лицом административного органа при рассмотрении дела не учтено, что самовольное занятие лесных участков образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ. Однако, должностные лица Управления Росреестра не наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории. Правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.9 КоАП РФ, наделены в силу ст. 23.24 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что в действиях администрации городского поселения Правдинский Пушкинского муниципального района Московской области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного государственного инспектора Пушкинского района, городских округов Ивантеевка и Красноармейск Московской области по использованию и охране земель Боковой М.С. от <дата> нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
Пунктом 3 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление № заместителя главного государственного инспектора Пушкинского района, городских округов Ивантеевка и Красноармейск Московской области по использованию и охране земель Боковой М.С. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского поселения Правдинский Пушкинского муниципального района Московской области – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: