Дело № 2-786/2015 |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Благовещенск 16 сентября 2015 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Палатовой Т.В.
при секретаре Чигирин О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Благовещенского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Усть-Ивановка Благовещенского района Амурской области, к муниципальном унитарному предприятию «Жилкомэнерго» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по поддержанию нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка, возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Благовещенского района Амурской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Усть-Ивановка Благовещенского района Амурской области с иском к МУП «Жилкомэнерго» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по поддержанию нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка, возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка в срок до 01 октября 2015 года.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Благовещенского района Амурской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов к предстоящему отопительному периоду 2015-2016 годов. В ходе проверки установлено, что 25 сентября 2012 года между администрацией Усть-Ивановкого сельсовета Благовещенского района Амурской области и МУП «Агропромжилкомэнерго» заключен договор аренды № 15. В соответствии с условиями договора аренды от 25 сентября 2012 года, администрацией Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области передано, а МУП «Агропромжилкомэнерго» принято во временное владение и пользование муниципальное имущество с целью обеспечения объектом ЖКХ на территории с. Усть-Ивановка Благовещенского района коммунальными услугами. Из акта приема-передачи в аренду недвижимого имущества от 25 сентября 2012 года следует, что администрацией Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района МУП «Агропромжилкомэнерго» передана котельная с оборудованием, необходимым для производства и распределения тепловой энергии. Согласно п. 2.1 Договора аренды от 25 сентября 2012 года, срок аренды установлен с 25 сентября 2012 года по 24 сентября 2017 года. Распоряжением Правительства Амурской области от 24 июня 2015 года № 80-р «О задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2015-2016 года» для Благовещенского района утверждены следующие объемы поставок твердого и жидкого топлива для создания нормативного запаса к началу отопительного периода: уголь в количестве 6,859 тыс. тонн, мазут в количестве 0,210 тыс. тонн. При проверке установлено, что 18 марта 2015 года состоялось заседание рабочей группы министерства ЖКХ Амурской области по рассмотрению и согласованию объемов потребности в топливных ресурсах для выработки тепловой энергии в отопительном периоде 2015-2016 года на территории Благовещенского района. Протоколом от 18 марта 2015 года заседания рабочей группы министерства ЖКХ области утверждены объемы поставок твердого и жидкого топлива для создания нормативного запаса топлива к началу отопительного периода 2015-2016 годов (по состоянию на 01 октября 2015 года). Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 03 октября 2014 года № 116-пр/н утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативы удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативы создания запасов топлива на котельных на 01 октября 2015 года, в том числе котельной с. Усть-Ивановка Благовещенского района в размере 0,135 тыс. тонн. В результате проведенной проверки установлено, что на котельной с. Усть-Ивановка Благовещенского района Амурской области фактическое наличие топлива составляет 0 тонн (или 0% от нормативного). МУП «Агропромжилкомэнерго» было переименовано в МУП «Жилкомэнерго». МУП «Жилкомэнерго» является единственной организацией, предоставляющей тепловую энергию в жилые дома с. Усть-Ивановка Благовещенского района и социально-значимые объекты. Непринятие МУП «Жилкомэнерго» мер по созданию нормативного запаса топлива к отопительному сезону 2015-2016 гг. может привести к остановке работы котельной муниципального образования, что приведет к срыву отопительного сезона и нарушению прав потребителей на обеспечение надежного теплоснабжения в отопительный период, а именно права на своевременной и качественное оказание услуг, в том числе на теплоснабжение.
На основании изложенного истец просил признать бездействие МУП «Жилкомэнерго», выразившееся в непринятии мер по обеспечению нормативного запаса топлива к началу отопительного сезона 2015-2016 гг. на котельной с. Усть-Ивановка Благовещенского района Амурской области, незаконным; обязать МУП «Жилкомэнерго» к 01 октября 2015 года обеспечить наличие нормативного запаса топлива (угля) на котельной с. Усть-Ивановка Благовещенского района к началу отопительного сезона 2015-2016 годов в размере 0,135 тыс. тонн.
В судебном заседании заместитель прокурора Благовещенского района ФИО4 поддержал заявленные требования, на их удовлетворении настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик МУП «Жилкомэнерго» явку своего представителя не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в котором так же указали на согласие с исковыми требованиями.
Третьи лица: администрация Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, администрация Благовещенского района Амурской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом. Администрация Благовещенского района Амурской области представила суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокурором Благовещенского района, установлено, что по состоянию на 27 августа 2015 года на котельной с. Усть-Ивановка запасы угля составляли 0 тонн, что составляет 0% от нормативного запаса топлива, установленного приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 03 октября 2014 года № 116-пр/н, в соответствии с которым к 01 октября 2015 года на котельной с. Усть-Ивановка Благовещенского района Амурской области должен быть обеспечен нормативный запас топлива в количестве 0,135 тыс. тонн угля.
Указанная котельная, расположенная в с. Усть-Ивановка Благовещенского района Амурской области, на основании договора аренды от 25 сентября 2012 года № 15, была предоставлена администрацией Усть-Ивановского сельсовета МУП «Агропромжилкомэнерго» на праве аренды сроком с 25 сентября 2012 года по 24 сентября 2017 года для оказания коммунальных услуг в виде бесперебойного круглосуточного производства и распределения тепловой энергии на территории с. Усть-Ивановка в течение отопительного периода.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; содержание муниципального жилищного фонда, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Администрацией Усть-Ивановского сельсовета приняты меры по организации теплоснабжения населения путем передачи котельной с. Усть-Ивановка в аренду МУП «Агропромжилкомэнерго» для оказания коммунальных услуг в виде бесперебойного круглосуточного производства и распределения тепловой энергии на территории с. Усть-Ивановка в течение отопительного периода.
С 11 ноября 2014 года МУП «Агропромжилкомэнерго» переименовано в МУП «Жилкомэнерго».
В соответствии с подпунктом 11 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27 июля 2011 года теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В силу части 1 и части 5 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27 июля 2011 года теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
В силу п. 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей, безаварийную работу объектов теплоснабжения.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, установлено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно пунктам 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с положениями п. 5 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденного приказом Минэнерго России от 22 августа 2013 года № 469, владельцы тепловых электростанций, в составе которых есть ПГУ (парогазовые установки) и (или) ГТУ (газотурбинные установки), создают нормативный запас аварийного топлива (далее - НАЗТ).
Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива газ, создают общий нормативный запас топлива (далее - ОНЗТ), который состоит из неснижаемого нормативного запаса резервного топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса резервного топлива (далее - НЭЗТ).
Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь и (или) торф, создают ОНЗТ, который состоит из ННЗТ, НЭЗТ, а также нормативного запаса вспомогательного топлива (далее - НВЗТ).
В силу п.п. 21, 22 указанного Порядка владельцы тепловых электростанций при учете созданных запасов топлива учитывают топливо, которое фактически находится на складе (в хранилище) тепловой электростанции на первое число месяца, а также топливо, отгруженное владельцу тепловой электростанции для использования при производстве электрической и (или) тепловой энергии, количество которого не может превышать 15 процентов от ОНЗТ и НАЗТ.
В случае, если на первое число месяца объем запасов топлива, фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции, составляет не менее 85 процентов от утвержденного уполномоченными органами ОНЗТ и НАЗТ, владелец тепловой электростанции обязан не позднее 10 числа соответствующего месяца довести объем фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции топлива до контрольных величин, рассчитываемых по формулам 1.1 и 1.2.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п.п. 4.2.14.18 Положения о министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 года № 400 Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии). Согласно п. 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).
В силу п. 21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток, по жидкому топливу – 30 суток. Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки (п. 19 Порядка).
В соответствии с п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 года, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается среди прочего наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Исходя из требований п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится среди прочего утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Распоряжением Правительства Амурской области от 24 июня 2015 года № 80-р «О задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2015-2016 года» для Благовещенского района утверждены следующие объемы поставок твердого и жидкого топлива для создания нормативного запаса к началу отопительного периода: уголь в количестве 6,859 тыс. тонн, мазут в количестве 0,210 тыс. тонн.
Судом установлено, что 18 марта 2015 года состоялось заседание рабочей группы министерства ЖКХ области по рассмотрению и согласованию объемов потребности в топливных ресурсах для выработки тепловой энергии в отопительном периоде 2015-2016 года на территории Благовещенского района, в котором так же принимал участие директор МУП «Жилкомэнерго» ФИО5 Протоколом от 18 марта 2015 года № 19 заседания рабочей группы Министерства ЖКХ Амурской области утверждены объемы поставок твердого и жидкого топлива для создания нормативного запаса топлива к началу отопительного периода 2015-2016 гг. (по состоянию на 01 октября 2015 года).
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 03 октября 2014 года № 116-пр/н утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативы удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативы создания запасов топлива на котельных на 2014-2015 годы. В соответствии с приложением № 4 к указанному приказу, для МУП «Жилкомэнерго» утверждены нормативы создания запасов топлива на котельных на 01 октября 2015 года, в том числе на котельной с. Усть-Ивановка Благовещенского района Амурской области в размере 0,135 тыс. тонн угля.
Как следует из информации, предоставленной администрацией Благовещенского района Амурской области, запасы топлива к отопительному периоду 2015-2016 гг. по состоянию на 27 августа 2015 года на котельной с. Усть-Ивановка составляли 0 тонн, что составляет 0% от ОНЗТ (135 тонн).
Доказательств, свидетельствующих о том, что МУП «Жилкомэнерго» предпринимаются действия для обеспечения нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка, ответчиком не представлено, равно как и не представлено документов, свидетельствующих об объеме нормативного запаса топлива по состоянию на день рассмотрения решения суда, несмотря на то, что определением суда о принятии дела к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении судебного заседания ответчику было указано на необходимость предоставления таких доказательств.
Таким образом, суд, учитывая приведенные нормы права и исходя из установленных по делу обстоятельств, считает, что со стороны МУП «Жилкомэнерго» допускается нарушение требований законодательства по созданию общего нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка.
При этом, суд так же учитывает согласие ответчика с заявленными требованиями, выраженное в имеющемся в материалах дела письменном ходатайстве МУП «Жилкомэнерго».
Непринятие своевременных мер по созданию нормативного запаса угля для стабильной работы котельной с. Усть-Ивановка в период отопительного сезона, в условиях резкого снижения температуры наружного воздуха может привести к возникновению чрезвычайной ситуации – остановки отопления из-за отсутствия запасов топлива, что может повлечь нанесение значительного финансового и материального ущерба, создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся и работающих в помещениях, отапливаемых котельной с. Усть-Ивановка, следовательно, затрагиваются права и интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, не определенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 февраля 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, прокурор Благовещенского района правомерно обратился в суд с заявленными требованиями.
Доказательств наличия на котельной с. Усть-Ивановка нормативного запаса топлива по состоянию на день рассмотрения дела, равно как и бесспорных доказательств того, что такой запас будет обеспечен к 01 октября 2015 года, МУП «Жилкомэнерго» не представлено.
Вместе с тем, согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Принимая во внимание, что отсутствие нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка может привести к созданию чрезвычайной ситуации, срыву отопительного сезона, прекращению теплоснабжения объектов расположенных на территории с. Усть-Ивановка Благовещенского района, в том числе объектов социального значения, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора Благовещенского района о признании бездействия МУП «Жилкомэнерго», выразившееся в непринятии мер по обеспечению нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка, незаконным; возложении обязанности на МУП «Жилкомэнерго» обеспечить наличие нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка в срок до 01 октября 2015 года.
По этим же основаниям, учитывая особую социальную значимость вопроса, в соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Благовещенского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Усть-Ивановка Благовещенского района Амурской области, к муниципальному унитарному предприятию «Жилкомэнерго» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по поддержанию нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка, возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка – удовлетворить.
Признать бездействие МУП «Жилкомэнерго» (ИНН 2812002044, дата регистрации 27 ноября 1995 года), выразившееся в непринятии мер по обеспечению нормативного запаса топлива к началу отопительного сезона 2015-2016 годов на котельной с. Усть-Ивановка Благовещенского района Амурской области, незаконным.
Возложить на МУП «Жилкомэнерго» (ИНН 2812002044, дата регистрации 27 ноября 1995 года) обязанность обеспечить наличие нормативного запаса топлива на котельной с. Усть-Ивановка Благовещенского района Амурской области в размере 0,135 тысяч тонн в срок до 01 октября 2015 года.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: