Дело № 2-982/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шарыпово 14 сентября 2015 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Олейниковой И.А.,
с участие процессуального истца помощника Шарыповского межрайонного прокурора – Ефименко А.А., представителя ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» – Азаренковой Н.А. (на основании приказов № 18-л 24.05.2012г., № 189-к от 26.08.2015 г.), представителя третьего лица Управления образованием Администрации г. Шарыпово – Широченковой Ю.Ю. (по доверенности №09/15 от 06.05.2015г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Овчинникова С.А. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор, действуя в интересах Овчинниковой С.А. обратился в суд с иском к ответчику - Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее МБОУ СОШ №1) о взыскании задолженности по заработной плате за февраль, март, апрель 2015 года.
Свои требования мотивировал тем, что Овчинникова С.А. состоит в трудовых отношениях с МБОУ СОШ №1, работает в должности сторожа. В спорный период ответчик неправильно начислял и выплачивал заработную плату. Согласно лицевому счету произведенных начислений за 2015 год, заработная плата оператора посудомоечной машины состоит из должностного оклада, надбавки за районный и северный коэффициенты, доплаты до минимального размера оплаты труда в Красноярском крае.
А именно: за февраль 2015 года – <данные изъяты> коп., за март 2015 года - <данные изъяты> рублей; за апрель 2015 г. - <данные изъяты> рублей. Таким образом, необходимо взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату в пользу истца в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании процессуальный истец помощник Шарыповского межрайонного прокурора - Ефименко А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Истец о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.58, 64).
Представители ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» – Азаренкова Н.А. и третьего лица Управления образованием Администрации г. Шарыпово – Широченкова Ю.Ю. в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменном отзыве: согласно устава МБОУ СОШ № 1 функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрация г. Шарыпово в лице Управления образованием Администрации г.Шарыпово.
Правительством Красноярского края устанавливается минимальный размер заработной платы на территории края для каждого района.
Так Законом Красноярского края от 08.10.2014 № 7-2648 «О внесении изменений в Закон Красноярского края «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» внесено изменение: размер региональной выплаты изменен с «<данные изъяты> рублей» на «<данные изъяты> рубль».
В соответствии с данным изменением в муниципальном образовании «город Шарыпово Красноярского края» постановлением Администрации г. Шарыпово в 2014 году установился минимальный размер заработной платы в муниципальных образовательных учреждениях <данные изъяты> рубль.
13.02.2015 г. подписано трехстороннее региональное соглашение № 3 «О минимальной заработной плате в Красноярском крае», согласно которого для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях края, размер минимальной заработной платы - <данные изъяты> рубля.
На основании данного соглашения в муниципальном образовании «город Шарыпово Красноярского края» постановлением Администрации г. Шарыпово от 20.05.2015 № 93 установился минимальный размер заработной платы в муниципальных образовательных учреждениях - <данные изъяты> рубля. Минимальный размер заработной платы «<данные изъяты>» устанавливался в Красноярском крае и городе Шарыпово с учетом районного коэффициента - 30% и процентной надбавки - 30%.
Минимальный размер оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений устанавливается Правительством Красноярского края и финансируется из краевого бюджета для целевого использования.
Начисление заработной платы производилось в соответствии с региональным законодательством.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно заявлению, поданному 19.06.2015 г. ФИО9 к Шарыповскому межрайонному прокурору, она просит обратиться в суд в её интересах о взыскании задолженности по заработной плате (л.д.7).
С учетом изложенного, суд полагает, что Шарыповским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту оспариваемых прав ФИО6
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда(статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Согласно части 2 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими работодателями - за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Данный вывод следует из системного толкования статей 2, 130, 132, 135, 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ N 49 от 11 сентября 1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты. Содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Исходя из смысла указанной нормы, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам ТК РФ.
При несоответствии нормативно-правового акта органа местного самоуправления этим требованиям, такой акт не подлежит применению, а применяется нормативно-правовой акт большей юридической силы, в данном случае – Трудовой кодекс РФ.
Как установлено судом и подтверждается исследованными по делу доказательствами: трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, записями в трудовой книжке, Овчинникова С.А. работает в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» должности сторожа (л.д.9-28, 32-36).
Согласно лицевому счету произведенных начислений за 2015 год, заработная плата Овчинниковой С.А. состоит из должностного оклада, надбавки за районный и северные коэффициенты, доплаты до минимального размера оплаты труда в Красноярском крае.
Заработная плата истицы за февраль 2015 года – <данные изъяты> коп., за март 2015 года - <данные изъяты> рублей; за апрель 2015 г. - <данные изъяты> рублей (л.д. 14-15).
С учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что расчет заработной платы Овчинниковой С.А. за февраль, март, апрель 2015 года, произведен ответчиком неверно, так как районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в южных районах Красноярского края должны быть начислены на заработную плату, размер который не может быть менее установленного в Российской Федерации МРОТа.
Суд считает необоснованными доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что начисление заработной платы в спорный период времени производилось в соответствии с региональным законодательством, на основании статьи 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», согласно которой работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размеры заработной платы на территории города Шарыпово составляют <данные изъяты>
Согласно части 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Исходя из положений Федерального закона Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2015 года установлен в сумме <данные изъяты> рублей в месяц.
При таких обстоятельствах суд признает, что Закон Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» не может применяться к данным правоотношениям, поскольку противоречит Федеральному закону от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.12.2014).
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора, действующего в интересах Овчинниковой С.А., подлежат удовлетворению.
Представленный Шарыповским межрайонным прокурором расчет задолженности по заработной плате истца не вызывает сомнения у суда, расчет данных сумм произведен правильно, на основании вышеприведенного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика в пользу Овчинниковой С.А. подлежит взысканию задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> из расчета:
- за март 2015 года в сумме <данные изъяты> рубля (<данные изъяты> х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) /25 рабочих дней х 25 отработанных в месяце дней – <данные изъяты> рубль начисленной заработной платы),
- за апрель 2015 года в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) /26 рабочих дней х 26 отработанных в месяце дней – <данные изъяты> рубль начисленной заработной платы).
В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статью 103 ГПК РФ, с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в сумме <данные изъяты> рублей, размер которой суд определяет в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора, действующего в интересах Овчинникова С.А. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1» о взыскании задолженности по заработной плате.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» в пользу Овчинникова С.А. задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» в доход муниципального образования города Шарыпово Красноярского края государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: М.Ю. Бриткова