Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1104/2015 ~ М-1046/2015 от 13.11.2015

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2015 года п. Шушенское

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шимохиной Н.П.

при секретаре Рощупкиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макарова К.С. к администрации Шушенского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Макарова К.С. обратилась в суд с иском к администрации Шушенского района, в котором просит возложить на ответчика обязанность предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта предоставления жилья.

Требования мотивированы тем, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ она была направлена в детскую соматическую больницу для дальнейшего определения в дом ребенка <адрес>, так как её родители были лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ она находилась на полном государственном обеспечении в КГКОУ «Шушенский детский <адрес>». В ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты>, а в обучалась в <данные изъяты>, где находилась также на полном государственном обеспечении и проживала в общежитии. Администрацией <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за нею было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> Актом контрольного обследования жилья от ДД.ММ.ГГГГ специалистами <адрес> установлено, что жилое помещение находится в деревянном одноэтажном доме барачного типа. В квартире разобрана печь, прохудилась крыша, в некоторых местах обвалился потолок, квартира требует капитального ремонта. Со стороны органа опеки и администрации <адрес> никаких мер для решения вопроса о капитальном ремонте принято не было. Согласно данным Краевого архива Канского отделения от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> на техническом учете не состоит. Она до настоящего времени жилого помещения, пригодного для жилья, не получила, жилья в собственности не имеет, постоянно проживает в <адрес>. Считает, что имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Истец Макарова К.С. судебном заседании заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила суду, что после выпуска из детского дома а ДД.ММ.ГГГГ с целью получения жилья она ездила в <адрес>, где в опеке ей сказали, чтобы она обращалась по данному вопросу в <адрес>. В опеке <адрес> её сказали, что за нею закреплено жильё в <адрес>, поэтому вопрос об обеспечении жильем следует решать там. По устному обращению в прокуратуру помощник ей предложила самостоятельно решать вопрос с жильем. Осенью ДД.ММ.ГГГГ она вновь поехала в <адрес>, но ей отказали в предоставлении жилья. После окончания училища в ДД.ММ.ГГГГ её сняли с регистрационного учета в общежитии училища, и только ДД.ММ.ГГГГ она смогла зарегистрироваться в <адрес>, хотя проживал здесь постоянно.

Представители ответчика администрации Шушенского района и третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Отношение к иску не выразили. С учетом мнения истца Макаровой К.С., в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав истца Макарову К.С., допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ст.4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу п.1,14 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» (в ред. закона Красноярского края от 25.06.2015 N 8-3565) детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с п. 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Такие жилые помещения должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенным, применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения – 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.

При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза.

Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными, применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со ст.17 Закона края от 02 ноября 2000 года №12-961 « О защите прав ребенка».

Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно свидетельству о рождении VI-БА , выданному ДД.ММ.ГГГГ Канским горотделом ЗАГС Красноярского края, Макарова К.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, её родителями являются Макаров С.М. и Макарова В.А..

Решением Канского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Макаров С.М. и Макарова В.А. лишены родительских прав в отношении детей: Макаровым И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Макаровой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иакаровой Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Макарова К.С., ДД.ММ.ГГГГгода рождения. Дети переданы на попечение органа опеки и попечительства.

Согласно свидетельствам о смерти Макаров С.М. умер ДД.ММ.ГГГГ, Макарова В.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Макарова К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Канским городским отделом опеки и попечительства направлена в соматическую больницу для дальнейшего определения в Дом ребенка, так как родители лишены родительских прав.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Макарова К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения определена на полное государственное обеспечение в детское государственное учреждение для несовершеннолетних, так как родители лишены родительских прав.

Согласно информации администрации КГКОУ «Шушенский детский дом № 1» Макарова К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывалась в детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Выбыла в <данные изъяты>. <адрес> Определена в государственное учреждение на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес>.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что у несовершеннолетних Макарова после лишения родительских прав их матери Макарова В.А. осталась жилая площадь в барачном доме, за несовершеннолетними Макаровым И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Макаровой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иакаровой Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Макарова К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>

Из сообщения отдела опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и акта контрольного обследования жилья от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при обследовании жилого помещения по адресу: <адрес> установлено, что в жилое помещение находится в деревянном одноэтажном доме барачного типа. В квартире разобрана печь, прохудилась крыша, в некоторых местах обвалился потолок. В течении пяти лет по данному адресу никто не проживает.

По данным Канского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> на техническом учете в Канском отделении не стоит.

По данным Краевого архива Канского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Канского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> право собственности на объекты недвижимости, расположенные в <адрес> и <адрес> за Макарова К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Макаров С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Макарова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрировано.

Свидетель С в судебном заседании пояснила, что знакома с Макаровой К.С. с того периода, как она поступила учиться в ПУ-75, то есть с 2009 года. До достижения 23 лет Макарова К.С. пыталась реализовать свое право на жилье как сирота, она в 2014 году съездила в Канск, чтобы решить вопрос с жильем, а также обращалась в прокуратуру по поводу предоставления ей жилья как сироте, но ей предложили самой обращаться в суд.

Макарова К.С. на учете комиссии в Министерстве образования и науки Красноярского края по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, не состоит.

В судебном заседании установлено, что Макарова К.С. достигла возраста 23 лет, право на получение специализированного жилого помещения до достижения ею возраста 23 лет не реализовала, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает с 1999 года на территории <адрес>, жилые помещения на территории Канского и Шушенского районов Красноярского края не выделялись, на праве собственности Макарова К.С. и её родители Макарова В.А. и Макаров С.М. жилья не имеют, что подтверждается уведомлениями Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за , 24-0-1-175/4101/2015-74031, 24-0-1-175/4101/2015-74067 от ДД.ММ.ГГГГ. Макарова К.С. имеет право на предоставление жилья в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку органами опеки и попечительства контроль за обеспечением социальных гарантий Макаровой К.С. до достижения ею возраста 18 лет не осуществлялся, в момент её изъятия из семьи не был решен вопрос о регистрации по месту жительства.

Макарова К.С. до достижения ею 23 лет пыталась реализовать свое право самостоятельно, обратившись с устным заявлением об обеспечении жильем по рассматриваемой категории лиц, что подтверждается показаниями свидетеля С, но у нее были препятствия во включении с соответствующий список лиц для обеспечения жильем при наличии указания Постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за нею жилого помещения.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что Макарова К.С., достигнув 23-летнего возраста, право на предоставление жилья не утратила.

Руководствуясь ст.103 Устава Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777 (ред. от 04.04.2013), Правительство края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края в пределах предметов исключительного ведения края, а также участвует в проведении единой в Российской Федерации государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и иных областях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении Российской Федерации и совместном ведении Российской Федерации и края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 07.03.2013 № 73-п (ред. от 26.04.2013), утвержден Порядок формирования и деятельности краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому, определены полномочия комиссии по включению и исключению детей-сирот в список на получение жилья, о предоставлении детям-сиротам, включенным в список, жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно ФЗ от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов» Красноярскому краю распределена субсидия на 2013 год на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в размере 172730,3 тысяч рублей.

Кроме того, согласно приложению 48 к Закону Красноярского края от 11.12.2012 № 3-811 «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов», предусмотрено финансирование Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 (ред. от 20.12.2012), о наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Шушенскому району: на 2013 год – 8809,3 тыс. рублей, на 2014 год – 21748 тыс. рублей, на 2015 год – 16826,1 тыс. рублей.

Вопросы о предоставлении денежных средств для исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.

Физическое лицо (гражданин) в силу ст.1 и ст.152 Бюджетного кодекса РФ субъектом бюджетных отношений не является.

Порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован приведёнными выше краевыми законами, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что истец Макарова К.С., достигшая возраста 23 лет, не включенная в список Министерства образования и науки Красноярского края на получение жилого помещения как лицо, относящееся к категории детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на момент обращения в суд с иском утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлялось по независящим от неё причинам, что свидетельствует о нарушении жилищных прав в виде социальной поддержки по обеспечению жилой площадью, нуждается в обеспечении её жилым помещением.

Учитывая, что с 1999 года Макарова К.С. проживает постоянно в <адрес>, суд приходит к выводу, что Макарова К.С. имеет право на получение жилого помещения в силу ч.1 ст.109.1 ЖК РФ по договору найма специализированных жилых помещений, а обязанность предоставить Макаровой К.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, с учётом нормы предоставления по договору социального найма, необходимо возложить на администрацию <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию <адрес> предоставить Макарова К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> края, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования <адрес> жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью 33 кв.м. с учетом конструктивных особенностей жилого помещения не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м., при предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, с учетом конструктивных особенностей жилого помещения не более 66 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

Председательствующий Н.П. Шимохина

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

2-1104/2015 ~ М-1046/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Макарова Кристина Сергеевна
Ответчики
администрация Шушенского района
Суд
Шушенский районный суд Красноярского края
Судья
Шимохина Нина Петровна
Дело на странице суда
shush--krk.sudrf.ru
13.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2015Передача материалов судье
17.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2015Судебное заседание
11.12.2015Судебное заседание
25.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2017Дело оформлено
25.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее