Решение по делу № 2-293/2015 от 30.06.2015

Дело № 2-290/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2015 года г. Мантурово

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Изюмова В.В.,

при секретаре Горевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области к ТУ Росимущество в Костромской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор с иском к ТУ Росимущество в Костромской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежавшую умершему [С. Д. М.].

Свои требования мотивировал тем, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» администрацией Мантуровского района было вынесено постановление № 84 от 12.04.1994г. «Об утверждении списков граждан на получение свидетельств на право собственности на земельные доли сельскохозяйственных предприятий» в соответствии с которым были утверждены списки членов сельхозпредприятия «Луч» ТОО на получение свидетельств на право собственности на земельные доли по состоянию на 10.04.1994г., среди которых значится [С. Д. М.]. Земельный участок с кадастровым номером [№], общей площадью 21770000 кв.м. отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, находится в общей долевой собственности, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес] граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении указанного земельного участка зарегистрировано 228 правообладателей земельных долей.

В судебном заседании истец – помощник Мантуровского межрайонного прокурора Жандарова А.С. исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении.

Ответчик ТУ Росимущество в Костромской области, будучи надлежащим образом уведомленным времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, возражений по иску не представило.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица СПК «Рогово» и администрация Октябрьского сельского поселения, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направили.

Исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено ст. 12 ГК РФ и осуществляется в исковом производстве.

В силу п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") введена статья 12.1. определяющая порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.

Так, в соответствии с п. 1 и 2 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Согласно п. 3 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п. 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 4 -7 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

В силу п. 8 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

По смыслу приведенного Федерального закона целью установления данной процедуры является необходимость постоянного использования земель сельскохозяйственного назначения исключительно в соответствии с целевым назначением, поэтому в случае если собственник не имеет намерения самостоятельно использовать принадлежащий ему объект, он обязан распорядиться им таким образом, чтобы обеспечить надлежащее использование третьим лицом.

Администрацией Октябрьского сельского поселения Мантуровского муниципального района с целью определения статуса земельных долей составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными (л.д. 54-55). Список содержит сведения о 216 собственниках земельных долей, среди которых значится под [№] [С. Д. М.], Указанный список невостребованных земельных долей, в том числе принадлежащей [С. Д. М.]., был опубликован в информационном бюллетене «Октябрьские ведомости» [№] от [Дата]г. и размещен на официальном сайте в сети «Интернет» Администрации Мантуровского муниципального района [адрес], информационных щитах, расположенных на территории Октябрьского сельского поселения в день опубликования (л.д.11-13).

По вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей администрацией Октябрьского сельского поселения назначено общее собрание участников долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на [Дата]. Извещение о проведении общего собрания собственников земельных долей было опубликовано в информационном бюллетене «Октябрьские ведомости» [№] от 04.04.2014г (л.д. 13).

С момента публикации и до настоящего времени письменных возражений от лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей не поступило.

[Дата] состоялось общее собрание участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером [№], расположенный на территории Октябрьского сельского поселения Мантуровского муниципального района [адрес], что подтверждается протоколом общего собрания участников долевой собственности от [Дата]г.из которого следует, что на собрании присутствовало 18 участников общей долевой собственности, владеющих 18 земельными долями (из 231 земельных долей). В связи с чем, общее собрание неправомочно для принятия решений (л.д.52).

Постановлением главы Октябрьского сельского поселения Мантуровского администрации от [Дата] [№] был утвержден список невостребованных земельных долей участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в границах землепользования бывшего колхоза СПК «Луч» на территории Октябрьского сельского поселения в количестве 142 земельных долей, размером 9,4 га, где в числе прочих была указана земельная доля СмирноваД.М. (л.д.54-55).

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", администрацией Октябрьского сельского поселения в полном объеме соблюден порядок признания земельных долей невостребованными.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 14.10.2013г., кадастровый номер [№], следует, что правообладателем 1/231 доли земельного участка в праве общей долевой собственности является [С. Д. М.] (л.д.16-17).

Факт смерти [С. Д. М.] [Дата] подтверждается имеющейся в материалах дела копией записи акта о смерти [№] выданной отделом ЗАГС администрации г.Мантурово Костромской области (л.д.6).

Согласно информации нотариусов Мантуровского нотариального округа и сектора по делам архивов администрации Мантуровского муниципального района Костромской области наследственные дела после смерти [С. Д. М.] не открывались, никто из наследников за принятием наследства не обращался(л.д. 60-62).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от [Дата]г. в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в отношении земельного участка с кадастровым номером [№], площадью 21 770 000 кв.м. в настоящее время зарегистрировано право общей долевой собственности: муниципального образования Октябрьское сельское поселение Мантуровского района доли в праве 36/231, муниципального образования Мантуровский муниципальный район 1/231 доля в праве, [К. А. Л.] доля в праве 1/231, [К. П. П.] доля в праве 2/231. Сведения о регистрации права собственности на земельную долю за [С. Д. М.] отсутствуют (л.д.56-59).

Данные обстоятельства никем не оспорены.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что собственник земельной доли не распорядилась ею в порядке, установленном действующим законодательством, в настоящее время собственник земельной доли [С. Д. М.] умер, сведения о его наследниках отсутствуют, право органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли предусмотрено специальными нормами, регулирующими отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.

Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п. 2 ст. 1151 ГК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2007 N 281-ФЗ).

С 23.07.2013 действует новая редакция п. 2 ст. ст. 1151 ГК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 N 223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3 ст. 1151 ГК РФ).

На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.

В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).

Согласно п. 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований.

Невостребованная земельная доля, принадлежащая умершему [С. Д. М.] не используется, это приводит к снижению плодородия почвы, зарастанию деревьями и кустарниками, сорными растениями, понижению достигнутого уровня мелиорации, не вовлечению земель в сельскохозяйственный и гражданско-правовой оборот, что в целом негативно отражается на земле, как важнейшем компоненте окружающей среды и как средстве производства в сельском хозяйстве. Кроме того, за земли сельскохозяйственного назначения, не оформленные надлежащим образом, не вносится соответствующая плата(земельный налог, арендная плата), что, в свою очередь, отрицательно сказывается на пополнении бюджета и, как следствие, на должном исполнении полномочий органом муниципальной власти, в том числе, общественно значимых.

Суд установив, что собственник земельного участка [С. Д. М.] не распорядился земельной долей в порядке, установленном действующим законодательством, в настоящее время умерла, сведения о наследниках отсутствуют либо наследники не приняли наследство, в установленном законом порядке право собственности на нее не зарегистрировали, приходит к выводу о наличии оснований для признания земельной доли, принадлежащей [С. Д. М.] невостребованной и удовлетворения заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора к ТУ Росимущество в Костромской области - удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности Октябрьского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области на 1/231 земельной доли размером 9,4 га, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером [№] площадью 21770000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес] категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, признанную невостребованной, ранее принадлежавшую [С. Д. М.], [Дата] года рождения, умершему [Дата] года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца.

Председательствующий: Изюмов В.В.

2-293/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мантуровский межрайонный прокурор
Ответчики
СМИРНОВ Д.М.
ТУ Росимущества в Костромской области
Другие
Администрация Октябрьского сельского поселения
СПК "Сокол"
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Дело на странице суда
manturovsky.kst.sudrf.ru
30.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2015Передача материалов судье
02.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.07.2015Предварительное судебное заседание
15.07.2015Предварительное судебное заседание
23.07.2015Судебное заседание
12.08.2015Судебное заседание
12.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее