Дело № 2-1093/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Спасск-Дальний
Приморского края 6 ноября 2020 года
Спасский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Печенко Л.Г., при секретаре Щербатюк О.С.,
с участием представителя истца помощника прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях <адрес> Зацепина В.В.,
представителя ответчиков ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> и ГУФСИН России по <адрес> – Мезько А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях <адрес> к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> и ГУФСИН России по <адрес> об устранении нарушений требований законодательства, выявленных в ходе проведенной проверки исполнения требований закона в части материально-бытового обеспечения осужденных,
УСТАНОВИЛ:
Приморский прокурор по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях <адрес> обратился в суд с указанным иском, указав, что Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-6 требований закона в части материально-бытового обеспечения осужденных, в ходе которой установлено, что банно-прачечное обеспечение осужденных в ФКУ ИК-6 неудовлетворительное. Надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия в указанном помещении не обеспечены. В частности, проверкой банно-прачечного комбината установлено, что в нарушение ст. 99 УИК РФ, ст. 11 ФЗ № и и. 3.20, п. 5.7 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, баня в режиме санитарного пропускника в надлежащем виде не функционирует, одевальная и раздевальная не оборудованы унитазами с умывальником и шлюзом.
В нарушение ст. 99 УИК РФ, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ и и. 2.1, 2.2, 4.2, 4.8, 4.10 Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, планировка прачечной не предусматривает последовательность технологического процесса; покрытия стен, потолков и полов помещений банно-прачечного комплекса имеют дефекты; хранение уборочного инвентаря осуществляется в местах использования; санитарно-бытовое помещение прачечной не оборудовано индивидуальными шкафчиками для хранения личной и рабочей одежды.
Проверкой укомплектованности помещений бани установлено, что в нарушение ст. 99 УИК РФ, приложения № к приказу ФСИН России отДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее - приказ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №), помещение для раздевания не укомплектовано столом прямоугольным; помещение для одевания не укомплектовано столом прямоугольным, помещение выдачи чистого белья не укомплектовано диваном жестким и столом прямоугольным; мыльная не укомплектована стационарными скамьями.
Ранее Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ИК-6 вносилось представление об их устранении, однако до настоящего времени администрацией ФКУ ИК-6 нарушения не устранены.
Согласно п.п. 2.1 и 2.5.2 Устава предметом и целями деятельности ФКУ ИК-6 является исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации. ФКУ ИК-6 осуществляет материальнобытовое обеспечение осужденных, реализует исполнение санитарно- гигиенических требований, направленных на охрану и здоровье.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ перечень способов защиты гражданских прав неорганичен, поэтому прокуратурой предъявлено исковое требование о возложении на администрацию образовательного учреждения обязанности по устранению нарушений закона.
На основании изложенного, просит обязать ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда с законную силу оборудовать, одевальную и раздевальную бани унитазом с умывальником и шлюзом, санитарно-бытовое помещение прачечной оборудовать индивидуальными шкафчиками для хранения личной и рабочей одежды, укомплектовать помещение для раздевания столом прямоугольным, помещение для одевания столом прямоугольным, помещение выдачи чистого белья укомплектовать диваном жестким и столом прямоугольным, мыльную укомплектовать стационарными скамьями.
В случае недостаточности у ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> денежных средств для выполнения указанных целей, принять меры по проведению ремонта в указанных помещениях за счет средств Российской Федерации, выделяемых ГУФСИН России по <адрес>
В судебном заседании помощник Приморского прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях <адрес> Зацепин В.В., исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> – Мезько А.А. в судебном заседании иск не признала по доводам указанным в отзыве, из которого следует, что ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> по своей организационно-правовой форме является казенным учреждением, режим - особый, лимит наполнения - 580 человек. Основной деятельностью учреждения является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем и исправительных учреждений.
В оперативном управлении ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> находится нежилое здание «Здание прачечной» инвентарный номер, общей площадью 280,3 кв. м., построено в ДД.ММ.ГГГГ году. На момент строительства данное здание было рассчитано по «Указаниям по проектированию и строительству ПТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР». Полагают, что нормы Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утверждённой приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, распространяются на объекты, проектирование и строительство которых осуществлялось после ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время, учитывая техническое состояние и площадь помещения, не позволяет оборудовать унитазом и шлюзом, то есть без реконструкции здания размещение недостающего унитаза и шлюза не представляется возможным.
Согласно ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий её сотрудников является расходным обязательством Российской Федерации.
Мероприятия по строительству и реконструкции здания требуют больших финансовых затрат и могут быть произведены только за счёт средств федерального бюджета путём включения объектов в федеральную целевую программу, которая утверждается Постановлением Правительства РФ. Отсутствие финансирования на строительство, либо реконструкцию, является обстоятельством, не зависящим от ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес>. Размещение унитаза потребует увеличение количества санитарно- технических коммуникаций, а эго возможно только с письменного согласия собственника имущества - ТУ Росимущества по <адрес> и Учредителя - ФСИН России и исключительно при наличии целевого бюджетного финансирования. ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> не вправе самостоятельно решать вопрос о реконструкции либо строительстве зданий, такое строительство либо реконструкция может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета. Полагают требования об установки унитаза в помещение для одевания и раздевания, является неисполнимым по вышеуказанным обстоятельствам. Помещение для одевания и раздевания оборудовано умывальником. Помещение прачечной оборудовано шкафчиками для хранения личной и рабочей одежды.
Помещение для раздевания оборудовано столом прямоугольным. Помещение выдачи чистого белья оборудовано столом прямоугольным. Помещение мыльной укомплектовано стационарными скамьями.
В тоже время, учитывая техническое состояние и площадь помещения, разместить диван жесткий не предоставляется возможным.
На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика ГУФСИН России по <адрес> Мезько А.А. исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, из которого следует, что с заявленными требованиями ГУФСИН России по <адрес> не согласно в полном объёме.
Согласно пункта 4 Положения о ГУФСИН России по <адрес>, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, Главное управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств, выступает в качестве истца и ответчика в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах. В силу ст.74 УИК Российской Федерации, ГУФСИН России по <адрес> не относится к учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, не является местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. ГУФСИН России по <адрес> - является территориальным органом уголовно-исполнительной системы и осуществляет руководство учреждениями, находящимися на территории <адрес>.
Согласно Устава ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в суде.
ФКУ ИК-6 наравне с ГУФСИН России по <адрес> наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета.
ГУФСИН России по <адрес>, как администратор доходов федерального бюджета в соответствии с приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» не осуществляет бюджетные полномочия за подведомственные подразделения, так как учреждения являются самостоятельными администраторами доходов федерального бюджета, которые наделены бюджетными полномочиями, администрируют определенные коды классификации доходов и производят все перечисления и удержания в доход федерального бюджета, а также производят возврат из федерального бюджета в пользу работников УИС.
Следовательно, всё поступающее финансирование из ФСИН России распределяется и доводится до учреждений в установленные сроки.
В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> относится к категории «государственных заказчиков».
ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> обязано при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг соблюдать требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ.
Полагают, что ГУФСИН России по <адрес> является ненадлежащим ответчиком, с учетом вышеизложенных доводов просят в исковых требованиях отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При проведении проверки Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому были выявлены нарушения в части материально-бытового обеспечения осужденных. Так, в помещении банно-прачечного комбината, в нарушение ст. 99 УИК РФ, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ и п. 5.6 11нструкции по организации государственного санитарно- эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной приказом ГУИН Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, баня в режиме санитарного пропускника в надлежащем виде не функционирует, одевальная и раздевальная не оборудованы унитазами с умывальником и шлюзом; раздевальная не оборудована напольными системами отопления пола.
Кроме того, в нарушение ст. 99 УИК РФ, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ и п. 2.1, 2.2, 4.2, 4.8, 4.10 Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, планировка прачечной не предусматривает последовательность технологического процесса; покрытия стен, потолков и полов помещений банно-прачечного комплекса имеют дефекты; хранение уборочного инвентаря осуществляется в местах использования; санитарно-бытовое помещение прачечной не оборудовано индивидуальными шкафчиками для хранения личной и рабочей одежды.
А также, проверкой укомплектованности помещений бани установлено, что в нарушение ст. 99 УИК РФ, приложения № к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», помещение для раздевания не укомплектовано столом прямоугольным; помещение для одевания не укомплектовано столом прямоугольным, помещение выдачи чистого белья не укомплектовано диваном жестким и столом прямоугольным; мыльная не укомплектована стационарными скамьями.
Задачами уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Устава ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
К числу предмета и цели деятельности Учреждения отнесено, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора Приморской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>, вынес в адрес ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> представление об устранении нарушения закона, в котором требовал принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
Разрешая исковые требования о возложении обязанности на ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> оборудовать помещение прачечной индивидуальными шкафчиками для хранения личной и рабочей одежды, укомплектовать помещение для раздевания - столом прямоугольным, помещение для одевания - столом прямоугольным, помещение выдачи чистого белья - диваном жестким и столом прямоугольным, мыльную - стационарными скамьями, суд приходит к следующему. На момент рассмотрения данного гражданского дела, требование истца ответчиком исполнено частично. Как следует из пояснений представителя ответчика и из приобщенных к материалам дела фототаблиц, помещение для одевания и раздевания оборудовано умывальником, помещение прачечной оборудовано шкафчиками для хранения личной и рабочей одежды, помещение для раздевания оборудовано столом прямоугольным, помещение выдачи чистого белья оборудовано столом прямоугольным, помещение мыльной укомплектовано стационарными скамьями. В связи с чем исковые требования в данной части подлежат частичному удовлетворению, в части возложения обязанности укомплектования помещения выдачи чистого белья диваном жестким. При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решая вопрос о возложении обязанности на ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> оборудовать помещения для одевания и раздевания бани унитазом с умывальником и шлюзом, суд исходит из следующего.
Как следует из письменных возражений и пояснений представителя ответчика ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес>, на момент строительства в ДД.ММ.ГГГГ году, здание прачечной было рассчитано по «Указаниям по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» ВСН 10-73/МВД СССР. В настоящее время техническое состояние и площадь помещения не позволяет оборудовать помещение для одевания и раздевания бани унитазом и шлюзом без реконструкции здания. Мероприятия по строительству и реконструкции здания требуют больших финансовых затрат и могут быть произведены только за счёт средств федерального бюджета путём включения объектов в федеральную целевую программу, которая утверждается Постановлением Правительства РФ.
Согласно ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий её сотрудников является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу ст.161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Таким образом, для проведения строительных работ в исправительном учреждении необходимо включение ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> в федеральную целевую программу.
Наличие технической возможности оборудовать помещение для одевания и раздевания бани унитазом и шлюзом без реконструкции здания, прокурором не доказано.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК 6 ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес> – удовлетворить частично.
Обязать ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> в течении 12 месяцев с момента вступления данного решения в законную силу, укомплектовать помещение выдачи чистого белья здания прачечной, - диваном жестким.
В иске о возложении обязанности на ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> оборудовать помещение для одевания и помещение для раздевания бани унитазом с умывальником и шлюзом, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд Приморского края.
Судья: Печенко Л.Г.