Дело № 2-251/12 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2012 года п.ПограничныйПограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Свиридовой И.Г.,
при секретаре Яцухно С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.С.Н. об обжаловании бездействий должностных лиц Администрации Пограничного городского поселения, обязании Администрации Пограничного городского поселения перенести площадку для сбора твердых бытовых отходов в другое место, суд
У С Т А Н О В И Л:
К.С.Н., как физическое лицо, обратился в суд с заявлением об обязании администрации Пограничного городского поселения Приморского края перенести площадку для сбора твердых бытовых отходов в другое место и оборудования ее в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологических норм и правил пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником здания - жилого дома с магазином - <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>. По данному адресу на расстоянии менее чем 15 метров размещены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, вплотную прилегающие к дому и магазину продовольственных товаров, собственником которого заявитель является.
Имеющееся нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил пожарной безопасности не устранены до сих пор, в то время как по закону площадки для размещения контейнеров под твердые бытовые отходы должны размещаться не ближе 25 метров от организации торговли и места проживания людей.
Он неоднократно обращался в администрацию Пограничного городского поселения о переносе площадки для сбора твердых бытовых отходов в другое место, но его нарушение прав не устранено.
В судебное заседание заявитель К.С.Н. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя по доверенности адвокат Б.В.И. доводы заявления поддержал, суду пояснил, что К.С.Н. обратился в федеральный суд в рамках ст. ст. 254-258 ГПК РФ, как физическое, а не юридическое лицо, коим является / К.С.Н./, т.к. имеет жилой дом / 2 этаж/ и магазин "С" / 1 этаж/ в здании, расположенном по адресу : <адрес>, в собственности, на основании свидетельства о регистрации права от 00.00.0000г., как впрочем и земельный участок <данные изъяты>
В мае 2012г. он обратился к Главе администрации Пограничного городского поселения с письменным заявлением о переносе мусорных контейнеров от его дома, в связи с несоблюдением санитарных норм, вместо того, чтобы разрешить вопрос положительно, администрация городского поселения переадресована на рассмотрение его заявление в МУП» Коммунсервис», однако данная обслуживающая организация ничего не решает, т.к. находится в хозяйственном ведении своего учредителя, поэтому К.С.Н. по сути обжалует бездействия должностных лиц Администрации Пограничного городского поселения по непринятии мер по переносу контейнеров для ТБО на 25 метров от его дома-магазина.
Представитель заявителя также дополнил, что на момент постройки здания магазина и надворных построек контейнерная площадка уже была установлена и использовалась для сбора твердых бытовых отходов населения близлежащих многоквартирных домов по <адрес> расположена она на муниципальной земле, в настоящее время контейнерная площадка мешает заявителю и он намерен даже за свой счет организовать перенос и оборудование её в другое место, т.к. в соответствии с п.2.7 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2011г. № 23 « Санитарные правила содержания территорий населенных мест» они могут быть расположены на расстоянии не менее 25 метров от организации торговых точек.
По представленному им акту замеров совместно с представителями администрации Пограничного городского поселения от 13.07.12г. расстояние от угла торгового объекта до мусорного контейнера по сбору ТБО составляет 15,1 м, а согласно второго замера от входа в торговый объект / центральный вход/ до контейнера расстояние- 29,5 м.
Представитель Администрации Пограничного городского поселения Ф.Н.В. по доверенности заявленные требования не признала и пояснила, что они заявлены к ненадлежащему лицу. Земельные участки, на которых расположены контейнеры с мусором, как впрочем и сами контейнеры, Пограничному городскому поселению не принадлежат и они не обладают полномочиями по распоряжению земельными участками на территории поселения, за исключением участков, на которых уже имеются здания после разграничения собственности по КЗ № 145. Поселение лишь организует сбор и вывоз твердых бытовых отходов, в связи с чем и было создано МУП «Коммунсервис».
Кроме того, при вводе объекта /дома-магазина/ в эксплуатацию было получено согласование и разрешение от органов санэпиднадзора и пожарной службы, что отражено в землеустроительном деле 2002 года и актом приема объекта в эксплуатацию, на момент застройки и ввода объекта в эксплуатацию контейнерная площадка уже располагалась на <адрес> в <адрес>, обслуживалась домами <адрес>, перенос её в другое место был невозможен, т.к. за указанными домами располагается детский сад № 2 с 1976г.
Заявитель является частным предпринимателем и имеет в собственности здание под магазин, занимается торговой деятельностью и обязан знать санитарные правила и требования, следовательно, знал о нарушении его прав еще при строительстве жилого дома- магазина, его доводы о том, что узнал о нарушенном праве в мае 2012г.- не состоятельны. Следовательно, он пропустил процессуальные сроки для обжалования действий должностных лиц. К.С.Н. также неверно избрал способ защиты, т.к. как индивидуальный предприниматель он обязан был обратиться за защитой своих прав в Арбитражный суд, а если обратился как физическое лицо, не вправе ссылаться на п. 2.7 СанПИН № 23, согласно которых контейнеры для сбора твердых бытовых отходов могут располагаться от торговой точки на расстоянии не менее 25 метров, кроме того, согласно этой же нормы «допускается сокращать это расстояние исходя из местных условий размещении организации торговли», в рассматриваемом случае расстояние от входа в магазин до первого контейнера 29, 5 м, а от угла торгового объекта /он же жилой дом/ составляет 15, 1 м.
Заинтересованное лицо представитель МУП «Коммунсервис» в суд не явился, о дне слушания дела извещался дважды.
Свидетель С.Е.И., главный архитектор района, зам.начальника отдела градостроительства, имущественных отношений и землепользования Администрации Пограничного муниципального района Приморского края пояснила суду, что контейнерная площадка по <адрес> была поставлена задолго до строительства дома К.С.Н., в землеустроительном деле стоит подпись санитарного врача, заказчика, который был со всем согласен. По открытии магазина он получил разрешение санэпиднадзора на торговлю, Роспотребнадзор выдал ему заключение и тогда контейнеры К.С.Н. не мешали. По поводу отвода земельного участка в администрацию района заявитель не обращался. В настоящее время, в связи с плотной застроенностью данного района убрать контейнеры некуда: за гостиницей «"М" по <адрес> пустырь отдан под застройку, к жилым домам также убирать нельзя, т.к. будут нарушены права жильцов трех многоквартирных домов и детского сада, целесообразно рассмотреть вопрос о выездном почасовом вывозе мусора, минуя контейнеры, но это ухудшит положение жильцов и территория будет захламлена.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно землеустроительного дела № от 00.00.0000г. по выбору земельного участка под строительство магазина по адресу <адрес> застройщиком К.С.Н. получено согласование районного архитектора, пожнадзора, санэпиднадзора.
Согласно заключению И.о. начальника 51 ПЧ ГПС по охране Пограничного района М.А.Л. от 00.00.0000г. магазин расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> пригоден для строительства.
Согласно заключению Главного государственного санитарного врача в Пограничном районе А.Т.М. земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий К.С.Н., соответствует государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам ФЗ-52 «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года ст.12.
В судебном заседании установлено, что К.С.Н. является собственником здания - жилого дома с магазином, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ (в ред. 21.11.2011) «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 00.00.0000г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 11 Федерального закона от 00.00.0000г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 00.00.0000г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 00.00.0000г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 21 указанного Федерального закона предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно Санитарным правилам содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров (пункт 2.2.3).
Санитарные правила содержания территории населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, в частности пункт 2.2.3, предусматривают, что размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Судом установлено, что фактическими пользователями контейнерной площадки являются жители многоквартирных домов <адрес> еще до введения дома заявителя К.С.Н. в эксплуатацию, объект прошел все согласования, на момент отвода земельного участка и строительства дома-магазина контейнерная площадка уже была установлена и использовалась для сбора твердых бытовых отходов населения, как впрочем и на момент оформления заявителем права собственности на свой объект. В судебном заседании также не нашло подтверждение то, что собственник недвижимого объекта лишен должным образом пользоваться или распоряжаться своим имуществом.
Отсутствие возможности размещения контейнеров на расстоянии менее 20 метров само по себе не должно являться обстоятельством, исключающем возможность их размещения, поскольку это может привести к невозможности установки контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора вообще, что повлечет безусловное нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, следовательно, разрешая вопрос о законности размещения таких площадок суд исходит из фактических обстоятельств дела.
Суд также учитывает информацию районного архитектора о невозможности установки спорной контейнерной площадки согласно имеющимся нормативным величинам по причине полноты застройки района. Расстояние от центрального входа в здание магазина до ближайшего контейнера составляет 29,5 м, что по мнению суда, не является нарушением правил пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований заявителя К.С.Н. об обязании Администрации Пограничного городского поселения о переносе площадки для сбора твердых бытовых отходов в другое место - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение 30 суток.
Судья И.Г. Свиридова