дело № 2-1906/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи Новгородской области 09 июня 2016 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Киселёва И.А.,
при секретаре Григорьевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> в лице территориального отдела в <адрес> к Администрации <адрес> муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства и понуждении по проведению ремонтных работ: фасада и основного крыльца корпуса № и мягкой кровли корпуса № здания МАДОУ «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>,
установил:
Управление Роспотребнадзора по <адрес> в лице территориального отдела в <адрес> обратилось в суд с вышеуказанным иском к Администрации <адрес> муниципального района, указав в обоснование требований, что Роспотребнадзором была проведена внеплановая проверка в МАДОУ «Детский сад №» соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование объекта МАДОУ «Детский сад №», в ходе обследования установлено, что фасад корпуса № находится в аварийном состоянии, а именно: по верху фасада имеется множество трещин, штукатурка отваливается, местами крошится и вываливается кирпич; основное крыльцо разрушено, вход в здание осуществляется с запасного крыльца; опасные участки обозначены специальной лентой. Основное крыльцо разрушено, вход в здание осуществляется с запасного крыльца. В логопедической группе (корпус №) видны затекания дождевых вод.
Все вышеизложенное нарушает законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не обеспечивает безопасные для человека условия труда и быта в соответствии со ст.24 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не осуществляются меры по профилактике заболевания, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, не обеспечивает необходимых условий для охраны здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развития и оздоровлению в дошкольных организациях в нарушении и. 1.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
В соответствии с Уставом МАДОУ «Детский сад №», учреждение создано в соответствии с постановлением Администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №», является автономным.
Учредителем и собственником имущества является муниципальное образование <адрес> муниципальный район. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества МАДОУ «Детский сад №» от имени Боровичского муниципального района осуществляет Администрация <адрес> муниципального района (далее Учредитель).
Недвижимое имущество, к которому относятся здание МАДОУ «Детский сад №» корпус № и корпус №, находятся в оперативном управлении МАДОУ «Детский сад №», собственником недвижимого имущества является Учредитель, то есть Администрация <адрес> муниципального района.
В соответствии с п.2.6 Устава МАДОУ «Детский сад №» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета <адрес> муниципального района и иных не запрещенных федеральным законом источников с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
Со стороны МАДОУ «Детский сад №» приняты все меры направленные на обеспечение безопасности нахождения на территории МАДОУ «Детский сад №», опасные участки обозначены специальной лентой.
Заведующая МАДОУ «Детский сад №» неоднократно обращалась к Учредителю (Администрация <адрес> муниципального района) с докладными и ходатайствами об аварийной ситуации, угрожающей безопасности детей и персонала. Докладная от ДД.ММ.ГГГГ №; ходатайство № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ со сметами.
Однако до настоящего времени Учредителем не приняты меры по ремонту фасада и основного крыльца корпуса №, кровли корпуса № необходимый для обеспечивающие безопасность посетителей МАДОУ «Детский сад №».
В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие Администрации <адрес> муниципального района, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст.24, ст.28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» № 52-ФЗ от 30.03.1993г, а именно в проведении ремонта недвижимого имущества находящегося в собственности и переданного в оперативное управление МАДОУ «Детский сад №»: фасада и основного крыльца корпуса № и мягкой кровли корпуса № здания МАДОУ «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>.
Понудить Администрацию <адрес> муниципального района провести работы по проведению ремонтных работ: фасада и основного крыльца корпуса № и мягкой кровли корпуса № здания МАДОУ «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков с согласия истца были привлечены МАДОУ «Детский сад №», Комитет образования и молодежной политики, Комитет финансов, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> муниципального района.
Представитель Управления Роспотребнадзора по <адрес> в лице территориального отдела в <адрес> по доверенности Бучнева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила установить срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГг., пояснив, что сложившаяся ситуация, особенно протекание кровли, в связи с чем возможно замыкание электропроводки, угрожает жизни и здоровью детей, данные нарушения выявлены с 2010г. и никаких реальных мер не предпринимается. Ответственность за данные нарушения должна быть возложена именно на Администрацию, поскольку она в лице своих комитетов и структурных подразделений должна обеспечить необходимое финансирование для поддержания имущества в нужном состоянии.
Представитель ответчика Администрации <адрес> муниципального района по доверенности Сергеева В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку учреждение является автономным, самостоятельно должно выступить заказчиком необходимых работ, в связи с чем на администрацию может быть возложена только субсидиарная ответственность. Главным распорядителем бюджетных средств является комитет образования и молодежной политики, который является юридическим лицом и в ведении которого находятся учреждения образования. Указанный комитет не обращался в Администрацию с вопросом о выделении денежных средств, не вносил предложений при планировании бюджета, в связи с чем незаконного бездействия со стороны Администрации не имеется. При этом с учетом финансового положения, отсутствия денежных средств в бюджете текущего года для выполнения необходимых работ, сезонности строительных работ, просила возложить обязанность обеспечения финансирования выполнения необходимых работ по ремонту на Комитет образования и молодежной политики и установить срок для МАДОУ «Детский сад №» для проведения ремонтных работ до ДД.ММ.ГГГГг.
Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад №» по доверенности Преснякова Н.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснив, что учреждение неоднократно в письменной форме обращалось в Комитет образования, были предоставлены на сметы на производство необходимых работ, однако необходимых денежных средств из бюджета не выделено. Своих средств, получаемых от оказания платных услуг в виде кружков и занятий с детьми, достаточных для проведения ремонтных работ, учреждение не имеет. Здание и крыльцо корпуса № разрушается, из него вываливаются кирпичи, создавая опасную ситуацию, в связи с чем предпринимаются меры для исключения допуска детей на прилегающую территорию. Кровля корпуса № постоянно протекает, уже неоднократно случались замыкания электропроводки, в период сильных дождей и в весенне-осенний период и таяния снега в помещении приходится расставлять тазики для сбора воды и переводить детей в другие помещения. Основной вход в корпус № закрыт с связи с разрушением крыльца, вход в здание фактически осуществляется через запасной вход, в связи с чем в здание имеется только один вход, что противоречит требованиям пожарной безопасности.
Представитель ответчика - Комитета образования и молодежной политике Администрации <адрес> муниципального района по доверенности Власова Л.Д. в судебном заседании пояснила, что расходы на выполнение данных работ в данном учреждении включались в проект бюджета на 2016г., однако были отклонены Администрацией. На текущий год учреждению запланировано выделить 214.000 рублей, эти средства будут выделены в ближайшее время, однако на них планируется закрыть фасад корпуса № детского сада специальной сеткой, предохраняющей от падения частей здания. Денежных средств на производство самих ремонтных работ на текущий год не запланировано.
Представитель ответчика, председатель Комитета финансов Администрации <адрес> муниципального района Бородина С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что в связи с установленными требованиями к бюджетному процессу расходы на содержание учреждений образования рассчитаны и доведены до главного распорядителя в лице Комитета образования в соответствии с нормативами финансирования расходов. В текущем году финансирование не предусмотрено, так как бюджет на 2016г. является дефицитным с уровнем 9,6%. В случае дополнительных поступлений в бюджет вопрос о выделении необходимого финансирования может быть рассмотрен в 2016г., а так эти расходы могут быть учтены при формировании бюджета муниципального района на 2017г.
Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> муниципального района по доверенности Алексеева Л.Е. в судебном заседании пояснила, что недвижимое имущество в виде корпусов № и № детского сада является муниципальным и передано в оперативное управление детскому саду, в связи с чем само образовательное учреждение должно поддерживать его в надлежащем состоянии, КУМИ вопросы финансирования и содержания таких объектов не решает.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, истцом была проведена внеплановая проверка в МАДОУ «Детский сад №» соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование объекта МАДОУ «Детский сад №», в ходе обследования которого установлено, что фасад корпуса № находится в аварийном состоянии, а именно: по верху фасада имеется множество трещин, штукатурка отваливается, местами крошится и вываливается кирпич; основное крыльцо разрушено, вход в здание осуществляется с запасного крыльца; опасные участки обозначены специальной лентой. Основное крыльцо разрушено, вход в здание осуществляется с запасного крыльца. В логопедической группе (корпус №) видны затекания дождевых вод.
МАДОУ «Детский сад №» создано в соответствии с постановлением Администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и является автономным.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В ходе судебного заседания также было установлено, что руководством МАДОУ «Детский сад №» приняты все меры, направленные на обеспечение безопасности нахождения на территории МАДОУ «Детский сад №», опасные участки обозначены специальной лентой.
МАДОУ «Детский сад №» неоднократно обращалось к Администрации <адрес> муниципального района с докладными и ходатайствами об аварийной ситуации, угрожающей безопасности детей и персонала.
Собственных средств для финансирования необходимых мероприятий образовательное учреждение не имеет.
Учредителем и собственником имущества является <адрес> муниципальный район. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация <адрес> муниципального района.
Недвижимое имущество, к которому относятся здание МАДОУ «Детский сад №» корпус № и корпус №, находится в оперативном управлении МАДОУ «Детский сад №», собственником недвижимого имущества является Администрация <адрес> муниципального района.
В соответствии с п.2.6 Устава МАДОУ «Детский сад №» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета Боровичского муниципального района и иных не запрещенных федеральным законом источников с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
Финансовое обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Однако данных о принятии ответчиком мер, направленных на ремонт фасада и основного крыльца корпуса №, кровли корпуса №, суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что бездействие Администрации <адрес> муниципального района может угрожать безопасности детей и персонала, находящихся в данном дошкольном учреждении, суд находит заявленные подлежащими удовлетворению.
Обязанность по выполнению необходимых работ должна быть возложена на само образовательное учреждение, а субсидиарная обязанность по финансированию необходимых мероприятий, должна быть возложена на Администрацию <адрес> муниципального района.
Доводы данного ответчика о том, что таковая обязанность должна быть возложена на Комитет образования и молодежной политики, суд полагает необоснованными, поскольку данные вопросы относятся к вопросам местного значения, находятся в ведении Администрации <адрес> муниципального района, которая вправе в своем составе создавать любые структурные подразделения или учреждать юридические лица, через которые осуществлять реализацию своих полномочий, однако это не освобождает именно Администрацию <адрес> муниципального района от ответственности за исполнение вопросов местного значения.
Разрешая вопрос о разумном и необходимом сроке для исполнения решения суда, суд, с учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, наличия реальной угрозы для жизни и здоровья людей, с учетом длительности периода, в течение которого ответчик в лице Администрации <адрес> муниципального района бездействовал, в учетом необходимости выполнения значительного объема ремонтных работ, на что потребуется соответствующее время и финансирование, а также с учетом необходимости соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров и услуг, приходит к выводу о необходимости установления срока до ДД.ММ.ГГГГг. для выполнения необходимых работ в отношении ремонта мягкой кровли корпуса № здания образовательного учреждения, и до ДД.ММ.ГГГГг. для выполнения ремонтных работ по фасаду и основному крыльцу корпуса №.
Поскольку органы Роспотребнадзора в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, то она подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет.
Вместе с тем, учитывая, что ответчик является муниципальным учреждением образования, финансируемым за счет средств муниципального бюджета, суд приходит к выводу о целесообразности освобождения ответчика – МАДОУ «Детский сад №» от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> удовлетворить.
Обязать МАДОУ «Детский сад №» в целях соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГг. выполнить ремонтные работы по ремонту мягкой кровли корпуса № здания образовательного учреждения, и в срок до ДД.ММ.ГГГГг. выполнить ремонтные работы по ремонту фасаду и основного крыльца корпуса № здания МАДОУ «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>.
Субсидиарную ответственность по исполнению решения суда возложить на Администрацию <адрес> муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.
Судья И.А. Киселёв