Дело №2-1382/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Шахунья | 22 декабря 2014 года |
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Арефьевой М.М.,
с участием представителей администрации городского округа город Шахунья и межведомственной комиссии Крючковой М.А., Шерстневой Н.Н., заинтересованных лиц Русинова И.Н., Ломтевой Т.А., Овсянниковой В.А., Кузьминой Л.А.,
при секретаре Брусовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Русинова И. Н., Ломтевой Т. А., Овсянниковой В. А., Кузьминой Л. А. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, признании незаконным бездействия межведомственной комиссии, признании незаконным решения администрации, признании незаконным бездействия администрации,
УСТАНОВИЛ:
Русинов И. Н., Ломтева Т. А., Овсянникова В. А., Кузьмина Л. А. обратились в Шахунский районный суд с заявлением о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, признании незаконным бездействия межведомственной комиссии, признании незаконным решения администрации, признании незаконным бездействия администрации, указывая, что проживают в многоквартирном доме (12 квартир), дом двухэтажный, арболитовый, ДД.ММ.ГГГГ постройки, с центральным отоплением, имеется холодное водоснабжение и коммуникации. В ДД.ММ.ГГГГ данный дом был включен в план капитального ремонта. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время никаких ремонтов в данном многоквартирном доме не производилось, в результате чего он пришел в аварийное состояние (по мнению заявителей). Также не был проведен капитальный ремонт данного дома с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В связи с неудовлетворительным состоянием данного многоквартирного дома заявители вынуждены были обратиться с жалобами в различные инстанции. Согласно заключению Государственной жилищной инспекции Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ предложено рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о соответствии дома № <адрес> требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание межведомственной комиссии, на котором рассматривалось заключение Государственной жилищной инспекции, заключение судебных экспертов от ДД.ММ.ГГГГ № заключение ООО НПО «Эксперт Союз» от ДД.ММ.ГГГГ г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам по делу №. По рассмотренным документам межведомственная комиссия приняла заключение: в связи с физическим износом конструктивных элементов в процессе эксплуатации признать многоквартирный дом по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции. Считают, что решение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям закона. В данном случае межведомственная комиссия обязана была руководствоваться Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, а также СП 13-102-2003. В СП 13-102-2003 приведены основные положения, регламентирующие общий порядок подготовки, проведения и оформления результатов обследований несущих строительных конструкций зданий и сооружений и оценки их технического состояния. Межведомственная комиссия должна была провести сплошное обследование многоквартирного дома № по <адрес> Из ответа председателя межведомственной комиссии заявителям непонятно, каким образом данная комиссия проверяла соответствие жилого дома критериям, указанным в Положении, на основании каких данных пришла к выводу о пригодности данного дома к проживанию и почему данный дом не может быть признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно заключению экспертов техническое состояние жилого дома № по <адрес> и расположенных в нем жилых помещений не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Жилой дом обладает критериями, по которым он и расположенные в нем жилые помещения относятся к категории непригодных для проживания согласно Положению «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47. Жилой дом № по <адрес> по физическому износу строения в целом находится в неудовлетворительном состоянии. По категории технического состояния строительных конструкций здания (несущих стен, входных тамбуров) здание является аварийным. Последствия дальнейшей эксплуатации здания в его существующем состоянии могут быть непредсказуемыми. Существует угроза безопасности проживания граждан, обрушения дома. Однако принятое заключение межведомственной комиссии противоречит выводам экспертов и нарушает жилищные права заявителей, которые вынуждены проживать в помещении, которое угрожает их безопасности. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. Согласно пункту 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. В нарушение обозначенных требований законодательства межведомственная комиссия при вынесении заключения № от ДД.ММ.ГГГГ не дала надлежащую оценку степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, которые в силу недопустимого состояния не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, и при наличии основания, предусмотренного пунктом 33, не приняла решение о признании дома № по <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Кроме этого, межведомственной комиссией нарушен абзац 6 пункта 7 Положения, к работе комиссии не были привлечены с правом совещательного голоса ни собственники жилых помещений (уполномоченные ими лица), ни квалифицированные эксперты проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса. Не привлечение межведомственной комиссией собственников жилых помещений к работе комиссии лишило заявителей их права заявить в ходе работы комиссии в соответствии с пунктом 46 Положения ходатайства о проведении дополнительного обследования и испытания. Заявители считают, что заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ дано межведомственной комиссией администрацией городского округа город Шахунья с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заключение межведомственной комиссии администрации городского округа город Шахунья от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку принято с нарушением действующего законодательства, без учета всех обстоятельств, приведенных выше в заявлении. Кроме этого, межведомственная комиссия не приняла во внимание пункт 10 данного Положения - несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости ) не приводит к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Государственная жилищная инспекция Нижегородской области при проверке технического состояния дома установила неудовлетворительное состояние несущих конструкций дома и направила запрос ДД.ММ.ГГГГ в межведомственную комиссию о рассмотрения соответствия дома № по <адрес> в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. №47. Исходя из данного пункта Положения, межведомственная комиссия обязана была принимать во внимание ответ из Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ года, ответ из Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ года, а также заключение экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ года. Данное заключение межведомственной комиссии принято с нарушением пунктов 7, 42, 43, 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, поскольку заявители не были уведомлены о заседании межведомственной комиссии, в связи с чем были лишены возможности ходатайствовать о привлечении к участию в работе компетентных органов, нарушен был порядок проведения оценки соответствия помещения, требованиям установленным в Положении, не проверено фактическое состояние каждого жилого помещения, не истребованы дополнительные документы для принятия объективного решения. Из заключения Межведомственной комиссии следует, что обследование дома не проводилось. Согласно ответу из Шахунской городской прокуратуры заявителям стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа принято постановление № о признании многоквартирного дома № по <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции; установлен срок расселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.; принято решение о включении данного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Принятое решение администрации г.о.г. Шахунья нельзя признать законным, так как оно противоречит требованиям ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу п. 10 данной нормы закона - при принятии решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме предъявляется требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Таких требований к заявителям предъявлено не было. Срок расселения граждан многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать разумным. Просят признать незаконным заключение межведомственной комиссии по решению вопросов о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания городского округа город Шахунья от ДД.ММ.ГГГГ года, расположенного по адресу : <адрес> соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодным для проживания, обязать межведомственную комиссию по решению вопросов о признании домов ( жилых помещений ) пригодными (непригодными) для проживании администрации городского округа город Шахунья устранить нарушения требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47, допущенные при рассмотрении заключения о техническом состоянии жилого помещения по адресу: <адрес> Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ г., признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по решению вопросов о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания городского округа город Шахунья от ДД.ММ.ГГГГ года, расположенного по адресу: <адрес>, которая в нарушение требований п.7 Положения не уведомила собственника помещения, а также уполномоченных лиц о заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ и обязать устранить допущенные нарушения, признать незаконным решение администрации городского округа город Шахунья, которая вынесла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. в части расселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, так как данный срок нельзя признать разумным и обязать устранить допущенные нарушения; Признать незаконным бездействие администрации городского округа город. Шахунья, которая вынесла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, и не приняла решение о предъявлении требований к собственникам помещений о его сносе или реконструкции, а также не приняла решение об изъятии земельного участка и о выкупе жилого помещения в соответствии с требованиями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и обязать устранить допущенные нарушения; Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Шахунья, которая вынесла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и не направила его в адрес заявителей и обязать устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании заявители Русинов И.Н., Ломтева Т.А., Овсянникова В.А., Кузьмина Л.А. заявление поддержали, просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации городского округа город Шахунья Крючкова М.А. требования заявителей не признала, пояснила, что в основном требования Положения комиссией не соблюдены. Действительно, комиссией не привлекались к работе комиссии собственники жилых помещений либо уполномоченное ими лицо, не привлекались квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций, не проводился осмотр жилого дома. Члены комиссии решили, что имеющихся документов достаточно для принятия решения. Ранее члены комиссии выезжали на осмотр этого дома. Кто именно и когда именно, пояснить не может, но точно выезжали. Как именно проходило голосование, пояснить не может, сколько голосов было «за», сколько «против», это не отражено в протоколе заседания комиссии и в заключении. О возможности реконструкции жилого дома заявил начальник отдела архитектуры, он же обещал подготовить всю необходимую документацию. Впоследствии он обратился с письмом в администрацию, согласно которому проектно-сметную документацию надо заказывать в организации, являющейся членом СРО. Сметы у комиссии не было, ее и сейчас нет, но она будет. И требование к собственникам о проведении реконструкции администрация тогда предъявит.
Согласно отзыву с заявленными требования администрация не согласна по следующим основаниям: частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 42 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Постановлением администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области от 14.03.2013 года №234 утвержден состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального жилищного фонда в городском округе город Шахунья, а также Положение о работе данной комиссии. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда в городском округе город Шахунья повторно рассмотрела заключение ГЖИ и имеющиеся документы, а именно: апелляционное определение Нижегородского областного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ Заключение Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ года; Заключение судебных экспертов от ДД.ММ.ГГГГ Заключение ООО НПО «Эксперт-союз» от 28.10.2013г. Согласно акта экспертного исследования ООО НПО «Эксперт-союз» от ДД.ММ.ГГГГ общий физический износ многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> составил <данные изъяты>%. Исследования проводилось путем экспертного осмотра с фотофиксацией, выполнением необходимых замеров с помощью 3-метровой рулетки с металлической мерной лентой. Проведение восстановительных работ, по мнению экспертов, технически возможно, для приведения конструкций жилого дома в работоспособное состояние необходимо выполнить следующие мероприятия: ремонт ленточного фундамента; замена отмостки; замена инженерных коммуникаций, проходящей в подпольной части, замена общих стояков канализации и водоснабжения; ремонт деревянных полов (замена отдельных досок, усиление отдельных лаг); частичный ремонт чердачного перекрытия; ремонт стен из арболитовых панелей; наружное утепление стен; ремонт канализационного колодца; ремонт деревянных окон; ремонт входных групп; ремонт лестниц; ремонт системы отопления; замена проводки; ремонт мест общего пользования; ремонт вентиляционных каналов. Доводы заявителей (изложенные в заявлении) о том, что обследование дома проводилось формально, без использования средств измерения не соответствуют действительности. На снимках, приложенных к заключению, видно, что средства измерения были использованы, проведен осмотр не только жилых помещений и мест общего пользования. Согласно заключения экспертов ООО «Лаборатория судебных экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ общая величина физического износа жилого дома № по <адрес> составляет <данные изъяты>%. Согласно техническому паспорту на вышеназванный жилой многоквартирный дом от ДД.ММ.ГГГГ износ дома составляет 40%. В соответствии с постановлением Госстроя РФ от 20.02.2004 года № 10 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных" к ветхим жилым домам относятся: а) полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов; б) деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов. Рассмотрев заключение ГЖИ НО от ДД.ММ.ГГГГ и имеющиеся документы на данный жилой дом члены межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального жилищного фонда в городском округе город Шахунья ДД.ММ.ГГГГ единогласно пришли к выводу, что в связи с физическим износом конструктивных элементов в процессе эксплуатации признать многоквартирный дом по адресу <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции. Данное решение было принято компетентным составом межведомственной комиссии. В работе данной комиссии принимали участие: представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; представитель ГП НО "Нижтехинвентаризация"; представитель надзорной деятельности; представители администрации городского округа город Шахунья. ДД.ММ.ГГГГ собственники были уведомлены о принятом комиссией решении и о проведении ДД.ММ.ГГГГ общего собрания всех собственников жилых помещений данного дома. В адрес каждого собственника жилых помещения было направлено письмо с информацией. ДД.ММ.ГГГГ было организовано и проведено общее собрание собственников указанного многоквартирного дома, на котором была доведена до собственников информация о принятом межведомственной комиссией решении и сроке расселения данного многоквартирного дома. Согласно пункту 44 Положения признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. В данном многоквартирном доме было проведено обследование двумя независимыми специализированными организациями: ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лаборатория судебных экспертиз», согласно заключения физический износ дома составил 57% и ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эксперт союз» согласно заключения физический износ дома составил 54%. Кроме того, на данный дом неоднократно был осуществлен выезд членов межведомственной комиссии. На основании изложенного, считаем, что заключение межведомственной комиссией было принято в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47. В соответствии с п. 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" администрацией было издано постановление администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № 980. Данным постановлением определен срок расселения до ДД.ММ.ГГГГ года. Действующим законодательством не регламентирован срок предъявления требования к собственникам помещений в указанном доме требования о его реконструкции в разумный срок. В ближайшее время администрация городского округа направит в адрес собственников данное требование. И только в том случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили реконструкцию указанного дома, администрация принимает решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городского округа город Шахунья. На основании изложенного, просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации городского округа город Шахунья Шерстнева Н.Н. требования не признала, пояснила, что в постановлении администрации ошибочно указано о включении данного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку в настоящее время в программу включены жилые дома, признанные аварийными в период до конца ДД.ММ.ГГГГ а этот дом признан аварийным позднее. Но действие программы будет продлеваться, это совершенно точно, и тогда дом тоже будет включен в программу. Оспариваемое постановление о сроках расселения действительно не направлялось собственникам жилых помещений, но оно оглашалось на общем собрании, т.е. было доведено до сведения собственников.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению частично.
Судом установлено следующее.
Согласно ответу Шахунской городской прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия приняла решение о признании многоквартирного жилого дома № по <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции. Администрацией г.о.г. Шахунья принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о признании многоквартирного жилого дома № <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции; установлен срок расселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; принято решение о включении данного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно заключению экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лаборатория судебных экспертиз» техническое состояние жилого дома № по <адрес> и расположенных в нем жилых помещений не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Жилой дом обладает критериями, по которым он и расположенные в нем жилые помещения относятся к категории непригодных для проживания согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47. Жилой дом № по <адрес> по общему физическому износу строения в целом находится в неудовлетворительном состоянии. По категории технического состояния строительных конструкций здания (несущих стен, входных тамбуров) здание является аварийным. Последствия дальнейшей эксплуатации здания в его существующем состоянии могут быть непредсказуемыми. Существует угроза безопасности проживания граждан, обрушения дома. Общая величина физического износа жилого дома № по <адрес> определенная по состоянию на дату экспертного осмотра, составляет 57 %.
Согласно акту экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ ООО НПО «Эксперт Союз» общий физический износ жилого дома по адресу: <адрес> составляет 54 %. Фундаменты (цоколь, отмостка), наружные стены, перекрытия, окна, инженерные коммуникации, пристроенные тамбуры исследуемого здания, находятся в недопустимом (неработоспособном) состоянии, которое характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при этом существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Состояние исследуемого жилого дома по его общему физическому износу (54%) оценивается как неудовлетворительное (то есть существующие повреждения свидетельствуют о непригодности к эксплуатации конструкций, а также о том, что требуется капитальный ремонт с усилением конструкций). Таким образом, жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес> находится в недопустимом техническом состоянии (необходимо проведения капитального ремонта и усиление конструкций). Установленные повреждения конструкций жилого дома № (вследствие существенных нарушений правил технической эксплуатации) приводят к снижению пространственной жесткости здания в целом. Пространственная жесткость жилого дома должна быть восстановлена. Проведение восстановительных работ технически возможно.
Согласно заключению Государственной жилищной инспекции Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ предложено рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о соответствии дома № <адрес> требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.
Заключением межведомственной комиссии администрации городского округа город Шахунья № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с физическим износом конструктивных элементов в процессе эксплуатации многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции. При этом заключение вынесено по результатам рассмотрения: апелляционного определения Нижегородского областного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ заключения ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ года; заключения судебных экспертов от ДД.ММ.ГГГГ акта ООО НПО «Эксперт-союз» от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сообщению отдела архитектуры и капитального строительства Администрации городского округа город Шахунья № от ДД.ММ.ГГГГ для проведения реконструкции многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, необходимо разработать проектную документацию, так как затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта. Согласно п. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Для составления проектно-сметной документации по реконструкции многоквартирного жилого дома необходимо обратиться в организацию, имеющую свидетельство СРО о допуске к данному виду работ, так как отдел архитектуры и капитального строительства администрации городского округа город Шахунья не является членом саморегулируемой организации.
Постановлением администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с физическим износом в процессе эксплуатации многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Также постановлено жилой дом по адресу <адрес> включить в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; установить срок расселения граждан из вышеуказанного аварийного многоквартирного жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) указанных лиц возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа город Шахунья Нижегородской области вынесено постановление № «О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального жилищного фонда в городском округе город Шахунья».
Указанным постановлением утвержден состав и порядок деятельности межведомственной комиссии.
Пунктом 10 Положения установлено, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в том числе, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 44 Положения предусмотрено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Пунктом 46 Положения установлено, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с пунктом 52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
В силу пункта 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
Согласно п. 25 указанного Постановления Пленума при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Доказательств законности принятого решения комиссией суду не представлено.
В нарушение вышеуказанных требований Положения комиссия при рассмотрении заключения ГЖИ не привлекла с правом совещательного голоса собственников жилых помещений (уполномоченное ими лицо), и квалифицированных экспертов проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса, несмотря на то, что комиссии было представлены заключение экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лаборатория судебных экспертиз», согласно которому жилой дом № по <адрес> обладает критериями, по которым он и расположенные в нем жилые помещения относятся к категории непригодных для проживания, жилой дом по общему физическому износу строения в целом находится в неудовлетворительном состоянии, последствия дальнейшей эксплуатации здания в его существующем состоянии могут быть непредсказуемыми, существует угроза безопасности проживания граждан, обрушения дома и акт экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ ООО НПО «Эксперт Союз», согласно которому фундаменты (цоколь, отмостка), наружные стены, перекрытия, окна, инженерные коммуникации, пристроенные тамбуры жилого дома по адресу: <адрес> находятся в недопустимом (неработоспособном) состоянии, которое характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при этом существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования, установленные повреждения конструкций жилого дома приводят к снижению пространственной жесткости здания в целом. Комиссия при вынесении заключения от ДД.ММ.ГГГГ не приняла решение о признании жилых помещений в многоквартирном доме пригодными либо непригодными для проживания. Указав в заключении, что комиссией рассмотрены два частично противоречащих друг другу заключения экспертов, комиссия никак не обосновала свое решение о признании жилого дома подлежащим именно реконструкции (при том, что никакого технико-экономического обоснования для принятия решения о реконструкции жилого дома у комиссии не имелось). Комиссия не сочла необходимым осмотреть жилой дом и жилые помещения в нем, в то время как одно имевшееся у комиссии заключение экспертов двухгодичной давности, а второе – годичной. Как следует из представленного суду протокола заседания комиссии ДД.ММ.ГГГГ комиссия вообще рассматривала не заключение ГЖИ, а апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда. Результат голосования комиссии (сколько членов комиссии – «за», сколько – «против») не отражен ни в протоколе заседания, ни в заключении комиссии, более того, из протокола видно, что никакого обсуждения документов не имело места, они были только оглашены. Голосования тоже не было.
В связи с изложенным имеются основания для признания незаконным заключения межведомственной комиссии.
Следует признать незаконным бездействие комиссии, выразившееся в неуведомлении собственников жилых помещений жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (уполномоченных ими лиц) о заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку это прямо противоречит требованиям п.7 Положения.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При этом суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).
В соответствии с разъяснениями, данными в абз. 3 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить комиссии в целях устранения допущенных нарушений требований Положения, суд считает возможным установить срок для устранения нарушений - не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ч. 10. ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с положениями пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, требует соблюдения предварительной процедуры: по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств и последующему изъятию органом местного самоуправления земельного участка и каждого жилого помещения в доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос многоквартирного дома.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым многоквартирный дом по адресу: <адрес> в связи с физическим износом конструктивных элементов в процессе эксплуатации признан аварийным и подлежащим реконструкции, подлежит признанию незаконным и постановление администрации городского округа город Шахунья № от ДД.ММ.ГГГГ как принятое в связи с принятием комиссией указанного заключения.
При этом суд отмечает, что отмена принятого органом местного самоуправления постановления, о чем просят заявители, в компетенцию суда не входит, иначе будет нарушаться принцип самостоятельности органов местного самоуправления и необоснованного вмешательства судебной власти в деятельность органов исполнительной власти органов местного самоуправления (ст. 10 Конституции РФ), поэтому в удовлетворении этого требования следует отказать.
Бездействие администрации городского округа город Шахунья, выразившееся в не направлении заявителям копий постановления № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку нарушило права и законные интересы заявителей, в частности, нарушило их право на своевременное обжалование данного постановления в суд.
Также следует отказать в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации городского округа город. Шахунья, которая вынесла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и не приняла решение о предъявлении требований к собственникам помещений о его сносе или реконструкции, а также не приняла решение об изъятии земельного участка и о выкупе жилого помещения в соответствии с требованиями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и обязать устранить допущенные нарушения, поскольку законом не установлен срок для предъявления требования о реконструкции жилого дома, в то же время срок для расселения граждан из аварийного дома администрацией был установлен, а решение об изъятии земельного участка и о выкупе жилого помещения в соответствии с требованиями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления принимает только если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили реконструкцию многоквартирного дома.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 249-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Русинова И. Н., Ломтевой Т. А., Овсянниковой В. А., Кузьминой Л. А. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, признании незаконным бездействия межведомственной комиссии, признании незаконным решения администрации, признании незаконным бездействия администрации удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального жилищного фонда в городском округе город Шахунья № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым многоквартирный дом по адресу: <адрес> в связи с физическим износом конструктивных элементов в процессе эксплуатации признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального жилищного фонда в городском округе город Шахунья, выразившееся в неуведомлении собственников жилых помещений жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (уполномоченных ими лиц) о заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ (в нарушение требований п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47) и обязать устранить допущенные нарушения.
Обязать межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального жилищного фонда в городском округе город Шахунья в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47, допущенные при рассмотрении заключения о техническом состоянии жилого помещения по адресу: дом № <адрес> Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ г.
Признать незаконным постановление администрации городского округа город Шахунья № от ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Шахунья, выразившееся в не направлении заявителям копий постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. и обязать устранить допущенные нарушения.
В части требований об отмене постановления администрации городского округа город Шахунья № от ДД.ММ.ГГГГ и о признании незаконным бездействия администрации городского округа город. Шахунья, которая вынесла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и не приняла решение о предъявлении требований к собственникам помещений о его сносе или реконструкции, а также не приняла решение об изъятии земельного участка и о выкупе жилого помещения в соответствии с требованиями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и обязать устранить допущенные нарушения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме 29.12.2014 г.
Судья (подпись) М.М. Арефьева
Копия верна:
Судья:
Решение вступило в законную силу:
Судья:
Секретарь суда: