Дело № 2-265/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<дата> г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе
судьи Чернянской Е.И.,
при участии истца Сазыкина А.И.,
представителя ответчиков Чистяковой Ю.Н.,
при секретаре Андреевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сазыкина Алексея Ивановича к ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о признании незаконным решения и признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Сазыкин А.И. обратился в суд с названным иском, в обоснование, указав, что он проходит службу в уголовно-исполнительной системе РФ, находится в звании старший прапорщик внутренней службы, в должности младший инспектор отдела охраны ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю, с <дата> (приказ от <дата> <номер>). Общая продолжительность службы в календарном исчислении, по состоянию на <дата>, составляет 16 лет 03 месяца 08 дней. <дата> он обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как сотрудник УИС имеющий выслугу более 10 лет, с приложением требуемых документов. Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Приморскому краю рассмотрела документы и приняла решение направить документы Сазыкина А.И. для получения, единовременной социальной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России Сазыкину А.И. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением им, действий в 2014 году, повлекших ухудшение жилищных условий, что подпадает под одно из оснований, предусмотренных ч.8 ст. 4 ФЗ <номер> от <дата>, а так же, ввиду, непредставления выписки из ЕГРП содержащей информацию о ранее имевшихся жилых помещениях согласно перечню, предусмотренному п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № 369, в связи с чем не представилось возможным установить факт ухудшения его жилищных условий и членов его семьи. Считает отказ комиссии ФСИН России, незаконным, поскольку им представлен полный пакет требуемых документов и действий, ухудшающих его жилищные условия, он не совершал.
Имеет состав семьи 4 человека: он, Сазыкина Е.С. - супруга, сын супруги Шестопалов А.В., <дата> года рождения, Сазыкина Д.А., <дата> года рождения - совместная дочь. Он и члены его семьи в указанном составе проживают по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится у него и членов его семьи на праве общедолевой собственности по (по ? доли на каждого), на основании договора купли продажи недвижимости от <дата>. <адрес> жилого помещения составляет 43,6 кв.м., соответственно обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет 10,9 кв.м.(43,6 : 4), что в соответствии с п.2 ч. 3 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дает ему право как собственнику жилого помещения при обеспечении общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м., на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Вместе с заявлением (рапортом) подал все требуемые документы, комиссия располагала всеми сведениями, о жилых помещениях, необходимыми для решения вопроса о постановке его на учет для получения спорной выплаты, что отражено в выписке из протокола заседания комиссии.
Отказывая в постановки на учет, комиссия указала на совершение им, действий в 2014 году, повлекших ухудшение жилищных условий, что подпадает под одно из оснований, предусмотренных ч.8 ст. 4 ФЗ № 283 от <дата>. Факт снятие его с регистрационного учета <дата> в жилом доме, расположенном по адресу <адрес> общей площадью 51,80 кв.м., принадлежащей на праве собственности Сазыкиной Г.Ф., <дата> года рождения (его бабушки) и регистрация <дата> по месту жительства его семьи, в квартире в которой я имею ? доли в праве собственности по адресу: <адрес> не может быть отнесен к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий. Названные действия не подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку были обусловлены приведением в соответствие места регистрации с местом фактического его проживания совместно с членами его семьи. Вместе с тем, жилой дом, принадлежащий на праве собственности его бабушке Сазыкиной Г.Ф., не может приниматься в расчет обеспеченности его семьи жилой площадью, ввиду следующих обстоятельств: его семья имеет на праве общедолевой собственности отдельное жилое помещение, он не являюсь членом семьи бабушки, его регистрация в жилом доме бабушки не порождает прав ни у него, ни у членов его семьи (супруги и детей) на бабушкину жилую площадь. Бабушки и внуки не отнесены законодателем напрямую к членам семьи друг друга. Без фактического совместного проживания, сама по себе регистрация в жилом доме у бабушки в период с <дата> по <дата> не порождает правоотношений между ними как членами одной семьи, равно как и не порождает прав на её жилой дом ни у него, ни у членов его семьи
Сазыкин А.И. просит суд признать незаконным решение Комиссии ФСИН России от <дата> об отказе в постановке на учет Сазыкина А.И. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за ним право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец Сазыкин А.И. настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что регистрацию в квартире по адресу: <адрес> считал не важной, поэтому решил зарегистрироваться в квартире по своему месту жительства, полагает, что это обстоятельство не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.
Представитель ответчиков ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России по доверенности Чистякова Ю.Н. исковые требования не признала, представила письменные отзывы, пояснила, что решение Комиссии ФСИН России, оформленное протоколом № 103 от <дата> об отказе Сазыкину А.И на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий принято в пределах полномочии комиссии и полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Сазыкин А.И. проходит службу с <дата> по настоящее время в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю в должности младший инспектор отдела охраны. Выслуга лет Сазыкина А.И. составляет 16 лет 03 месяца 08 дней (л.д. 30).
С <дата> по настоящее время Сазыкин А.И. состоит в браке с Сазыкиной Е.С., имеют совместного ребенка Сазыкину Д.А., <дата> года рождения, а также воспитывает сына супруги Шестопалова А.В., <дата> года рождения (л.д. 52-53, 60).
Сазыкину А.И., его супруге Сазыкиной Е.С., сыну супруги Шестопалову А.В., <дата> года рождения, и дочери Сазыкиной Д.А., <дата> года рождения, принадлежит с <дата> на праве общей долевой собственности (по ? доли у каждого) квартира, площадью 43,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, на основании договора продажи недвижимости от <дата> (л.д. 61-68)/
В указанной квартире зарегистрированы Сазыкин А.И. с <дата> по <дата>, а затем с <дата> и по настоящее время; его супруга Сазыкина Е.С., сын Шестопалов А.В. и дочь Сазыкина Д.А. с <дата> и по настоящее время, что видно из выписки из формы № 10 и копии паспортов (л.д. 41-51, 54-59, 71).
<дата> Сазыкин А.И. обратился с рапортом в ФСИН России через ГУФСИН России по ПК о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 4 человека – Сазыкина А.И., супруги Сазыкиной Е.С., сына супруги Шестопалова А.В., <дата> года рождения, и дочери Сазыкиной Д.А., <дата> года рождения (л.д. 28).
<дата> Комиссией ГУФСИН России по ПК, оформленное проколом № 14, принято решение направить документы Сазыкина А.И. для получения единовременной социальной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения (л.д. 12).
<дата> комиссией ФСИН России, оформленное протоколом № 103, принято решение об отказе в постановке Сазыкина А.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства в связи с совершением действий заявителем в 2014 году, повлекших ухудшение жилищных условий на основании ч.8 ст.4 ФЗ от <дата> № 283-ФЗ, а также
в соответствии с пунктами 5 и 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> № 369 не представлена выписка из ЕГРН содержащая сведения о ранее имевших жилых помещениях, что не позволяет установить факт ухудшения жилищных условий заявителя и членов его семьи (л.д. 14-16).
Право сотрудника уголовно-исполнительной системы, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы предусмотрено ст.4 Федерального закона РФ от <дата> № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 283-ФЗ).
Согласно ч.3 ст. 4 Федерального закона РФ от <дата> № 283-ФЗ предусмотрены условия для получения сотрудником единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона РФ от <дата> № 283-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от <дата> № 369.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты установлены главой 2 указанных Правил.
В силу п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № 369 при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно п. 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил).
В соответствии с ч.8 ст.4 Федерального закона РФ от <дата> № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Помимо этого, необходимо учитывать, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, либо право на их получение.
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 ЖК РФ, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Поэтому, для отказа в постановке на учет недостаточно установить лишь наличие факта намеренного ухудшения жилищных условий, необходимо проверить явился ли данный факт необходимым условием для приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения либо приведения жилого помещения в состояние, непригодное для дальнейшего проживания в нем.
Таким образом, суд находит, что для рассмотрения настоящего спора о постановке на учет Сазыкина А.И. в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья необходимо рассмотреть наличие или отсутствие прав у Сазыкина А.И. и членов его семьи за период с <дата> по <дата>.
Как видно из справок ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на <дата> за Сазыкиным А.И., (Шестопаловой) Е.С. и Шестопаловым А.В. право собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории Приморского края не зарегистрировано (л.д. 69-70).
Согласно справок АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от <дата>, по состоянию на <дата> за Сазыкиным А.И., (Шестопаловой) Е.С., Шестопаловым А.В., Сазыкиной Д.А. не зарегистрирована недвижимость в г. Спасск-Дальний и Спасском районе (л.д. 26-27).
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Приморскому краю, в настоящее время на праве общей долевой собственности Сазыкину А.И., Сазыкиной Е.С., Шестопалову А.В. и Сазыкиной Д.А. (по ? доли у каждого) принадлежит в квартира, площадью 43,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> Иных жилых помещений в собственности не имеется (л.д. 17-25).
Как следует из материалов дела, Сазыкин А.И. был зарегистрирован:
- в период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> по адресу: <адрес>
- в период с <дата> по <дата> по адресу: <адрес>
- в период с <дата> по <дата> и с <дата> по настоящее время по адресу: <адрес>
Судом установлено, что квартира, площадью 51,80 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежала с <дата> на праве собственности Сазыкиной Г.Ф., являющейся бабушкой истца, и проживающей в квартире с 1980 годов (л.д. 80).
В данной квартире были зарегистрированы Сазыкина Г.Ф. (собственник) и Сазыкин А.И. как член семьи собственника жилого помещения (л.д. 81-84), то есть на каждого приходилось 25,9 кв.м (51,8 кв.м : 2).
В октябре 2016 года Сазыкина Г.Ф. умерла. После ее смерти наследство принял ее сын – отец истца Сазыкин И.И..
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Из пояснений истца следует, что регистрацию в квартире по адресу: <адрес> считал не важной, поэтому решил зарегистрироваться в квартире по своему месту жительства.
Таким образом, судом установлено, что Сазыкин А.И. как член семьи собственника Сазыкиной Г.Ф. имел право пользования указанным жилым помещением наравне с собственником ввиду отсутствия соглашения с собственником об ином статусе члена его семьи, однако добровольно отказался от этого права.
При этом, действия сотрудника по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении <дата>, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей жилой площадью жилого помещения более 15 квадратных метров, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составила менее 15 квадратных метров, свидетельствуют об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье.
Судом также установлено, что Сазыкину А.И. и его супруги Сазыкиной Е.С. с <дата> принадлежала на праве общей совместной собственности квартира, площадью 42,9 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> что видно из выписок из ЕГРН (л.д.19-21, 24-25).
<дата> Сазыкин А.И. и его супруга Сазыкиной Е.С. продали данную квартиру (л.д. 91), и приобрели квартиру, площадью 43,6 кв.м., по адресу: <адрес>, площадь которой была больше предыдущей.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что действия истца по снятию <дата> с регистрационного учета по адресу: <адрес>, обоснованно расценено ФСИН России как намеренные действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий.
В случае сохранения Сазыкиным А.И. права пользования в квартире, площадью 51,80 кв.м, по адресу: <адрес> у него не имелось бы права в постановке на учет, поскольку в силу пп.1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Таким образом, решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом от <дата> № 103 принято в пределах полномочий комиссии и полностью соответствует требованиям действующего законодательства на момент принятия решения и нормативных документов, регламентирующих порядок рассмотрения вопроса о предоставлении сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты.
В связи с указанным, независимо от обоснованности второго основания для отказа - не представлена выписка из ЕГРН содержащая сведения о ранее имевших жилых помещениях, что не позволяет установить факт ухудшения жилищных условий заявителя и членов его семьи, иск не подлежит удовлетворению.
Поскольку суд признал, что решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом от <дата> № 103 законно, следовательно, требование о признании за Сазыкиным А.И. право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты необоснованно и удовлетворению не подлежит, оснований для возложения такой обязанности на ответчиков не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Сазыкина Алексея Ивановича к ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о признании незаконным решения и признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированное решение изготовлено <дата>
Судья Е.И. Чернянская